Мастер-класс
Тема: «Стратегия смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира» на примере изучения нового материала в 3 классе по теме «Екатерина II Великая»
Цели: показать на практике применение приёмов работ для формирования навыков смыслового чтения на уроке окружающего мира
Технология развития критического мышления
Приёмы:
Работа со словами-ключиками (словарная работа)
Таблица «ЗХУ» («Знаю. Хочу узнать. Узнал.)
Линии сравнения.
Микрофон
Материально-техническое обеспечение: Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч1 \Н.Ф. Виноградова. 3-изд., исп. – М. Вентана-Граф,2013.- (Начальная школа ХХI века); таблички ЗХУ, словарь, портреты Петра I и Екатерины II, таблички – Линии сравнения
I Стадия вызова
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом
-Приглашаю вас принять участие в сборе материалов о прошлом нашей Родины.
-На каком историческом этапе мы остановились? (Российская империя)
На доске - лента времени
Древнерусское государство Московская Русь Российская империя
VIII – XV | XV – XVII | XVIII - |
А) Приём «Микрофон»
-Как вы думаете, кому посвящен памятник «Медный всадник», установленный в Санкт-Петербурге?
-По-вашему мнению, Пётр I достоин памятника?
-Этот памятник был поставлен продолжательницей дел Петра I Екатериной II Великой.
Как вы думаете, почему её прозвали Великой?
-Докажем это?
Б) Словарная работа (работа с карточками на доске)
-Объясните смысл слов-ключиков, подобрав соответствующие слова и выражения. Они помогут вам точнее понять текст.
государь император единоличный правитель
порт место у берега, оборудованное для стоянки судов
город-порт приморский портовый город
Эрмитаж один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев России и мира
подданные подчиненные, подвластные государю
прививка введение в организм человека препарата для выработки иммунитета к заболеванию
частный пансион закрытое учреждение с общежитием и полным содержанием учащихся
крепостные люди, находящиеся в крепостной зависимости, то есть не имеющие никаких гражданских и имущественных прав
ссылка изгнание
II Стадия осмысления: работа с таблицей ЗХУ
Цель: достичь понимание и осмысление текста детьми
А)Что мы знаем о Екатерине II?
-Что хотите узнать? (заполняют таблицу 1 и 2 столбик) – на доске
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Екатерина II Великая, продолжательница дел Петра I | Кем она была? Какая? Что сделала для Российской империи? | |
Б)Работа с текстом учебника
-На эти вопросы мы узнаем ответы, прочитав текст на с.32
Чтение с пометками: V это знаю, + новое
-Что узнали из 1 и 2 абзацев? Заполняем таблицу 3 колонку. (Дела на благо страны: укрепляла армию, строила новые города, выход к Чёрному морю, город-порт Севастополь)
- Прочитайте из 3 абзаца, какая была Екатерина II? (Какая? – образованная, увлекалась историей, изучала иностранные языки, писала стихи, сказки, собрала библиотеку, основала Эрмитаж)
- Что узнали из оставшихся абзацев? (Чтение в парах 4 – 5 абзацев (медпомощь простому народу, прививки от оспы, защищала интересы богатых людей)
Дополнительное чтение исторической справки учеником:
«Известна реформа образования Екатерины II. Главная её задача – создание воспитательных домов, где дети получали денежное довольствие, полное содержание и образование. В результате страна пополнила ряды своих граждан большим количеством образованных и умных людей, которые были преданы государству. В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт благородных девиц. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах»
(воспитательные дома и школа для женщин)
- Что же мы узнали о Екатерине II в результате нашей работы с текстами? (Зачитывают)
III Линии сравнения – на доске
Цель: проверить понимание и усвоение информации из текста.
«Установи соответствие»
- Используя свои знания, установите соответствие: какие преобразования были совершены при Петре I, какие – при Екатерине II
Преобразования
Россия стала империей
Создание флота
Выход к Балтийскому морю
Пётр I Выход к Чёрному морю Екатерина II
Основание Эрмитажа
Основание Санкт-Петербурга
Оказание мед. помощи
Открытие училищ
Открытие воспитательных домов
Введение прививок от оспы
Пётр I Преобразования Екатерина II
Россия стала империей Выход к Чёрному морю
Создание флота Основание Эрмитажа
Выход к Балтийскому морю Оказание мед. помощи
Основание Санкт-Петербурга Введение прививок от оспы
Открытие училищ Открытие воспитательных домов
IV Рефлексия:
Приём «Микрофон»
- Как вы считаете, в результате нашей работы доказали ли мы, что Екатерину II заслуженно назвали Великой? Начните со слов «Полученная на уроке информация …»
-Что вы можете рассказать об императрице своим родителям и друзьям?
4