Разноуровневые задания
по русскому языку
2 класс
Пояснительная записка
. Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития ученика с учётом его индивидуальных способностей, интересов, здоровья. Пособие можно использовать для работы на уроках русского языка, на дополнительных часах самоподготовки, для занятий дома. Пособие поможет учащемуся закрепить трудности орфографии, восполнить пробелы обучения, выработать прочные навыки грамотного письма, прочно усвоить учебный материал по программе 2 класса.
Основой данного материала является технологии критического мышления, как здоровьесберегающая, позволяющая добиться хороших результатов обучения: повышения интеллектуального уровня учащихся, значительное повышение эмоционального настроя на процесс обучения, сведения уровня тревожности до о.
Для выделения и конкретизации учителем целей учебного процесс а, для исследования мыслительных процессов учащихся в познавательной деятельности, используется таксономия Блума.
1 уровень. Знание. Обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.
2 уровень. Понимание. Обозначает понимание фактов, правил.
3 уровень. Обозначает использование знаний в новых ситуациях.
4 уровень. Анализ. Обозначает более высокий уровень понимания.
5 уровень. Синтез. Обозначает умение работать творчески.
6 уровень. Оценка. Обозначает умение оценивать знание материала, его усвоение.
Обязательное условие выполнения задания - работу начинать с первого уровня.
Предложение
1 уровень. Спиши текст. Подчеркни заглавную букву в начале предложения.
У Юры и Пети жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука.
2 уровень. Спиши. Поставь знаки препинания в конце предложения.
Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет
Из какого дерева делают спички
Берегите природу
3 уровень. Составь предложения со словами Астана, Алматы. Запиши их.
4 уровень. Исправь ошибки в тексте и самостоятельно допиши два предложения.
Весна идёт. На лесных полянах тает снек. Просыпаются от зимнего сна деревья.
*****
1 уровень. Прочитай текст. Запиши, сколько в нём предложений.
У меня есть подруга Диля. Вчера я познакомилась с её семьёй. Отец Ди
ли, Олжас Бегалиевич, работает в институте. Мать, Акмарал Болатов
на, - портниха. Она шьёт детскую одежду. Братья, Бахтияр и Багжан
учатся в школе.
2 уровень. Прочитай, раздели текст на предложения. Запиши.
Сегодня день знаний школа радостно встречает учеников звенит первый звонок.
3 уровень. Спишите, исправив ошибки.
Старшие школьники принесли малышам подарки. У Аскара Карандаши. У Армана альбом с рисунками.
4 уровень. Придумай загадку о сосульке.
Слово. Деление слов на слоги
1 уровень. Спиши. Обозначь количество звуков и букв в каждом слове.
Утюг, тюлень, юг, юла, угол, уголь, перья.
2 уровень. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Полученные слова раздели на слоги для переноса.
Кинга, укра, лоте, орса.
3 уровень. Напиши только те слова, в которых есть слог из одного гласного звука.
С любыми двумя словами составь предложение.
Грибок, ель, парк, арка, лай, корм, лайка.
4 уровень. Найди слово в слове. Запиши.
Метро, работа, комар, блокнот, газета, черепаха, корабль, пирог. Столица, улица.
Понятие о звуках речи. Глухие и звонкие согласные
1 уровень. Спиши. Подчеркни гласные буквы. Поставь ударение над словами.
Струйки воды бегут по воде.
2 уровень. Запиши слова в алфавитном порядке. Подчеркни звонкие согласные.
Гусь, аист, коза, енот, орёл, лес.
3 уровень. Составь предложение с одним из этих слов. Подчерни одной чертой глухие согласные, двумя звонкие согласные.
4 уровень. Составить кроссворд из четырёх слов, которые начинаются с глухих согласных.
Твёрдые и мягкие согласные
1 уровень. Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
Ветеран, бидон, старт, небо, сюрприз.
2 уровень. Составь предложение из слов и запиши их. Холодный ветер, глубокое озеро.
3 уровень. Замени в словах выделенные буквы другой буквой так, чтобы получи лось новое слово.
Лес, бочка, коза.
4 уровень. Мальчик ушибся и заплакал. Утешь его. Найди и запиши подходящие слова.
Мягкие согласные
1 уровень. Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
Белые гуси, хитрые лисы, нежные цыплята.
2 уровень. Составь предложения из слов и запиши их. Подчеркни согласные.
Красивый цветок, тёплый ветер.
