СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Гражданское общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Гражданское общество"»

Автор разработки урока:

Бутина Екатерина Григорьевна

Тема урока: Гражданское общество. (45 мин)

Урок № 32

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: расширение знаний о государстве и формирование представлений у студентов о гражданском обществе.

Задачи урока:

Дидактические (обучающие) задачи:

1) рассмотреть историю возникновения идеи гражданского общества.

2) определить понятие гражданского общества, институты гражданского общества.

3) выделить предпосылки гражданского общества.

4) организовать работу с Конституцией РФ.

5) исследовать формы и методы контроля над деятельностью государства со стороны гражданского общества

6) привести примеры функционирования гражданского общества в Российской Федерации.

7) рассмотреть примеры решения задач в формате ЕГЭ на применение знаний о правовом государстве и гражданском обществе.

Воспитательные задача: способствовать формированию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать философские источники, работать с правовыми документами, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; формировать умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

Данная тема способствует достижению личностных результатов:

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организации

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

На уроке комбинируются методы обучения:

- пассивные методы обучения: студенты слушают лекционный материал.

- активные методы обучения: студенты совместно в течении урока находят ответы на поставленные вопросы, организуют поиск в сети Интернет (домашнее задание)

- интерактивные методы обучения: студенты обмениваются информацией, которую подготовили в качестве домашнего задания.

Формы работы: фронтальная.

Межпредметные связи: философия, история, право.

Оборудование к уроку: презентация педагога, презентации студентов, Конституция РФ, рабочий лист.

Понятия: гражданское общество, правовое государство.

Конспект урока

1 этап. Мотивационный. (постановка целей и задач) (3 минуты)

2 этап. Объяснение нового материала.

История возникновения идеи гражданского общества (5 мин)

Джон Локк (1632—1704) родоначальник классического либерализма.

«Под гражданским обществом в широком смысле можно понимать совокупность всех людей, являющихся подданными государства, но не входящих во властную элиту, принимающую политические решения или борющуюся за власть»

Каждый человек в отдельности защититься от государства не сможет. Необходима общественная структура. Ее он назвал гражданским обществом. Локк — за ограничение вмешательства политики государства в межчеловеческие отношения. Эта концепция получила название «государство ночного сторожа». Такое государство обеспечивает порядок, когда необходимо, и защищает граждан, если они подвергаются нападению, однако не препятствует им в их хозяйственной и бытовой деятельности, когда та протекает в рамках закона, т.е. вмешивается в естественные взаимоотношения людей в минимально необходимой степени (государство-минимум).

«Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это — состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не спрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли.».

Локк подходит здесь к формуле Великой французской революции — свобода, равенство, братство. За естественное состояние принималось социальное мироощущение и статус определенного сословия — буржуазии, в среде которой сделки могут иметь характер взаимовыгодного, рационального обмена, предпосылкой чего служит равенство общественно-правового статуса сторон и их взаимная независимость.

 ВОПРОС: в концепции «гражданского общества» Джона Локка, кто сильнее- государство или общество?

Понятие «гражданское общество» (7мин)

Гражданское общество это сила способная воздействовать на государство.

Гражданское общество-совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Сфера самопроявления свободных граждан и добровольных некоммерческих ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольных регламентаций со стороны государственной власти.

Если кратко: совокупность общественных отношений вне рамок государственных структур.

ВОПРОС: что первично гражданское общество или правовое государство?

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового и его равноправным партнером.

Гражданское общество не дает государству узурпировать власть представляя собой демократическую прослойку между человеком и государством.

Институты гражданского общества

Предпосылки гражданского общества (10 мин)

-частная собственность и рыночная экономика

-наличие среднего класса;

-высокий уровень демократии;

-развитое самоуправление и способность общества к самоорганизации;

-высокая образованность граждан;

-наличие свободных от государства СМИ;

-свобода распространения информации.

ВОПРОС: давайте мысленно нарисуем портрет человека с гражданской позицией.

Ответы: грамотный, ответственный, неравнодушный, знает, что им должно государство и что он должен государству, этот человек владеет собственностью и т.д.


Работа с Конституцией РФ

Статьи 17, 29, 35, 44

ВОПРОС: почему эти статьи так важны для существования гражданского общества?


Формы и методы контроля над деятельностью государства со стороны гражданского общества (10мин)

Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь – душно». «Открытое окно» – это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществляется в различных формах.

- Медиа контроль, т.е. контроль со стороны средств массовой информации.

