СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка нацелена на  знакомство учащихся 4 класса с историей нашей страны,  историческими личностями и преобразованиями во времена правления императрицы.  Материал может быть использован на уроках окружающего мира и во внеклассной работе по изучению истории города. Детям нравится изучать историю, просматривая яркие слайды. Анимация оформления  28 слайдов презентации привлекает внимание учеников. Содержание учебных заданий стимулирует развитие речи, памяти, восприятия. На уроке школьники могут познакомиться с изображениями  разных достопримечательностей города Санкт-Петербурга. Особое внимание уделено показу портретов Екатерине Великой. В презентацию включена краткая информация о полководцах во времена правления Екатерины. 

Просмотр содержимого документа
«Екатерина Великая»
















Учитель ГБОУ № 206: Дворникова С.В.


СПб

Цели урока: сформировать представление о жизни в России

во времена правления Екатерины П;

развивать устную речь уч-ся; расширять кругозор учащихся;

воспитывать любовь к живописи и интерес к истории.


Ход урока:


1.Орг.момент, сообщение темы урока.

Слайд 1.

- Сегодня мы познакомимся с императрицей Екатериной Великой.


2.Проверка Д/З.

- Кто продолжил дело Петра 1? О ком пойдёт речь на уроке нам

предстоит узнать разгадывая кроссворд.


Слайд 2.

  1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? (Петербург)

  2. Кто был его первым учителем? (Дьячок)

  3. Кем был его отец? (Рыбак)

  4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? (Петербургской)

  5. В какой стране за границей учился Ломоносов? (Германия)

  6. Около какого города родился Ломоносов? (Холмогоры)

  7. Ломоносов был выдающимся … (химик)

  8. Он открыл атмосферу на планете … (Венера)

  9. Судно Ломоносова. (Чайка)

Ключевое слово: ЕКАТЕРИНА.


Слайд 3.

- Молодцы! Сегодня речь пойдёт о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра 1. Почему её прозвали Великой, мы узнаем на этом уроке.


3. Изучение нового материала.

1. Работа с картиной.


Слайд 4.

Демонстрация репродукции картины Д.Г.Левицкого «Екатерина П – законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год)

Рассмотрим репродукцию картины.

Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия Фемиды. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые согласно античной традиции считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орёл с оливковой ветвью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещенную, сильную и мирную Россию. Если мы будем внимательны, то заметим, что на круглом пьедестале статуи Фемиды помещен рельеф-профиль греческого мудреца Солона. Не намёк ли это на мудрость российской правительницы? Левицкий пишет портрет в спокойной холодной гамме зеленовато-оливковых тонов, отвечающих как рациональности воплощенной идеи, так и пластической четкости живописи. Успех этого полотна был велик.

*

Знаменитый поэт Г.Державин так описал его в стихотворении «Видение Мурзы»:


…Виденье я узрел чудесно:

Сошла со облаков жена,

Сошла - и жрицей очутилась

Или богиней предо мной.

Одежда белая струилась

На ней серебряной волной…

Простёртой на алтарь рукою

На жертвенном она жару,

Сжигая маки благовонны,

Служила вышню божеству.

Орёл полунощный огромный,

Сопутник молний торжеству,

Геройский провозвестник славы,

Сидя пред ней на груде книг,

Священны блюл её уставы;

Потухший гром в когтях своих

И лавр с оливными ветвями

Держал, как будто бы уснув…


2.Беседа.

- После Петра 1 в России царствовала Екатерина П. По происхождению она была немецкой принцессой. В 14 лет она переехала в Россию. В это время царствовала Елизавета Петровна,

дочь Петра 1.


Слайд 5.

Слайд 6.

Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом,Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных писателей и получила массу разнообразных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нем сочинения.

*

После смерти супруга Петра Ш в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?», Екатерина царствовала 34 года.

Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник.


Слайд 7.

Самыми значительными людьми при императрице были


Слайд 8.

П.А.Румянцев

*

А.Г.Орлов

**

Г.А. Потёмкин и другие. С именем каждого из них связаны великие дела.

3. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст.

- Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине П?


4.Работа по теме.

Слайд 9.

- Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты.

- На главной площади возник Медный всадник.

Он был поставлен Петру Великому за труды на пользу России.

Могучий всадник простирает руку над своей столицей. Змея под ногами коня – это иносказание, или аллегория: так на языке скульптора обозначено, что Петр1 раздавил всех врагов России. Петр в плаще с лавровым венком на голове. Коня на дыбы поднял – не боится, на самом краешке скалы. Фигура коня стоит на трёх точках опоры, но всё равно было очень трудно отлить эту скульптуру: она обрела устойчивость только благодаря тому, что передняя часть коня выполнена более тонкой и поэтому она более лёгкая.

А знаете что ещё примечательно в этом памятнике? Его постамент. Он высечен из Гром-камня.(Его расколола молния) Это была целая скала, которую нашли в Лахте и с огромными трудами перевезли в Петербург. Обработку камня начали ещё в лесу. Потом сделали огромные, обитые медью желоба. В два параллельных желоба через определённые промежутки пускали бронзовые шары, которые покрывались верхними желобами – на них находился сам камень. По мере передвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, таким образом камень непрерывно продолжал двигаться. Автором этого технического приспособления считается иностранец Ласкари, руководивший работами.

Статую создал гениальный французский скульптор Етьен Морис Фальконе. Под его руководством её и отливали. Только голова у него долго не получалась, и он поручил вылепить её своей ученице Мари Анн Колло. А русский скульптор Фёдор Гордеев лепил перед отливкой змею, проект установки разработал архитектор Юрий Фельтен…

А неизвестные наездники – и среди них, возможно, Мелиссино, который фигурой походил на Петра, - позировали скульптору, сотни раз взлетая на коне на специально сооруженный помост. Вопрос о том, каким быть коню, скульптор обсуждал даже с самой царицей Екатериной, которая заказала этот памятник. Ведь Фальконе хотел создать памятник не властителю, даже не воину, а просвещенному герою – ему и конь нужен был героический, благородный! Известно, что моделью Фальконе служили сразу два коня из придворных конюшен – Бриллиант и Каприз. Так что и кони по-своему участвовали в создании памятника. Вообще-то, советов Фальконе наслушался вдоволь! Даже его друг французский писатель Дидро поначалу советовал ему создать многофигурную группу, сложную и громоздкую. Но Фальконе сделал так, как считал нужным. Кстати, и сама царица не только платила деньги: она обсуждала многие детали монумента со скульптором и сочинила надпись: PETRO primo – CATHARINA secunda, что в переводе означает «Петру Первому – Екатерина последующая», потому что императрице очень важно было доказать, что она- последовательница Петра.


Слайд 10.

А так выглядит памятник в наши дни. А.С. Пушкин писал:

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?


Слайд 11.

Во времена Екатерины был возведен Зимний дворец. Набережная, на которой стоит Зимний дворец называется Дворцовой.


Слайд 12.

Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли

*

для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда пожить в нем она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой.


Слайд 13.

В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, потому что по этой лестнице входили послы иностранных государств.

Слайд 14.

Парадный подъезд – был назван Иорданским. Под Рождество напротив подъезда во льду вырубалась Иорданская Купель, её освещали, а потом в неё окунались все желающие.


Слайд 15.

В наши дни в Зимнем дворце находится один из крупнейших в мире музеев – Эрмитаж.

*

В нем хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней.


Слайд 16.

Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях:

Малом Эрмитаже

*

Старом Эрмитаже

*

Новом Эрмитаже

*

А еще есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.


Слайд 17.

-Вернёмся к памятнику Екатерине П, где изображены её помощники в разных делах.


Слайд 18.

Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков в воспитательных целях она написала большой труд «Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе, похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России.


Слайд 19.

Екатерина Романовна Дашкова, замечательная женщина-учёный. Она стояла во главе двух академий наук – Императорской и Российской, занимавшейся изучением русского языка.


Слайд 20.

Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств.


Слайд 21.

Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях.


Слайд 22.

