СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый урок 1 сентября "Мой труд вливается в труд моей Республики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке, к 1 сентября, раскрывается тема "Мой труд вливается в труд моей Республики"

Просмотр содержимого документа
«Первый урок 1 сентября "Мой труд вливается в труд моей Республики"»

01.09.2018г. Первый урок «Мой труд вливается в труд моей Республики»

Цель: формирование первоначального представления о труде, знакомство обучающихся с наиболее востребованными профессиями Луганской Народной Республики; формирование гражданственности и патриотизма обучающихся посредством приобщения к трудовым традициям народа; развитие представлений обучающихся о профессиональной деятельности; воспитание интереса к изучению истории родного города, трудовых достижений земляков.

Основные задачи;

- мотивация обучающихся к участию в общественно полезном труде;

- нравственное и гражданское становление личности;

- презентация трудового подвига выдающихся личностей Луганщины;

- воспитание чувства уважения к подвигам выдающихся личностей Луганщины;

- воспитание любви к Родине.

Ход урока

1. Организация класса. Слайд1

Срывая лист календаря,

Вслед лету помашу.

Осенним утром сентября

Я в школу поспешу.

День Знаний, здравствуй!

Двери все открыты детворе.

Сегодня праздник! Торжествуй!

Цветы, цветы в толпе...

Друзья, учитель, милый класс,

На год взрослее мы.

Кто первый, кто последний раз

В линейке у черты.

Звонок раздался! В добрый путь!

Пусть мамы не грустят

К ступеням знаний повернуть

Родных своих ребят.

День первый в ярком сентябре

Для каждого – рубеж.

Нас ждут открытия везде.

Удач! Побед! Надежд!

- Добрый день, дорогие ребята! Мы снова вместе! Закончились весёлые летние каникулы. Я уверена, что каждый из нас с нетерпением ждал, когда можно будет вернуться сюда, в родную школу, класс! Праздник сегодня особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Сегодня День знаний — 1 сентября — праздник начала нового учебного года, для учеников и учителей.

2. Актуализация учебной деятельности.

- Послушайте песню. Может кто-то узнает её? Слайд 2

- Правильно. Эта песня - «С чего начинается Родина…». Слова этой песни написал известный поэт Михаил Львович Матусовский. Слайд 3

Как вы думаете, почему я её выбрала? Эту песню написал наш земляк. Он родился в городе Луганске, закончил 13 школу, работал на заводе.

- Ребята, о чём эта песня?

- Правильно. Эта песня о любви к Родине.

- С чего же начинается любовь к Родине?

- С хороших и верных товарищей, с отца с матерью – родителей…

- А какими словами можно заменить слово Родина? (Отечество, Отчизна, родная сторона, родной край, отчий край, родные места, родная земля.) Слайд 4

- А что для вас значит Родина? Что вы представляете, когда слышите это слово? (Семья, родной город, школа, друзья, родители, родной дом, парки и скверы, берёзка под окном). Слайд 5

- Как вы видите, каждый понимает слово «Родина» по-своему. Но если вдуматься в его смысл, то станет ясно, что для каждого человека оно означает что-то близкое, родное, потому что слова «родина» и «родители» имеют общий корень «род».


3. Осмысление учащимися понятия «Родина» и выражение своего отношения к ней.

Ознакомление со сказкой. Слайд 6

- Я расскажу вам одну сказку «О лучшем месте на земле».

В некотором царстве-государстве, в маленьком городе, в небольшом красивом домике жил один купец со своими сыновьями Петром, Иваном и Сергеем. Жена у купца умерла, когда дети были еще маленькие. Дети учились и помогали отцу в его делах. Шли годы. Сыновья выросли, а купец состарился. Позвал отец своих детей и сказал:

- Я старею, и уже, наверное, скоро не смогу путешествовать. Хочу, чтобы вы

увидели свет, походили по городам и селам и сделали свой выбор: где вам жить и как вам жить. Каждому из вас я дам по одному заданию.

- Ты, Петр, в своем путешествии должен найти самую лучшую страну на земле.

Если тебе понравится эта страна, ты вернешься и расскажешь мне о ней. А если

захочешь там остаться, то я дам тебе денег для того, чтобы ты смог в ней устроить свою жизнь.

- Тебя, Иван, я прошу пройти по нашей стране и найти в ней самый лучший город.

Жду рассказа об этом городе. А если захочешь остаться в нем, то получишь у меня

деньги и можешь там открыть свое дело.

