Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примечание (при необходимости) |
Узнавание | Актуализация имеющихся знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | В каком ряду все слова являются одушевленными именами существительными? А) рассказ, пчела, почтальон Б) стихотворение, сказка, учитель В) мама, Павел, инженер | Данные задания выполняются на основе знаний учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных. По типу задания с выбором ответа. По уровню сложности являются базовыми (1 балл). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе актуализации. Критерии и баллы: 1 балл | Дан верный ответ | 0 баллов | Дан неверный ответ | | В) | |
2. Соотнеси выделенные слова в предложениях с их группой. 1) жираф 2) тетрадь 3) автобус 4) Маша 5) ручка 6) пилот А) одушевленные имена существительные Б) неодушевленные имена существительные | А – 1,4,6 Б – 2,3,5 | |
3. Выдели в тексте синим цветом имена существительные, которые являются неодушевленными, а зелёным цветом – одушевленными. Текст: Солнце освещало горы, деревья, ручьи. В лесу пели соловьи, чирикали воробьи, пробегали зайцы. Лето было прекрасным. | Солнце освещало горы, деревья, ручьи. В лесу пели соловьи, чирикали воробьи, стучали по деревьям дятлы. Лето было прекрасным. | |
Воспроизведение | Воспроизведение усвоенных знаний по изученным правилам об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | 1. Сформулируй правило о том, какие существительные называются одушевленными. | Данные задания выполняются на основе знаний учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности является базовым (2 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления. Критерии и баллы: 1 вопрос: 2 балла | Правило сформулировано верно | 1 балл | Правило сформулировано с ошибками | 0 баллов | Правило не сформулировано | | Вопрос «КТО?» задают к именам существительным, которые обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются одушевленными. | |
2. Найди в предложении имена существительные. Как определить, какие из них неодушевленные? Предложение: Синицы и воробьи попрятались в гнёзда из-за сильного ветра. | Данные задания выполняются на основе знаний учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности является базовым (2 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления. Критерии и баллы: 2 вопрос: 2 балла | Объяснение дано верно | 1 балл | В объяснении допущена ошибка | 0 баллов | Объяснение не дано | | Неодушевленными именами существительными являются те, которые отвечают на вопрос «ЧТО?» и не обозначают людей и животных. В этом предложении такими именами существительными являются: гнёзда, ветер. | |
Понимание | Выявление и оценка уровня сформированности умений учащихся делать осмысленное восприятие знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных через моделирование. | 1. Объясни, в чем сходство и различие выделенных слов в каждой паре предложений. Предложения: На картине нарисована река. На картине нарисована лошадь. Солнце осветило деревья. Солнце осветило маленького воробья. Он написал сочинение про величие природы. Он написал сочинение про величие человека. | Данные задания выполняются на основе умений учащихся сравнивать одушевленные и неодушевленные имена существительные и устанавливать основания для их сравнения. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности являются повышенными (3 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе закрепления. Критерии и баллы: 1 вопрос: 3 балла | Верно определено сходство и различие выделенных слов в каждой паре предложений и установлены основания для их сравнения | 2 балла | Верно определено сходство и различие выделенных слов в каждой паре предложений, но не установлены основания для их сравнения | 1 балл | Верно определено сходство и различие выделенных слов только в 2 парах предложений и установлены основания для их сравнения. | 0 баллов | Дан неверный ответ | | Я считаю, что выделенные слова в каждой паре предложений схожи тем, что они являются существительными, а различны тем, что в первом предложении существительное неодушевленное, а во втором – одушевленные | |
| 2. Измени неодушевленные имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос «что?». Запиши их в этой форме. Почему ты выбрал именно эти имена существительные? Стихотворение: Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой, Долбит дятел на суку. 3. Подберите к каждой группе имен существительных ещё по два слова. Что объединяет все группы имен существительных? Люди: (кто?) художник, … Птицы: (кто?) снегирь, … Дикие животные: (кто?) медведь … Домашние животные: (кто?) кот, … | Данные задания выполняются на основе умений учащихся менять форму одушевленного имени существительного. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности являются повышенными (3 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе закрепления. Критерии и баллы: 2 вопрос: 3 балла | Верно изменена форма всех неодушевленных имен существительных и дан верный ответ на вопрос | 2 балла | Верно изменена форма только 3-х неодушевленных имен существительных и дан верный ответ на вопрос | 1 балл | Верно изменена форма только 3-х неодушевленных имен существительных и не дан верный ответ на вопрос | 0 баллов | Дан неверный ответ | Данные задания выполняются на основе умений учащихся устанавливать взаимосвязь между группой и объектами этой группы. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности являются повышенными (3 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе закрепления. Критерии и баллы: 2 вопрос: 3 балла | Верно подобраны имена существительные к каждой группе, дан верный ответ на вопрос. | 2 балла | Верно подобраны имена существительные только в 3-х группах, дан верный ответ на вопрос | 1 балл | Верно подобраны имена существительные только в 3-х группах, не дан верный ответ на вопрос | 0 баллов | Ответ не дан | | (Что?) невидимка, (что?) сказка, (что?) сон, (что?) косынка, (что?) клюка, (что?) макушка, (что?) сук. Я выбрал именно эти имена существительные так как они стоят не в начальной форме и отвечают на вопрос «что?» и не обозначают людей и животных. Люди: (кто?) художник, мама, спортсмен; Птицы: (кто?) снегирь, ласточка, ястреб; Дикие животные: (кто?) медведь, волк, тигр; Домашние животные: (кто?) кот, собака, петух. Объединяет все группы имен существительных то, что они являются одушевленными. | |
Применение знаний в знакомых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях на примере содержания произведения «Слон» С.Черного | 1. Прочитай. Выбери среди данных суждений правильные. Преобразуй неправильное суждение в правильное. Суждения: Вопрос «КТО?» задают к именам существительным, которые обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются одушевленными; Вопрос «ЧТО?» мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются одушевленными; Картина – это неодушевленное имя существительное; К слову «лес» необходимо задавать вопрос «КТО?»; В предложении: «Маша и Ваня вместе играли» имена существительные «Маша», «Ваня» являются одушевленными. 2. Определи, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным. Список слов: Бабушка, кошка, телевизор, ручка, пенал, вода, Юля, инженер. Аня выполнила данное задание так: Одушевленные имена существительные: бабушка, Юля, инженер. Неодушевленные имена существительные: кошка, телевизор, ручка, пенал, вода. А как думаешь ты? Правильно ли Аня выполнила задание? Если Аня выполнила задание неправильно, исправь её ошибки. | Данные задания выполняются на основе знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных. По типу задания с развернутым ответом. По уровню сложности – высокое ( 4 балла). Критерии и баллы: 4 балла | Определены правильные и неправильные суждения. Неправильные суждения преобразованы в правильные. | 3 балла | Определены правильные и неправильные суждения. Преобразовано в правильное суждение лишь одно суждение | 2 балла | Определены правильные и неправильные суждения. Неправильные суждения не преобразованы в правильные. | 1 балл | Определены лишь несколько правильных и неправильных суждений. Неправильные суждения не преобразованы в правильные. | 0 баллов | Дан неверный ответ | Данные задания выполняются на основе знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных. По типу задания с развернутым ответом. По уровню сложности – высокое ( 4 балла). Критерии и баллы: 4 балла | Определена верная классификация слов. Учащийся смог найти ошибки, допущенные Аней, и исправить их. | 3 балла | Определена верная классификация слов. Учащийся смог найти ошибки, допущенные Аней, но исправил только 2. | 2 балла | Определена верная классификация слов. Учащийся смог найти ошибки, допущенные Аней, но не исправил их. | 1 балл | Обучающийся выполнил задание точно так же, как выполнила Аня. | 0 баллов | Ответ не дан, задание не выполнено | | Я считаю, что к правильным суждениям относятся 1, 3, 5 суждения. Остальные – ложные. Преобразование в правильное суждение: 2) Вопрос «ЧТО?» мы задаем к именам существительным, которые не обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются неодушевленными; 4) К слову «лес» необходимо задавать вопрос «ЧТО?». Я считаю, что Аня неправильно выполнила задание. Аня не знает о том, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным. Вопрос «КТО?» задают к именам существительным, которые обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются одушевленными. Вопрос «ЧТО?» задают к именам существительным, которые не обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются неодушевленными. Я выполнил задание таким образом: Одушевленные имена существительные: бабушка, кошка, Юля, инженер. Неодушевленные имена существительные: телевизор, ручка, пенал, вода. | |
Применение знаний в новых условиях | Самостоятельное преобразование знаний для преобразования одушевленных имен существительных в неодушевленные. | 1. Замени в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось, слово обозначающее неодушевленные предметы, и напиши их. Список слов: кот - … рак - … зверь - ... коза - … цапля - … | Данные задания выполняются на основе преобразованных знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных. По типу задания с развернутым ответом. По уровню сложности – высокое (5 баллов). Критерии и баллы: 5 баллов | Правильно изменены все слова | 3-4 балла | Изменены правильно только 4 слова | 1-2 балла | Изменены правильно только 2 слова | 0 баллов | Неверное выполнение задания | | Кот – код, рак – бак, зверь – дверь, коза – коса, цапля – сабля. | |