Василий Яковлевич Чичагов, адмирал, командовал балтийским флотом.


Слайд 23.

Григорий Александрович Потемкин – известный военачальник.


Слайд 24.

Петр Александрович Румянцев – известный военачальник.


Слайд 25.

Александр Васильевич Суворов –полководец.


Слайд 26.

В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Он хотел стать героем: закалялся, занимался физкультурой, обливался по утрам холодной водой. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. В походах с ними ел из одного котла. Очень их любил и называл чудо-богатырями. А по утрам выскакивал из своей палатки и будил весь лагерь – кричал петухом. Когда царь придумал новую неудобную форму для солдат, Суворов сочинил стишки:

« Букли не пушки, коса не тесак,

А я не немец, а природный русак!»

Они платили ему за всё любовью и уважением, шли за ним всюду.

С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Он взял Измаил - это одна из самых знаменитых побед. (В 1790 году) . Он перешёл через Альпы и появился в тылу врагов. Суворов вообще был непобедим. А когда кто-то заметил, что ему просто везёт, он засмеялся и сказал:»Один раз – везение, другой – везение, помилуй Бог, где же умение?»

Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах, осталась книга «Наука побеждать».

*

Лицом к Неве у Марсова поля стоит памятник Александру Васильевичу Суворову. Его создал Михаил Иванович Козловский. Фигура на постаменте одета в доспехи средневекового рыцаря. Памятник выглядит так торжественно, что скульптор не решился придать ему черты Александра Васильевича: уж очень у него было живое, насмешливое, всякого пафоса лишенное лицо. Модель же памятника, где бог войны изображен с лицом Суворова, Козловский подарил дочке полководца – Суворочке.

Но еще интереснее другая история. Во время фашистской блокады памятники Ленинграда зарывали в землю или укрывали мешками с песком и досками. Хотели спрятать и памятник Суворову. Но он не прошел в помещение, которое для него предназначалось,- и всю блокаду простоял на своем месте. За одно с ним город охраняли еще два памятника – полководцам Кутузову и Барклаю де Толли, что у Казанского собора. И не один снаряд в них не попал. А в тот подвал, который должен был приютить памятник Александру Васильевичу, как раз снаряд и угодил. Так что, как видите, и памятник этот героический.

Всеволод Рождественский написал стихотворение «Памятник Суворову»

Среди Балтийских солнечных просторов,

Пред широко распахнутой Невой,

Как бог войны, встал бронзовый Суворов

Веденьем русской славы боевой…

Несокрушима воинская сила

Того, кто предан родине своей.

Она брала твердыни Измаила,

Рубила в клочья прусских усачей.

В Италии летела с гор лавиной.

Пред Фридрихом вставала в полный рост.

Полки средь туч вела тропой орлиной

В туман и снег на узкий чёртов мост…

Он прям и смел в грозе военных споров,

И равного ему на свете нет.

«Богатыри!»- так говорил Суворов

Наш прадед в деле славы и побед.


Слайд 27.

Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года – его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.


Слайд 28.

«Ода Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской, которою её величество в новый 1764 год всенижайше поздравляет всеподданнейший раб Михайло Ломоносов»


4. Закрепление изученного материала

- Кто стал продолжателем дел Петра Первого? (Екатерина П)

- Сколько лет царствовала Екатерина Вторая? (34 года)

- Как её стали называть? (Великая)

- Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым

умом)

- Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и

советников)


5. Подведение итогов урока

Какие изменения произошли в СПб при Екатерине Великой?


11


Просмотр содержимого презентации
«Екатерина Великая»

е г у б р е п т р ь ч о к д я б к а ы р р е т п е г с к б р о й у а н г р м я е и о ы о г р х о м л м х и к и н а р е е в й а к а ч

е

г

у

б

р

е

п

т

р

ь

ч

о

к

д

я

б

к

а

ы

р

р

е

т

п

е

г

с

к

б

р

о

й

у

а

н

г

р

м

я

е

и

о

ы

о

г

р

х

о

м

л

м

х

и

к

и

н

а

р

е

е

в

й

а

к

а

ч

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!