- Сережа, тебя, как самого младшего, отпустить от себя я не смогу. Должен же

пока кто-то со мной остаться. Но тебе я тоже дам задание. Найди в нашем городе самый лучший дом, и, если ты уговоришь хозяев продать его, я его тебе куплю.

Мало ли, много ли времени прошло, но настал срок, к которому сыновья должны были выполнить задание. Собрались они все вместе в родном доме. Первым начал свой рассказ Петр.

- За это время я обошел много стран. Много видел чудес на свете, встречался с

разными людьми. Больше всего мне понравилась одна страна. Там люди живут богато, дружно. У них красивые дома, которые окружают прекрасные парки, леса и луга. Правители в этой стране думают о своем народе и заботятся о каждом человеке.

- Значит, ты хочешь жить в этой стране? – спросил отец.

- Нет, – ответил Петр, – я думаю, что самая лучшая страна – это та, в которой ты вырос.

- Ну, что скажешь ты? – обратился отец к Ивану.

- Я обошел всю нашу страну, – начал рассказ Иван, – видел много городов и сел.

Один город мне очень понравился. Это очень большой город, в котором много

красивых площадей и улиц. На улицах всегда чисто. Каждый в этом городе может

найти дело по душе и места, где можно хорошо отдохнуть. В этом городе мудрый и заботливый мэр.

- Думаю, ты выбрал этот город, чтобы жить в нем? – спросил отец.

- Нет, – ответил Иван, – наш город не такой чистый, не такой красивый. Но я

останусь в нем и буду стремиться сделать его лучше.

- А ты, Сережа, подобрал себе новый дом, чтобы жить в нем в нашем городе?

- Я видел много замечательных домов, – сказал Сергей, – один из них даже

продается сейчас. В нем много комнат, сам дом очень красивый и уютный. Но я хочу попросить тебя, папа остаться жить с тобой в родном доме. Это самый лучший для меня дом. Отец улыбнулся и сказал: Слайд 7

- Я очень доволен вашими рассказами. Вы заслужили награду. Каждый из вас

получит деньги и сам решит, что с ними делать. Но я рад тому, что я смог дать вам самое главное еще до того, как вы отправились в путешествие.


Беседа по содержанию сказки.

- Что же самое главное дал отец своим детям? (В ходе ответов дети приходят к выводу, что главное – это любовь к своей Родине.)

- Неотделимой частицей большой Родины (страны) является родной край, наш город Луганск, Слайд 8 где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир, нашли друзей. Маленький ребенок мало знает о том уголке страны, где он живет. ДОМ – ДВОР – ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – границы мира постепенно расширяются.

- Каждый город кому-нибудь дорог. Даже самый маленький, самый неприметный городок. И для тех, кто в нем живет, он, конечно, самый лучший, самый любимый, хотя он, может быть, вовсе не лучший, далеко не лучший из городов. Но когда в нем поживешь, когда его поближе узнаешь, он привяжет тебя так крепко, что ты никогда не сможешь себя от него отвязать. Где бы ты после него ни жил, ты уже не сможешь забыть этот город. На свете нет нелюбимых, никому не нужных, никому не интересных городов.

- Прочитайте слово ГОРОД с другой стороны, и вы поймете, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ. Слайд 9


4. Ознакомление с темой и задачами урока.

- Как вы понимаете слова «любить Родину»? Что они для вас означают?». (Учащиеся должны попытаться сформулировать свое понимание этого словосочетания. В ходе беседы ребята приходят к выводу, что любить Родину – это значит стремиться к тому, чтобы она стала лучше. И лучше должны стать их дом, улица, школа, поселение, город.)

- А какой вклад вы вносите сейчас в развитие и процветание своей Родины? Гимназии? Семьи?

- Чем вы помогаете Родине? В чем ваш основной труд? (Долг – учиться, чтобы трудиться на благо Родины)

Тема нашего урока: «Мой труд вливается в труд моей Республики…» Слайд 10

- Сегодня на уроке мы должны определить, чем же мы можем помочь нашей Республике? Какую посильную помощь оказать? Может быть, именно от нас зависит будущее нашей школы, нашей Республики?

5. Работа по теме урока.

Сергей Бондарчук «Хлеборобом ли станешь…»

Хлеборобом ли станешь

Или в космос заглянешь

Или будешь шахтером,

Капитаном, шофером,

Помни крепко о том,

Что Отчизна твой дом.

Так люби же свой край,

Береги, защищай

И, шагая по жизни,

Ты в борьбе и в труде,

Верным сыном отчизны

Будь всегда и везде.