- Партийный контроль, в первую очередь со стороны партий.

- Система социального партнерства. Суть ее – в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, советников, консультантов при разработке того или иного властного решения. Оперативная и адекватная оценка общественного мнения, его учет органами власти – важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.

-гражданский контроль за деятельностью органов власти. Общественная палата Российской Федерации» (2005 г.), одна из контрольных функций палаты – проведение экспертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. Другой функцией Общественной палаты является осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств. Особое внимание будет обращаться на то, как используются средства, выделенные «силовым» ведомствам и правоохранительным структурам. Общественная палата должна стать «глазами, ушами и душой» как органов власти, так и общества.

Методы контроля

- мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков;

-общественная экспертиза;

-общественное расследование;

-выработка альтернатив, инноваций, проектов;

-продвижение гражданской инициативы;

- участие в органах местного самоуправления.

Наиболее значимым и ярким примером формирования нового формата согласования интересов власти и гражданского общества можно выделить Общероссийское общественное движение «Народный фронт» (ОНФ), Движение является массовым общественным объединением, созданным по инициативе граждан. Движение организовано 2013 году, Его лидером является В.В. Путин.

ОНФ контролирует мусорные свалки, качество эффективности расходования бюджетных средств при ремонте дорог, формирования комфортной городской среды, обеспечение доступности медицинской помощи в малых населенных пунктах. Активисты рабочей группы «Качество повседневной жизни» провели масштабный мониторинг качества жилья, построенного по программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья»

(Прокуратура Иркутской области начала проверку информации об уничтожении памятника археологии — одной из стоянок древнего человека «Хортей-2», которой больше 7 тысяч лет. Уникальный объект входит в группу Тальминских писаниц и находится в Качугском районе. Об этом 14 апреля сообщила пресс-служба ведомства. С заявлением в прокуратуру обратились активисты иркутского отделения Общероссийского народного фронта. Жители села Белоусова прислали нам видео, на котором показали страшную находку — вблизи скал с петроглифами они нашли около 100 скважин с взрывчаткой, поломанные деревья и отпечатки траков. Следы заезда спецтехники ведут к полевому лагерю геологоразведочной компании ООО «Сейсмопоиск», Предполагаемая площадь повреждений — 600 квадратных метров. Разрушенные участки восстановлению не подлежат. Эту информацию подтвердила служба по сохранению историко-культурного наследия. Полностью уничтожены культур содержащие слои на территории объекта. Безвозвратно потеряна информация, которая могла бы открыть тайны прошлого.)

ВОПРОС: какие вы нашли примеры деятельности гражданского общества?

Студенты делятся информацией, найденной в сети Интернет. (7 мин)



  1. этап: Закрепление знаний. (задания в формате ЕГЭ)



1) Гражданин Ш. ведет активный образ жизни: его день рассчитан по минутам. Вот только несколько организаций, которые ему необходимо посетить в течение дня, чтобы решить проблему благотворительной помощи престарелым жителям нескольких деревень. Какие из перечисленных ниже организаций являются институтами гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)церковь

2)местные законодательные органы власти

3)муниципалитеты

4)Общественная палата РФ

5)администрация губернатора

6)профсоюз
Ответ:_____________________



  1. Установите соответствие между организациями, являющимися институтами гражданского общества и государства



ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНСТИТУТ

А) школа

Б) церковь

В) прокуратура

Г) Общественная палата

Д) Союз кинематографистов

  1. Государство

  2. Гражданское общество

  1. В структуру гражданского общества входит (ят)

1)исполнительная власть

2)законодательная власть

3)судебная власть

4)политические партии



4)Гражданское общество – это …

1)все граждане государства, принимающие участие в голосовании во время выборов органов власти

2)граждане, обладающие высокой политической культурой

3) добровольные объединения граждан, созданные для реализации своих целей

4)все законопослушные граждане государства



5) Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1)  Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.

2)  Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.

3)  Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.

4)  Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.

5)  Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме



4 этап: Подведение итогов (рефлексия) (7 мин)

Основные источники:

1) Обществознание.11 кл.: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - 4-е изд.-М. Просвещение, 2022. – 351 с.

2) Игошин, Н. А.  Обществознание : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Игошин, И. К. Пархоменко, В. И. Гутыра ; под общей редакцией Н. А. Игошина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14913-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520292 (дата обращения: 20.04.2023).

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации с поправками 2020 года, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М. Айрис пресс, 2021. -92 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!