3 уровень. Замени выделенные буквы так, чтобы твёрдые согласные стали мягким
Mал, мыл, коm, лук.
4 уровень. Проведи фонетический разбор слов конь, лето. Составь с ними два предложения.
Гласные буквы е, ё, ю, я
1 уровень. Подчеркни в словах буквы, которые обозначают два звука.
Ёж, ель, зуб, мышь, юла, уголь, угол, брат, брать.
2 уровень. Запиши по образцу количество слогов, букв и звуков в словах:
Апельсин, Юля, голубь, клубника.
Образец: тюлень - 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
3 уровень. Составь и запиши 2 предложения со словами, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
4 уровень. Угадай, какое слово здесь записано? Запиши его, подчеркни мягкие согласные
Правописание букв и, а, у после шипящих
1 уровень. Вставь пропущенную букву.
Маш... на, туч..., карандаш..., нож..., щ... ка, кувш... н.
2 уровень. Спиши. Вставь пропущенную букву. Выполни фонетический разбор второго слова.
Ч...шка, молч..., лыж..., задач...
3 уровень. Заполни клеточки.
4 уровень. Сочини четверостишие со словами: Малыши-карандаши.
Двойные согласные
1 уровень. Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Гра...атика, кла..., програ...а, ра...каз, А...а
2 уровень. Спиши предложения. Вставь слова с двойными согласными.
1. Очень важная ... - учитель.
2. ... поставила в вазу букет астр.
3. Зимой мы часто играем в... .
3 уровень. С данными словами составь предложения. Подчеркни в этих словах звонкие согласные.
Группа, ссора, ванна.
4 уровень. Объясни слово каллиграфия. Напиши букву К каллиграфически правильно.
Ударные и безударные гласные в словах
1 уровень. Спиши. Вставь пропущенную букву.
П...сьмо, д...ма, к...за, тр...ва.
2 уровень. К данным словам подбери проверочные слова.
Снежок, лесник, часы, река.
Образец: дожди - дождик.
3 уровень. С данными словами придумай предложения. Подчеркни безударные гласные.
Листок, часы.
4 уровень. Догадайся, из каких слов выпали гласные, назовите «опасную» гласную.
Мдвдь, крндш, кньк, прзднк, зц, брз, кмнь.
Парные звонкие и глухие согласные звуки
1 уровень. Замени в данных словах начальный согласный парным глухим или звонким.
колос, жap, бочка, палка.
2 уровень. Выпиши слова, на конце которых есть парные звонкие или гласные.
1. Ученье и труд рядом живут
2. Мой ровесник подрос.
3 уровень. Закончи пословиц, используя слова для справок.
3елёный наряд радует ... . в зимний холод всякий... .
Слова для справок: молод. слёз. глаз.
4 уровень. Отгадай шараду.
С е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С и учительница часто,
Говорит в конце урока.
Сочетание -чк-, -чн-
1 уровень. Выписать слова с сочетанием -чк-.
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
2 уровень. Вставь пропущенные сочетания -чк-, -чн-.
Куро...а моя,
Умни..а моя.
Вот пшено, води...а,
Дай ты мне яи...о.
3 уровень. Придумай предложения со словами шуточка, минуточка.
4 уровень. Найди слова, которые от перестановки слогов не меняют своего значения.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
1 уровень. Измени слова так, чтобы они называли один предмет.
Медведи - ... , гуси - ... , олени - ... , окуни - ... .
2 уровень. С помощью мягкого знака образуй новые слова из слов: Шест, ест. Придумай с ними предложения.
3 уровень. Заполни клеточки.
4 уровень. Запиши название животного оканчивающегося на сь.
Большая буква
1 уровень. Спиши. Подчеркни клички животных.
Знаменитую собаку- разведчицу звали Джульбарс. Первой в космос полетела собака Лайка. Конь Квадрат много раз завоёвывал первые призы.
2 уровень. Дополни предложения.
Меня зовут ...
Моя фамилия ...
Мою маму зовут...
Моего брата (сестру) зовут
Мою учительницу зовут...
3 уровень. Спиши, добавляя клички животных. С одним словосочетанием составить предложение.
Попугай..., собака..., кот..., корова..., конь...
4 уровень. Объясни, что означает выражение Царевна - несмеяна. Дай ей совет.
Алфавит
1 уровень. Списать слова в алфавитном порядке.
Сергей, Вика, Анна, Рита, Маша, Никита, Коля, Оля, Андрей, Саша,
Елена, Тоня, Наташа, Егор, Максим, Антон, Таня, Фёдор.
