СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный дидактический материал позволяет сформировать  у  школьников  умение  различать  на письме  частицы  не  и  ни, на наш взгляд, одно из  наиболее трудных в русском правописании.

Просмотр содержимого документа
«Различение на письме частиц НЕ и НИ»

Различение на письме частиц НЕ и НИ

(7 класс)


Представленный дидактический материал позволяет сформировать у школьников умение различать на письме частицы не и ни, на наш взгляд, одно из наиболее трудных в русском правописании.

При изучении темы «Частицы» учащимся можно предложить следующий обобщенный образец рассуждения




Рассуждаем так:

1. Все, что ни загадано, непременно сбудется. (Л. Татьяничева).

- не или ни? Частица употреблена при сказуемом придаточного предложения. Загадано или нет? Загадано. Сказуемое утвердительное. Пишется частица НИ.

2. Чего не знаешь, за то не берись. ( Пословица).

- не или ни? Частица употреблена при сказуемом придаточного предложения. Знаешь или нет? Нет, не знаешь. Сказуемое отрицательное. Пишется частица не.

3. Где наща не пропадала! (Пословица).

- не или ни? Частица употреблена при сказуемом независимого предложения. Пишется частица не.

4. Не круглый год яблоня цветет. (Пословица).

- не или ни? Частица употреблена при обстоятельстве (как долго цветет? – не круглый год). Обстоятельство не круглый год относится к утвердительному сказуемому цветет. Пишется частица не.

5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Пословица).

- Ни одного (зайца). не или ни? Это дополнение относится к отрицательному сказуемому не поймаещь. Ни одного – пишется частица ни.

6. Кругом ни деревца.

- не или ни? Частица употреблена в отрицательном предложении без подлежащего. Пишется частица ни.


Из приведенных выше шести типов примеров с частицами не и ни наиболее труд- ными для учащихся являются первый и третий (следует отметить, что третий употреб-ляется относительно редко); за ними идет пятый, далее следует второй и шестой; четвертый тип почти не дает ошибок, и не нужно уделять ему много внимания.

На изучение нового материала целесообразно отвести два урока: на одном учащиеся знакомятся с употреблением частиц не и ни при подлежащем, дополнении, обстоятельстве и частицы ни в отрицательном предложении без подлежащего, на втором ­– с употреблением частиц не и ни при сказуемом.

Объяснение нового материала на втором уроке можно провести так: учащимся дается в готовом виде образец рассуждения, и, пользуясь им, они анализируют следующие примеры:

1) Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело. (Пословица).

2) Кто не пашет, у того и огрехов нет. (Пословица).

3) Где только не встретишь муравья! (Н. Плавильщиков).


Примечания.

1. В придаточных предложениях с союзом пока при сказуемом всегда употребляется частица не.

2. Частица ни не может соединять однородные члены предложения. Поэтому в примере: Было холодно, тряс озноб, и не хотелось ни двигать, ни разговаривать (К. Паустовский) ни - ни – союз, связывающий однородные члены в отрицательном предложении.

3. Члены предложения с частицей ни (союзом ни - ни) могут относиться не только к сказуемому, но и к другому члену предложения, при котором есть частица не, например: Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки.(Н. Рыленков); Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. (К. Паустовский).



Дидактический материал.



  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.


I. 1) Беспр..дельный морской шум (н..) пр..кращался н.. на минуту. (К. Паустовский).

2) Балтийск..м морем за море и я ходил (н..) раз. (М. Дудин).

3) Прошла неделя. За это время Петя (н..) разу н.. побывал на море. (В.Катаев).

- Как вы понимаете смысл сочетания за море?


II.1) За что н.. воз?мется, уж конца доб..ется. (Пословица).

2) Кто (во) время н.. нач..нает, тот ост..ется (по)зади. (Пословица).

3) Сколько бы н.. пришлось жить на свете, (н..)когда не перестан..шь уд..влят?ся Ро(с?сс)ии. (К.Паустовский).

4) Кто н.. знаком с вес?ником тепла – деревенской ласточкой! (Е.Спангенберг).

- Почему ласточка названа вестником тепла?


2. Запишите под диктовку. (Степень самостоятельности работы определяет учитель, исходя из конкретных условий).


I. 1) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский).

2) Не клей держит, а рубанок. (Пословица).

3) Ни дыму без огня, ни огня без дыму. (Пословица).

4) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. (Пословица).


II.1) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. Что бы ни случилось, они должны непременно делать свое дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. (К.Паустовский).

2) Кто не идет вперед, тот отстает. (Пословица).

3) Сколько бы человек ни видел, ему все мало. (К.Паустовский).

4) В каких только углах не побывал я за эти годы! (Г.Федосеев).

5) Как бы не была темна ночь, непременно наступит рассвет. (Пословица).

- Каков переносный смысл последней пословицы?


  1. Закончите предложения.


I. 1) Кто ни прочитает эту книгу, …

2) Кто не прочитает эту книгу, …

II. 1) Когда не приедешь к товарищу (подруге), …

2) Когда ни приедешь к товарищу (подруге), …


  1. Составьте предложения.


(Куда ни…), , (чтобы не…).

(Куда не…), , (что бы ни…).

Куда не… , (как ни трудна…).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!