СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мероприятия по теме «Духовно – нравственное воспитание старших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

можно применить как классный час и как вариант вечера. посвящённого мамам

Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия по теме «Духовно – нравственное воспитание старших школьников».»

Разработка мероприятия по теме «Духовно – нравственное воспитание старших школьников».


«О самом сокровенном»

Номинация: Инновационные формы взаимодействия с родителями.

(Методическая разработка проведения интеллектуальной игры на

классном родительском собрании или праздничном вечере, посвящённом Дню матери или Международному женскому дню для

учащихся 10 – 11 классов и их родителей.)




Медведева Наталья Александровна, учитель обществознания и классный руководитель 10-а класса (2012 год)

МБОУ «Сурская СШ№2»

«Пинежский муниципальный район» 164 630 Пинежский район с. Сура ул. Лесная д. 31 8-818-56-5-21-41 Домашний адрес:

д. Пахурово ул. Центральная

д.6а 8-818-56-5-21-21



с. Сура, 2017 г.



1. Пояснительная записка.

Опыт работы со старшеклассниками показывает, насколько важными для них в этом возрасте оказываются вопросы любви, семьи и брака. Родители теперь тоже заметно « помолодели» по сравнению с восьмидесятыми – девяностыми годами двадцатого века. Зачастую родители сами ещё не определились в жизни, и не знают, как им вести себя с детьми в том или ином случае. А дети растут, и возникает некая отчуждённость, непонимание со стороны взрослых и неуважение со стороны подрастающего поколения. Чаще всего взрослые думают, что ребёнок мечтает о большей свободе, новом компьютере или модной одежде. Работая в школе уже более 30 лет и имея своих взрослых детей, я считаю, что это не так. Современному подростку как воздух необходимо понимание, откровенный разговор по всем волнующим его проблемам. Старшеклассники хотят, чтобы взрослые прислушивались к их словам, воспринимали их всерьёз.

Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать очень важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, - это родители.

Исследования социологов показывают, что люди стали гораздо меньше говорить по - душам. Вечером семья собирается за столом, вот вам тот редкий час, когда можно поговорить. Но у каждого ещё масса своих дел, поэтому чаще всего бегло обсуждаются события прошедшего дня. Конечно, в таком случае довольно трудно узнать, о чём мечтают и чего боятся наши дети. Подросткам особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как ещё мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребёнка в любой момент? Здесь есть ещё и вторая сторона проблемы: если подросток не может откровенно разговаривать с родителями, он пойдёт за советом к кому – то ещё. И нет никакой гарантии, что полученный совет окажется удачным.

Кто же такие, современные родители? В моём 10 - а училось всего 9 человек. Но, если посмотреть социальный паспорт класса, только 4 человека живут в полных семьях (44,5%); у 3 человек – только одна мама (33,33%); 2 девочки живут с отчимами, хотя и встречаются со своим родным отцом (22,2%).

Среди родителей 2 пенсионера, 4 безработных, 2 папы работают вахтовым методом, то есть редкие гости в своей семье, только 3 родителя работают стабильно по своей специальности. В этих условиях на первое место выходит экономическая функция семьи - зарабатывание денег, пополнение семейного бюджета. Если учесть, что рынок труда в селе практически отсутствует: нет ни леспромхоза, ни совхоза, мужчинам очень трудно найти работу, а это отрицательно сказывается на статусе отца и мужа. На женщине, на матери теперь основная ответственность за семью и детей.

Старшеклассникам уже не интересно поздравлять своих мам, как младшим школьникам, исполняя песни, частушки, стихи. В этом есть некий элемент искусственности, отвлечённости, нет искренности. Поэтому нужно искать новые формы взаимодействия родителей и детей. Одна из таких форм – интеллектуальная игра. В процессе игры забываешь о своём статусе, преобладает дух соперничества, желание обыграть противника, показать себя и свою команду; возможность в иной обстановке открыть для себя что – то новое в своём ребёнке или маме.

Цели занятия – помочь осознать старшеклассникам важность таких ценностей нашего общества как любовь, семья, брак; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми, сохранению традиционных семейных ценностей.

Задачи:

Образовательная - систематизировать знания учащихся и их родителей по вопросам семейного права.

Воспитательная - способствовать выстраиванию отношений детей и родителей на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Развивающая - помочь выработке навыков конструктивного взаимодействия детей и взрослых, умения слушать и слышать других людей; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

- Работы ребят.

- Компьютер и мультимедийный проектор.

- Ролик со стихотворением.

- Записи песен о любви и о семье.

- Награды победителям и участникам, подарки мамам.