2 уровень. Написать буквы, которые в алфавите стоят:
-до буквы Ж;
- .между буквами К и Т;
- После буквы У.
3 уровень. Придумай и запиши 10 слов в алфавитном порядке от А до И.
4 уровень. Придумать рекламу русскому алфавиту.
Звуки и буквы
1 уровень. Закончи правило.
Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить
слово так, чтобы после согласного стоял_______________________
2 уровень. Вставь пропущенные согласные. Напиши проверочные слова.
Моро... (з-с)_________________________________________
Овра... (к-г)_________________________________________
Гри... (п-б)__________________________________________
Сторо... (ш-ж)______________________________________
3 уровень. Исправь ошибки, если они есть.
Окоп, тас, малыж, любофь, паровос, столб.
4 уровень. Придумать четверостишие о букве К.
*****
1 уровень. Допиши правило.
Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так,
чтобы безударный гласный _________________________________
2 уровень. Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Тр..ва (о,а) ___________________________________________
В...да (а,о) ___________________________________________
З...мля (и,е) __________________________________________
П...тно (и,е) _________________________________________
Ст...на (е,и) _________________________________________
3 уровень. Найди и исправь ошибки там, где они есть.
1. Драва, бижать, начлег, стаял, вхадuл.
2. Сергей учится во втором класе.
3. Мама прочитала мне рассказ о диких животных.
4 уровень. Разгадай ребус. Напиши, сколько в этом слове букв и звуков.
Окончание
Вставь нужное слово. Окончание - это ___________________ часть слова, которая служит для ______________слов в ________________. Окончание обозначается так: ___________________
1 уровень. Спиши, вставь подходящее слово. В подчёркнутых словах выдели окончание.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Мягкие. пушистые,
Милые...
2 уровень. Запиши по образцу. Выдели окончание.
Образец: пvшистомv (котёнок) - пvшистомv котенку.
Тёплой (шуба), синему (небо), вкусная (каши).
3 уровень. Составь из данных слов предложение. Выдели в словах окончания.
Друг, человеку, и человек, брат.
4 уровень. Напиши слова с окончанием -ому- . Составь словосочетание с этими словами.
Корень слова
1 уровень. Выпиши родственные слова. Выделите корень.
Домашний, дом, домбра, домино, домовой, говор, разговор, воришка, говорит.
2 уровень.
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста,
Человеку чай полезен
Чайник в доме неспроста.
В подчёркнутых словах выдели корень.
3 уровень. Подбери к данным словам родственные слова.
Вода
Снег
4 уровень. Ответь на вопрос. Какие слова нам подарил сад? Ответы запиши.
Безударные гласные в корне слова
1 уровень. В словах выдели корень.
1) Красный, краснеть, краснота, красненький;
2) Редкий, поредел, проредить, реденький;
3) Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.
4) Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.
2 уровень. Образуй от данных слов новые слова, с безударной гласной в корне слова.
Бег ___________________________________________________
Крик _________________________________________________
Смотр______________________________________________
Лёд_________________________________________________
3 уровень. Исправь ошибки и получи «отлично».
В залатые осенние дни готовuлись к отлёту журовли. Покружuлись
они над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в дальние
страны. Скоро поднимется над рикой висёлое солнце.
4 уровень. К данной пословице придумай историю. Запиши её. В тесноте, да не в обиде.
Правописание парных согласных в корне слова
1 уровень. Вставь пропущенную букву, проверь.
Лё...кие _______________________________________
Ло...ка _________________________________________
Блю...це ________________________________________
Пры...ки ________________________________________
2 уровень. Подбери однокоренные слова с парным согласным в слабой позиции.
Шапочка _______________________________________
Снег ___________________________________________
Скользить ______________________________________
3 уровень. Составь предложение, найди слова с согласной слабой позиции.
1. Солнце, греет, в, ласково, лесу, редком.
2. На, лосиха, задремала, тёплом, солнце.
4 уровень. Придумать загадку о словах с удвоенной буквой.
Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек
1 уровень. Спиши. Исправь ошибки.
Мы жывём в киеве. Киев - столица украины.
2 уровень. Вставь нужную букву в названиях рек и городов.
...олга, ... иев, ... обол, ... останай, ... стана.
3 уровень. Напишите три предложения о своём родном селе, включив название
улицы.
4 уровень. Составить кроссворд: города Казахстана.
Суффиксы
1 уровень. Спиши. Выдели суффиксы.