- Луганщина является уникальным регионом. Не секрет, что Луганщина – родина многих талантливых и известных людей. Причём среди них такие имена, которые были на слуху не только в нашей области. Ими восхищались, им пытались подражать, на них мечтали быть похожими. Эти имена известны всему миру.

- Ребята, каких вы знаете известных людей Луганщины?

- Сегодня мы с вами поговорим о некоторых известных людях Луганщины, узнаем об трудовых подвигах.

Сообщение об известных людях Луганщины.

Одним из величайших наших земляков является Владимир Даль – Казак Луганский. Он всем известен знаменитым словарём, которым пользуется весь мир, и будет ещё долго пользоваться. Слайд 11

Биография Владимира Даля

Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) – писатель, врач, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Родился Владимир в поселке Луганский завод (ныне — Луганск) 10 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование Владимира Даля было получено в Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. Но после нескольких лет решил избрать другой путь – начал изучать медицину.

В 1828-1829 году принимает участие в русско-турецкой войне. Даль участвует в сражениях, помогает раненым, оперирует в условиях полевых госпиталей. Вскоре биография Даля становится широко известной: он стал прекрасным и известным врачом. За время своей медицинской практики, в том числе военной, Даль писал статьи.

Даль всерьез занялся литературой. В 1832 году были опубликованы его «Русские сказки. Пяток первый». Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими. Вместе с Пушкиным Даль путешествует по России.

Но самой значительной и объемной работой Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка». Слайд 12


Слайд 13

У нас жил и работал всем известный Климент Ефремович Ворошилов, советский военачальник. Фамилия этого человека стала основанием для названия нашего города. Ворошиловград, именно так назывался наш город много лет.

А какие песни звучат с наших телеэкранов и эти песни принадлежат известному поэту Михаилу Матусовскому, родившемуся в Луганске. Слайд 14

 

В саду берёзки с клёнами

Встречают нас с поклонами.

И школьный вальс опять звучит для нас…


Эта песня звучит в каждой школе на  первом и последнем звонке уже более 50 лет!  И песня эта написана всё тем же замечательным поэтом Михаилом Матусовским.

А ещё наш край уникален и тем, что именно у нас есть Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева. А назван он в честь известного актёра, луганчанина Павла Борисовича Луспекаева. Слайд 15 - 18

В нашем классе учится правнук известного актёра – Слободенюк Андрей. Его мама расскажет вам об этом актёре.

Павел Борисович Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в г. Луганске.

Отец — армянин. Мать — донская казачка.

В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался в город Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы.

Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локоть.

Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.

После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей.

Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и поступил в театральное училище имени Щепкина, закончил в 1950г. В 1953г. во время работы в театре у Луспекаева началось заболевание сосудов на ногах. Тогда ему было 26 лет. Советам врачей Луспекаев не следовал. Он всё время работал – театр это было главное в его жизни.

Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?

Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.

Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю...

Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: "Прошу не беспокоить меня визитами". Вставать, открывать двери было для него пыткой.

Работа Луспекаева в фильме "Белое солнце пустыни" была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей.

Беда была в том, что съёмки проходили в Дагестане там, где сыпучие пески. Актёру приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.

Опираясь на палку и на плечо жены — он вышагивал медленно, мучительно. Своим подвигом и трудом он прославил наш город. В городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру было присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева, а также воздвигнут памятник известному герою.

(отрывок из фильма «Белое солнце пустыни») видео

Беседа

- Ребята, много известных людей живут и сейчас в Луганской Народной Республике. Это повара, врачи, конструкторы, инженеры, шофёры.

- А как вы думаете, какие профессии самые важные? Слайд 19

Левина Татьяна «Все профессии важны»

Все профессии важны
И, конечно, нам нужны
Врач, психолог и учитель,
Программист и попечитель,
Тракторист, геодезист
И юрист, экономист
Продолжать сейчас не буду,
Но скажу вам точно я:
Разные профессии

Каждому – своя.
Если любишь русский –
Станешь журналистом,
Если географию –
Быть геодезистом,
Если любишь всякие
Точные науки –
Изобретать будешь
Разные ты штуки.
К знаниям любовь
Заложите с детства,
Потому что с ними
Всегда будут средства!

- Вы правы, все профессии важны, все профессии нужны. А профессия –это труд.

- Существует много пословиц о труде.

- Давайте проверим, как вы знаете пословицы.