В 2011 году похожее занятие было проведено мной в 11классе, где учился мой сын в форме внеклассного мероприятия, на котором присутствовали члены Совета женщин села. Приглашённые были очень благодарны, их приятно удивило, что у детей достаточно серьёзное отношение к поднятым проблемам. Но мне показалось, что не хватает времени на дискуссионные вопросы, на обобщение и рефлексию, хотелось создать более тёплую обстановку встречи. Поэтому я немного изменила состав участников – только мамы десятиклассников. Изменилась и форма проведения – мы как обычно пригласили мам на родительское собрание. А вместо этого их ожидал празднично украшенный класс, присутствие ребят и домашняя обстановка за чашечкой чая. К тому же в процессе игры необходимы перерывы, поэтому чашечка чая как нельзя кстати.

Чтобы подчеркнуть важность момента, Кузнецова Дарья показала составленный ею ролик с лирическим стихотворением, используя мультимедиа.

Удачно настроила всех на откровенный разговор « Ромашка» - задания мамам и вторая «Ромашка» – задания детям.

Была проведена большая подготовительная работа: на уроках обществознания старшеклассники отвечали на вопросы по теме « Семья» в форме рисунков; затем рисунки проанализированы учителем, подготовлена презентация по данной теме.

Всегда большой интерес родителей вызывает диагностика рисунков старшеклассников по теме « Семья». Я, конечно, не психолог, но в процессе работы каждый раз с каждым классом открываются всё новые аспекты вопроса. Вначале меня саму поразило то, как изображают семью мальчики и девочки. Девочкам важна эмоциональная сторона семьи: чувства, эмоции на лицах, сердечки, цветы (Приложение 1, рис.1). Для мальчиков важнее материальное благополучие семьи, они обязательно рисуют дом, автомобиль, сад, огород, трактор и т.д. (Приложение 2, рис.2). На следующем уроке, сравнивая рисунки, я спрашиваю ребят: « Нет ли каких- либо отличий в ваших ответах, а, может быть, даже и противоречий?». Если находят сами, спрашиваю: « А почему?». Так постепенно в процессе совместной работы приходим к выводу, что мы думаем по-разному, объясняю им почему. Делаем выводы на будущее: что в жизни важно для мужчин, а что для женщин и как попытаться найти компромисс во взаимоотношениях. По многим рисункам сразу виден тип взаимоотношений в семье, кто главный, много ли внимания уделяется детям и так далее. Мамам очень нравятся ответы на вопросы: без чего невозможна семья? Кто главный в семье и должен ли быть главный? Права и обязанности родителей.

Уже в процессе просмотра слайдов презентации , возникает мотивация с той и другой стороны, появляется желание прокомментировать увиденное, дать свою оценку. Затем следует основная часть, как показала практика в правовых вопросах всегда сильнее дети, а это значит, что мамы тоже берут себе на заметку определённые правовые нормы. Они испытывают противоречивые чувства: досаду на себя и гордость за своих детей.

Чтобы сравнять возможности и придать игровой характер, приходится включать такие туры, как: стихи о любви, известные супружеские пары, народ о любви и о семье, песни о любви. Тут шансы всегда уравниваются, сказывается опыт родителей.

На заключительном этапе предлагается сложное задание: ребятам – дать советы своим родителям в форме шагов навстречу друг другу; а мамы работают над тем, что бы они хотели от своих детей (это своего рода рефлексия занятия).

Это самая главная часть работы, которую надо суметь спроектировать за достаточно короткое время. Можно включить лёгким фоном вальс Евгения Доги из фильма « Мой ласковый и нежный зверь», мне кажется, что эта музыка как раз способствует большему взаимопониманию: порыв навстречу друг другу, а затем уже всё сливается в единое целое. В результате старшеклассники представляют такие варианты шагов:

- Поймите, что мы взрослеем, становимся другими.

- Разговаривайте с нами по – взрослому, не отвлекаясь на другие дела.

- Вы не обязаны во всём соглашаться с нами, но не спешите со своей оценкой.

- Никогда не выдавайте тайны, которую мы вам доверили.

- Старайтесь выслушать и понять, но не вмешиваться в наши проблемы.

Радует то, что в конце дети заявляют: « Мамы, спасибо, что вы у нас есть, простите нас за огорчения и поймите, что МЫ ВАС ЛЮБИМ!!!». ( Если ребята затрудняются, надо направить их в нужное русло).

Мамы отвечают:

- Хотим, чтоб вы были счастливей нас.

- Чтобы достигли больших успехов в жизни.

- Будьте более сдержанными в отношениях и разговорах с нами.

- А вообще – то мы вас любим такими, какие вы есть, всегда вам поможем и поддержим вас.

Обобщая работу, показываю последний слайд презентации:

« Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». Благодарю всех за работу, жюри подводит итоги, ребята поздравляют мам, фотографируемся на память. Родители благодарят учителя и учащихся, старшеклассники – родителей и учителя. Обычно, на следующий день в классе ещё обсуждается мероприятие, и мамы тоже звонят классному руководителю, родители сближаются друг с другом, а это очень важно для работы классного руководителя и для будущего учебного года, когда ребята будут выпускниками.

