СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Размножение и развитие животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условия для формирования у учащихся представлений о размножении и развитии животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей.

Просмотр содержимого документа
««Размножение и развитие животных»»

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Цели урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о размножении и развитии животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей.

Задачи:

Образовательные:

1.  Научить объяснять с помощью иллюстраций, как размножаются и развиваются разные животные.

Развивающие:

1. Развивать представление о последовательности развития животных разных групп.

Воспитательные:

1. Воспитания основ экологической культуры через понимание взаимосвязей в природе.

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научить различать животных по признакам; создать условия для расширения и углубления знаний о животных.

Метапредметные: 

Личностные: проявлять заботу к животным; бережно относиться к природе; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать свои результаты.

Познавательные: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных

мнений.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, набор карточек.

Литература: учебник по Окружающему миру, 3 класс, 1 часть (Плешаков А.А.).


План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Постановка темы и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Изучение нового материала.

Физкультминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

План оформления доски

4.



1.



2.



3.

















1. Дата.

2. Классная работа.

3. Место вывешивания раздаточного материала.























Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте! Меня зовут Алина Викторовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

-Проверьте всё ли у вас готово к уроку?

-Приветствуют учителя.



-Проверяют готовность.


2. Актуализация знаний






- Сейчас мы повторим тему предыдущего урока, для этого дополните цепи питания, пользуясь справочным материалом справа:


– Молодцы, вспомнили цепи питания животных.





- А-медведь, Б-лист берёзы, В-карась.



3. Постановка темы и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока нужно: я вам показываю картинку животного, а вы называете его детеныша.
- Итак, у людей – ребенок;

у лисы – …;

у кошки – …;

у утки – …;

у бабочки – ?; поможет вам загадка:

Ползет по листку зеленая вся,
И хочет скорее взлететь все она.
Для этого много листочков грызет,
Уже продырявила весь огород.

- Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.
-Как вы думаете какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

- Значит, сегодня мы будем изучать как размножаются и развиваются животные
-И какая же тема нашего урока?






- лисенок
- котенок
- утенок
- гусеница






Как называются детеныши некоторых животных?

- Размножение и развитие животных

4. Изучение нового материала























































































































Физкультминутка







-Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:

- 1 – 4 см, 2 – 5 см, 3 – 5 см

Группы

животных

Размножение

Развитие





- Чтобы узнать о какой первой группе животных мы будет узнавать , нужно отгадать загадку:

Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем?

- Запишем в 1 колонку «Насекомые»

- Ребята, мы будем рассматривать сначала на примере бабочки. Как вы думаете с чего начинается развитие бабочки? Самая первая стадия?
- А какие вообще есть стадии развития у такого насекомого, как бабочка? Ваши предположения

- Итак , давайте проверим.

- Открываем учебник на странице 100.

Работа с учебником.

- На странице 100 учебника прочитайте о насекомых и выделите главное: как они размножаются и как развиваются.

- Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары.

- Как вы думаете, что запишем во вторую колонку?

- Давайте подумаем, что запишем в третью колонку?

- У всех ли насекомых есть стадия «куколка» ?

- Узнаем, прочитав в учебники.

-Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча.

- Что запишем ещё в третью колонку? Какой способ развития?

- Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?

- (коллективное составление таблицы)

Насеко

мые

Отклады

вают

яйца

1. Либо: яйцо-личинки-куколка-взрослое насекомое(бабочка).

2. Либо: яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик)


-Переходим к следующей группе животных, какая будет, мы узнаем из загадки:

Есть пескарь, карась, уклейка,
Угорь, вобла и плотва.
Но назвать ты нам сумей—ка
Одним словом все слова.

- Как вы думаете, как размножаются рыбы? Предположите.

Прочитайте в тексте на странице 102 1-ый абзац о рыбах. Отметьте главное в размножении и развитии рыб. Назовите.

(продолжение коллективного составления таблицы)

Рыбы

Откладывают

икру

Икра-малёк-

рыба

-Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

-Переходим к следующей группе животных. Знаете ли вы к какой группе относятся такое животное, как лягушка?

- Давайте прочитаем на странице 102, 2 абзац и узнаем

- Что запишем в первый столбик?

- Как вы понимаете значение слова земноводные»?

Земноводными (лягушки, жабы) называют животных, которые часть жизни живут в воде, а часть на суше. Температура из тела зависит от температуры окружающей среды. Земноводные живут на суше, но обязательно рядом с водоемом, потому что не могут долго обходиться без воды (их кожа всегда должна быть влажной).

-Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.

- Ребята, сейчас немножко отдохнем. Задание будет таким: если я называю взрослое животное – вы приседаете, если детёныша – вы стоите ровно.
Медведь, лисёнок, волк, бабочка, цыплёнок, курица, корова, котёнок, щенок, лошадь, медвежонок, синица.

- Как происходит размножение и развитие у лягушки из прочитанного в учебнике?

Земноводные

Откладывают

икру

Икра-головастик-лягушка

-Следующая группа животных – пресмыкающиеся.

- Записываем в первую колонку

- Знаете ли вы значение этого слова?

- Своё название  пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним.  Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». 

- Знаете ли вы, как происходит в этой группы животных развитие и размножение?

Самостоятельно узнайте из учебника, как у них проходит развитие, подчеркните главное. (стр. 102)

- Как у них происходит размножение и развитие?

Пресмы

кающиеся

Откладывают

яйца

Яйцо-детёныш-взрослое животное

-Следующая группа животных, узнаем из загадки:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это -...

- Что вы знаете о птицах? Как они размножаются и развиваются?

- Давайте выясним, как размножаются птицы. В учебнике на странице 102 читаем текст, выделяем главное.


Птицы

Откладывают

яйца

Яйцо-детёныш- взрослая птица




-Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.

- Есть ли у вас предположения какая последняя группа животных?

- Прочитаем в учебнике на странице 103. Записываем в таблицу: млекопитающие или звери.

- Ребята, как вы понимаете значение слова «млекопитающие»?

Млекопитающие — это животные, у которых тело покрыто шерстью или волосяным покровом, но главное их отличие от других животных в том, что они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. 

- Как же размножаются и развиваются звери?

В учебнике на странице 108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.

Звери

Рождают детенышей

Вскармливаются молоком, вырастают во взрослое животное.

















- Насекомые

- Ответы детей

























- Откладывает яйца


- Яйцо – личинка – куколка – бабочка

- Ответы детей












- Яйцо – личинка – кузнечик
Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие – нет.















- Рыбы





Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.













- Ответы детей

- Земноводные

- Предположения детей












- Откладывают икру, из икры выводятся головастики, которые превращаются в лягушку.)










- Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное.



- Предположения детей




- Птицы












- Откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц.









- Предположения детей


























- Ответы детей






- Звери рождают детенышей, которые вырастают во взрослое животное.





5. Продолжение работы по теме урока

- Итак, давайте поработаем по таблице и ответим на несколько вопросов.

– Чем отличается размножение зверей от других животных?

– Сравните размножение рыб и земноводных

– Сравните размножение пресмыкающихся и птиц

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, выполните задание самостоятельно, а после проверим.

Выполняют задание


- Звери рождают детенышей.

- Откладывают икру.


- Откладывают яйца.




6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Оцените свою работу на уроке: Если вы были активны на уроке и все поняли, то покажите большой пальчик вверх. А если вы считаете, что не достаточно активно работали, то опустите пальчик вниз.

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Что нового вы узнали по этой теме?

- Что показалось вам самым интересным?

Оценивают свою работу.


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: страница 100–104 (читать)

- Вы молодцы, спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!