Дождевой, чувствовать, еловый, жёлтенький.
2 уровень. Образуйте, используя суффиксы -чик-, -очк-, -оньк-, -еньк- новые слова.
Роза, Юля, берёза, костюм, стакан.
3 уровень. Придумай и запиши три слова по следующей схеме.
4 уровень. Придумай слова с суффиксом –еньк-.
Приставка
1 уровень. Спиши. В подчёркнутых словах выдели приставки.
Тили - тили, тили - бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила.
Глаза выпучила.
2 уровень. Запиши любые слова с данными приставками.
3 уровень. Запиши данные слова по образцу, выдели в них приставки.
Образец: Запевают-запевают песни.
Посидел , спишу , перенёс-...
4 уровень. Разгадай ребусы.
100 лица, с 3 ж, Р 1 а.
Имя существительное
1 уровень. Спиши. Подчеркни имена существительные.
За моим окошком
Сказочные ели.
На ветвях зелёных
Тихо спят метели.
2 уровень. Из данных слов выпиши имена существительные.
Гудят, праздник, шмель, длинный, цветок, дети, красивая.
3 уровень. С именами существительными день, дождь, зонт придумай два-три предложения. Запиши их.
4 уровень. Разгадай ребус.
ЛК
Имя существительное
1 уровень. Чудак-математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрёл бутерброд.
Спиши. Подчеркни имена существительные.
2 уровень. Выпишите имена существительные.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, зелёный, дочь, болеет.
3 уровень. Составь из данных слов предложения. Разберите эти слова по составу.
День, зонтик.
4 уровень. Разгадай ребус.
голо
Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Допиши. Имя существительное – это часть________________________________
1 уровень. Отгадайте загадки. Правильно и красиво запишите отгадки. Подчеркни те имена существительные.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (___________________)
Ползун ползёт, иголки везёт. (_______________)
2 уровень. Прочитайте. Подчеркните одной чертой неодушевлённые существительные, двумя чертами - одушевлённые существительные.
Жил - был желторотый воробей, звали его Пудик. Старик у ворот тепло уволок,
сам не стоит, и стоять не велит.
3 уровень. У неодушевлённых существительных обозначьте корень, а у одушевлённых существительных обозначьте окончание.
Кузнечик, дождь, догадка, голова, ёжик.
4 уровень. Из данных слов составьте предложение. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
улетели, теплые, в, птицы, края, наступит, скоро, зима.
Род имён существительных
1 уровень. Спиши. Обозначь род имён существительных.
Автобус, дерево, цветок, трава, птица, планета, земля.
2 уровень. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни одной чертой имена существительные женского рода двумя чертами, имена существительные среднего рода одной чертой.
Одеяло уб...жало.
Улет...ла простыня.
И подушка, как лягушка,
Уск... кала от меня.
3 уровень. Спиши, закончив пословицу, определи род имён существительных.
Работаешь с душой - будет урожай (...)
4 уровень. Вспомни две-три пословицы о хлебе.
Число имён прилагательных
1 уровень. Выпишите имена прилагательные. Укажите их число.
Мягкий пушистый снег покрыл землю. Над нами хмурое зимнее небо.
2 уровень. Запишите имена прилагательные, образуя их от данных имён существительных.
Счастье, холод.
Образец: старость - старый.
3 уровень. Впишите в предложение подходящие по смыслу имена прилагательные.
Хвост ..., мех ... в лесу живёт, кур крадёт. (Лиса).
4 уровень. Выпиши из учебника по чтению четыре сочетания слов «прилагательное + существительное» в единственном числе.
Имя прилагательное
Допиши.
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы
1 уровень. К выделенным словам в скобках напишите вопрос.
У лисы зубки острые (_____________), рыльце тоненькое (_______________),
шубка тепленькая (______________).
2 уровень. Подчеркните одной чертой имена прилагательные, обозначающие цвет,
а двумя чертами имена прилагательные, обозначающие вкус.
Короткий, белый, холод, синий, солёный, горький, сладость.
3 уровень. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.
Этот ____________зверёк живёт в лесу. У него______________ушки, _____________хвостик. Передние лапы______________, а задние______________. Шкурка у зверька летом____________, а зимой ________________.
4 уровень. Опиши любимую игрушку. Схематически нарисуй её.
Глагол
1 уровень. Подчеркни в тексте глаголы.
Аклима приехала к бабушке. А у бабушки козлята и ягнята. Подошли они к девочке, навострили уши и уставились на неё: кто это? Постояли, посмотрели и начали играть, бегать, прыгать.