Считаю, что наиболее удачный возраст для такого занятия – 10-11 классы. У девятиклассников ещё много бравады, колкости, стремления казаться взрослым. Такого откровенного и серьёзного разговора уже может не получиться.



















2. Основная часть работы: содержание.

Дорогие друзья! Вот и прошли зимние стужи, бушующие вьюги и холода. И хотя по утрам ещё трещат морозы, но всё в природе находится в ожидании весны. А весна навевает лирическое настроение. Долгожданная весна пришла и в наш далёкий край. Кузнецова Даша представляет вам свой ролик на стихотворение Юрия Соловьёва «Мой край, забытых Богом деревень» (смотрите фильм 10а класс).

Мой край, забытых Богом деревень. Ромашковых просторов и лесов.

Где перестроек ветер перемен не уничтожил жизненных основ.

Здесь нараспашку души и дома, всегда найдутся хлеб и молоко,

Для путника откроют закрома, неважно, что он людям не знаком.

Я в брошенный колодец загляну, где сруб замшелый прячется во мгле.

Грохочет цепь, спускаясь в глубину. Ведро воды я зачерпну себе…

И пью я эту воду через край. Дробь выбивают зубы о ведро…

Мне силы дарит заповедный край, с водой вливаясь в грешное нутро.

Шумят листвой седые тополя. Стрекочет хор кузнечиков в траве…

Мне это солнце, небо и земля – дороже жизни и всего родней!!!

И в таком замечательном крае мы с вами живём. Здесь мы построили свои дома, образовали свои семьи. А ведь наш класс – это тоже семья со своими правилами и традициями. И пускай одной из важнейших традиций нашей семьи будут вот такие часы общения.

Дорогие друзья, сегодня мы собрались здесь на серьёзный разговор о главных нравственных ценностях нашего общества, актуальных во все времена: любовь, брак, семья. Цель нашего мероприятия – способствовать установлению доверительных отношений между нами, родителями, и вами, нашими детьми. А формой проведения у нас будет интеллектуальная игра «О самом сокровенном». Но сначала давайте почаёвничаем, поскольку многие наши мамы пришли с работы, они немного устали. Наша классная семья собралась за столом для дружеской беседы…

Мероприятие мы начинаем с выбора жюри: по 1 человеку от команд (Приложение 3, рис.3). Команды сами придумывают название. Итак, лучшую половину человечества, наших мам, будет представлять команда «Любящие сердца», а наших детей – команда «Цветы жизни» (Приложение 4, рис.4, 5).

Как это прекрасно: чувствовать каждый день любовь и заботу близких тебе людей! Как здорово осознавать, что ты кому – то нужен!!! Часто вечером мы садимся рядышком и вспоминаем наше детство, сравнивая его с детством наших родителей, просим мам рассказать о том, какими мы были, поэтому наш первый тур так и называется «Расскажи мне обо мне». Здесь на партах лежат две ромашки, для мам и для ребят. Команда по очереди подходит, вытягивает лепесток и отвечает. Жюри каждый правильный ответ оценивает в 1 балл. Вопросы для мам: Первое слово вашего ребёнка. Кто в семье самый главный? Когда появился первый зуб? Самая старшая семья (по возрасту) в нашем классе. Ваша крылатая фраза. Какая музыка нравится вашему ребёнку? Любимое блюдо ребёнка. Самое дорогое в вашей семье. Каков был вес и рост малыша? У кого самое большое семейное хозяйство? В чьей семье больше девочек? (Можно предложить другие вопросы). Вопросы для ребят: У кого многопоколенная семья? Любимое мамино блюдо. Сколько лет было маме, когда ты появилась? Любимое изречение родителей. Где и как познакомились мама и папа? У кого в семье больше мальчиков? Любимая мамина песня. Назови день рождения вашей семьи. Сколько у вас братьев и сестёр, хотели бы ещё? Как вы назвали бы своих детей? Если бы ты был родителем, то хотел бы иметь такого ребёнка как ты сам? (Можно продумать другие вопросы).

Пока жюри подводит итоги первого тура, включается презентация. Учитель даёт диагностику ответов старшеклассников по теме семья, комментирует слайды, мотивирует собравшихся. Жюри объявляет итоги 1 тура.

Мы начинаем 2 тур, включается слайд, 1 задание – о чём это стихотворение? Конечно, это о семье. А что такое семья? (минута на обдумывание, отвечают на листочках, отдают их жюри, которое зачитывает ответы, комментирует и ставит баллы).