- Я буду говорить начало, а вы конец. Слайд 20-21

Кто не работает …( тот не ест).
Хочешь есть калачи …
(не сиди на печи).
Труд человека кормит …( а лень портит).
Кто любит труд …
(того люди чтут).
Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда).

Терпенье и труд….( все перетрут).

Всякая работа…..(мастера хвалит).

И маленькое дело делай,….(как большое).

Без труда меду…..(не едят).

Делу время, …(потехе час).

Деревья смотри в плодах, (а человека в трудах).

Скучен день до вечера, …(коли делать нечего).

- А знаете ли вы, какой труд у каждого из вас? Учёба. Верно – вы ученики.

Слайд 22-23.

И ваша основная задача – учиться, узнавать много нового и интересного. У каждого из вас есть любимые занятия: кто – то любит мастерить, кто – то рисовать; а кому – то нравится заниматься спортом. Пройдёт совсем немного времени, и каждому из вас необходимо будет выбирать профессию. Это очень важный шаг в жизни каждого человека. Ведь от того, нравится ли человеку выбранная им профессия, зависит его настроение, его достижения, его здоровье. Наверное, каждый из вас уже задаёт себе вопрос: «Кем стать?»


Работа со сказкой.

- Теперь я прочту вам сказку известного писателя Сергея Григорьевича Козлова «Как ежик с медвежонком протирали звезды». Слайд 24

Вот уже целый месяц Ежик каждую ночь лазил на сосну и протирал звезды.

Если я не буду протирать звезды каждый вечер, – думал он, – они обязательно

потускнеют.

И с утра выходил на крыльцо, наламывал свежий веник, чтобы сбивать сначала со звезд пыль, и стирал тряпочку. Тряпочка у него была одна, и поэтому он каждое утро мыл ее и вешал на сосну сушить. Покончив с приготовлениями, Ежик обедал и ложился спать. Просыпался он, когда уже выпадала роса. Поужинав, брал тряпочку в одну лапу, а веник в другую и потихонечку, с сучка на сучок, подымался на самую верхушку сосны. Здесь начиналось самое главное. Сначала звезды надо было обстукать веником, да так осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. Потом веник переложить в левую лапу, а тряпочку взять в правую и протирать звезды до блеска. Работа была кропотливая, и на нее уходила вся ночь.

А как же иначе? – ворчал Ежик, беседуя сам с собой на верхушке сосны.

Если Медвежонок не протрет звезды, если я не протру звезды, то кто же протрет звезды?

Медвежонок в это время тоже сидел на верхушке сосны над своим домом,

протирал звезды и думал: «Удивительно, как это Ежику в голову пришла такая

счастливая мысль! Ведь если бы Ежик не придумал чистить звезды, их бы давно уже никто не видел. Вон, какая пыльная!» – И он дунул на звезду и потер тряпочкой… Медвежонок очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ежика. И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это ее нечаянно столкнул Медвежонок.


- Как вы думаете зачем Ежик и Медвежонок протирали звезды? (В процессе беседы надо подвести детей к выводу о том, что, если человек любит свой дом, свой город, он старается сделать его лучше и красивее. Если вы не будете этого делать, другой не будет этого делать, то кто же будет делать свой дом и город лучше?)

- Вспомните, что говорил Ежик в сказке Сергея Козлова: «Если Медвежонок не протрет звезды, если я не протру звезды, то кто же протрет звезды?».

Пусть каждый из вас задумается, какую пользу он уже сегодня может принести Родине.

- Какой же вклад вы вносите сейчас в развитие и процветание своей Родины? Школы? Семьи?

- Чем вы помогаете Родине? В чем ваш основной труд? (Долг – учиться, чтобы трудиться на благо Родины)

6. Подведение итогов

- Ребята, сегодня мы с вами говорили об очень важном для каждого человека – о

Родине. И совершенно верно вы сделали вывод о том, что Родина начинается с каждого дома, села, города, а в целом Родина – это наша прекрасная Республика. Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что значит любить Родину. И не просто говорить об этом, а свою любовь проявлять в конкретных поступках.

У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – отчему дому, родному краю. Историю страны, города создаем мы. Мы участвуем в ее трудовых делах, защищаем. Учеба – это труд. И ваш труд, вливается в труд Луганской Республики.

Я желаю Вам новых знаний,

И с успехом грызть крепкий гранит,

Увлекаться вместе с друзьями

Дисциплиной под названием жизнь!

И в учебном году новом

Вам желаю успехов, побед,

Чтоб гордились Вы сами собою

Через много-много лет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!