2 уровень. Спиши. Поставь вопросы к глаголу.
Ветер.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
3 уровень. Запиши три предложения о том, как ты отдыхал в ауле у бабушки. Подчеркнуть глаголы.
4 уровень. Сочини четверостишье, используя рифму: не спешу - пишу.
Предлоги
1 уровень. Спиши. Подчеркни предлоги.
По полю бежит заяц от волка. В лесу на поляне прыгали белочки.
2 уровень. Ответьте на вопросы. Напишите полные ответы.
В кого попал охотник? (утка)
Где был Слава? (Астана)
3 уровень. Вставьте нужный предлог. Подчеркните глагол.
Приехал (с, из) Костаная. Пришёл (с, из) школы.
4 уровень. Составь предложение, в которых сочетания существительных с предлогами обозначает место.
Предлоги
1 уровень. Объедините с помощью предлогов пары слов.
Выходить ...(дом). Идти ...(лес).
2 уровень. Спишите, правильно раскрыв скобки. Вставьте нужные буквы. Дворник (с)бросил сне... (с)крыш... .
(В)комнату (в)н...сли новый диван.
3 уровень. Исправьте ошибки.
Налисную тропку изкустов вы скочил за йчик.
4 уровень. Составь предложения, в которых сочетания существительных с предлогами обозначают время.
Понятие о словосочетании
1 уровень. Восстанови деформированные предложения. Запиши их.
Айслу, летом, в деревне, жила.
За грибами, ребята, ходили, часто, в лес.
Дети, много, в лесу, грибов, находили.
2 уровень. Запиши словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги:
Просить... помощи, строить... кубиков, заботиться... брате, прыгать... вышки.
3 уровень. Спиши словосочетания, выделяя приставки и вставляя нужные предлоги.
Прибежал... клуб, унёс... класса, слез... дерева, забросил... крышу.
4 уровень. Образуй от существительного - прилагательное и глаголы. Составь с ними словосочетания.
Бег, глаза.
Знаки препинания в конце предложения
1 уровень. Продолжи.
Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются ______________________________.
Предложения, в которых содержится вопрос, называются ___________________________________.
Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются ____________________________________________________.
2 уровень. Напиши, какие знаки препинания ты знаешь.
_____________________________________________________________________________________
3 уровень. Поставь нужные знаки препинания в конце предложения.
Утверждение: У тебя разбита коленка.
Вопрос: У тебя разбита коленка.
Восклицание: У тебя разбита коленка.
4 уровень. Составь предложения, в которых бы содержалась просьба быть внимательным к своим товарищам.
Предложение
1 уровень. Поставь нужный знак препинания.
Одуванчик, где ты
Как прекрасен этот мир
у нашего щенка забавная мордочка
2 уровень. Собери «рассыпанные» предложения.
Росла, на, она, глазах.
В, вода, чёрная, была, озере.
Мы, окуней, этом, озере, в, удили.
3 уровень. Прочитай текст. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу
слова так, чтобы у вас получился рассказ на тему «Мой щенок» или
«Мой котёнок».
У меня дома живет _____________. Зовут его (её) ___________________. __________________ очень _______________. Шесть у ________________, блестящая и ____________________, мордочка _______________, лапки ________________. Я очень __________________ (своего, свою) ________________________.
4 уровень. Отгадай ребус.
Главные члены предложения
1 уровень. 1. Как называются главные члены предложения?
_____________________________________________________________________________________
2. Поставь номер вопроса в соответствующую строку.
1) Кто? 2) Что делает? 3) Что? 4) Что делает?
Подлежащее отвечает на вопрос _______________________________________________
Сказуемое отвечает на вопрос _________________________________________________
2 уровень. 1. Подчеркни в предложении одной линией подлежащее, двумя линиями сказуемое.
1. Никита вышел во двор.
2. Лиса встретила зайку.
3. Настали первые весенние деньки.
4. Дождь льёт целый день.
3 уровень. 1. Составь и запиши предложения из набора слов. Подчеркни главные члены предложения.
1) летят, серые, юг, на, птицы.
2) кровать, мы, удобную, купили
3) под, скрипел, ногами, снег
4) берёзах, появились, на, молодые, листочки
4 уровень. Посмотри на запись. Какое задание ты можешь выполнить? Что ты заметил?
Большой - маленький
Сухой -
Война -
Глубокий -
Твёрдый -