Включается следующий слайд и 2 задание: назовите основные документы о семье, команды отвечают. Учитель показывает Конституцию РФ, Семейный кодекс, Конвенцию о правах ребёнка, Всеобщую декларацию прав человека и т. д., зачитывая наиболее важные статьи. Практика показывает, что родители удивлены как много внимания государство уделяет семье, чаще всего ответы родителей ограничиваются Семейным кодексом, штампом в паспорте и свидетельствами о браке и рождении детей (Приложение 4, рис.6).

3 задание: что такое брак, виды браков, какой признаётся государством? (включается следующий слайд). Далее идут вопросы семейного права. Жюри подводит итоги.

4 задание: без чего невозможен брак? Отвечают устно, возникает небольшая дискуссия. Что самое главное в браке? Чаще всего все правильно отвечают, выделяя любовь. Любовь – это духовный союз влюблённых, основа создания семьи.

5 задание: (слайд с высказыванием Шопенгауэра), составьте фразу: « Жениться – это значит наполовину_________ свои права и вдвое__________ свои обязанности». Команды отвечают на листочках, отдают жюри, подводятся итоги.

6 задание: картинная галерея (следующий слайд). Небольшая дискуссия по вопросам к картине Пукирева «Неравный брак». Жюри оценивает ответы.

Можно сделать перерыв на чашечку чая. Дать отдых глазам и разуму. Затем предлагается тур «О любви немало песен сложено…». Из Интернета подбирается музыка известных песен о любви, семье. Команды отвечают по очереди, угадывают песни. Жюри подводит итоги.

7 задание: продолжите фразу: Любовь – это…(включается следующий слайд). Здесь высказывание В.Г.Белинского, на которое почти никогда не дают правильный ответ. Тогда надо привести пример из древнеиндийского трактата «Ветка персика»: «Любовь – это влечение тела, души и разума. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума – уважение. Влечение тела – желание. Соединение трёх влечений порождает любовь». Размышляем об этом, жюри оценивает.

8 задание: объяснить, почему на свадьбе молодожёнам желают совет да любовь? Что нужно, чтобы в семье был совет, взаимопонимание? (Можно рассказать притчу о многопоколенной китайской семье, в которой проживали под одной крышей до 100 человек. Китайский император был крайне удивлён этим и спросил: « На чём поддерживаются мир и согласие в вашей семье?» Самый старый член семьи ответил: «На великом терпении!»). Небольшая дискуссия на тему терпения, прощения. Один из учащихся (желательно, чтобы это был юноша) читает стихотворение 16-летнего школьника из Омска Сергея Плотова.

Легче всего обидеть мать, она обидой не ответит,

А только будет повторять: «Не простудись, сегодня ветер»…

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века, мы станем выше,

Но кто – то, губы сжав опять, возьмёт бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать»…

…И может быть, его услышат.


9 задание. Стихи о любви (слайд). Кто автор этих строк?

- Всё начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово»,

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви! ( А.Вознесенский)

- Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты

Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты…(А.С.Пушкин)

- И каждый вечер в час назначенный

Иль это только снится мне?

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне. (А. Блок)

- Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане!

Любовь звезда, которою моряк

Определяет место в океане! (У. Шекспир)

10 задание. Известные супружеские пары (следующий слайд), привести свои примеры. На слайде фотографии: Ролан Быков и Елена Санаева; Наталья Королёва и Сергей Глушко; Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

11 задание (слайд). Народ о семье и о любви. На листочках написать как можно больше пословиц и поговорок на заданную тему. Команды по очереди зачитывают пословицы и поговорки. Жюри подводит итоги.

Наступает самый важный момент: объявляется последний тур. В детстве родителей любят безоглядно и безотчётно. Почему- то позже в отношении к ним проявляются сдержанность, порой недовольство и резкость… что же с нами происходит? Попытаемся уменьшить расстояние между нами родителями и вами детьми: десятиклассники думают над своими советами мамам – шагами навстречу взаимопониманию; мамам задание – составить свои пожелания детям. Включается музыка Е. Доги. Команды вслух озвучивают результаты своей работы.

Учитель включает последний слайд: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». Можно предложить исполнить всем вместе песню «Родительский дом». Жюри подводит итоги, награждает победителей. Ребята поздравляют мам. Классный руководитель благодарит всех за работу. Фотографируемся на память (Приложение 5, рис.7,8).

3. Список литературы:

1.Воспитание школьников. Теоретический и научно – методический журнал. М.: Школьная пресса, 2007, № 9. - 80 с.

2.Поздеев А. В.Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. М.: ВАКО, 2010. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).

3.Интернет ресурсы.






















Приложение 1

Рис.1. Ответы девочек

Приложение 2


Рис.2. Ответы мальчиков

Приложение 3

Рис.3. Компетентное жюри

Рис.4. Команда «Любящие сердца»

Приложение 4

Рис.5. Команда «Цветы жизни»

Рис.6. «Мозговой штурм»

Приложение 5

Рис.7. Наша дружная семья

Рис.8. Фотография на память


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!