Приветствие
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы?
Тогда – за работу!
Удачи желаю всем нам!
Не и ни у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ .
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, востоковед, археолог, общественный деятель.
Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909)…
Николай Константинович Рерих. «Гималаи»
Рерих Н.К. «Канченджанга». Горный массив в Гималаях. Название вершины в буквальном переводе с тибетского языка означает «сокровищница пяти великих снегов» или «пять хранилищ больших снегов».
Рерих Н.К. «Канченджанга».
Николай Константинович Рерих за работой.
Рерих Н.К. «Гималаи».
Рерих Н.К. «Тибет (Утро)».
Николай Константинович Рерих
Рерих Н.К. «Кулута».
Рерих Н.К. «Нанда Деви (Гималаи)».
Рерих Н.К. «Нанда Деви (Гималаи)».
Рерих Н.К. «Гуру Гури Дхар»
Рерих Н.К. «Эверест. Джомолунгма».
Николай Константинович Рерих с супругой
Еленой Ивановной Рерих
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками
не
Кто (н..) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?
Кто (н..)оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным.
(Н..) раз замечено, что горы, изображённые на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н..)разу (н..)проводилось никаких исследований.
ни
не
не
ни
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
- Горы производят (н..)забываемое впечатление.
- (Н..)один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
- (Н..)одного мгновения не хочется терять.
- Что (н..)говори, горы всегда прекрасны.
- Сколько (н..)смотри на это чудо, оно никогда не надоест.
не
не
ни
ни
ни
Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. И (н..)разу восхождение не было лёгким.
2. Вокруг (н..)души.
3. В тишине не слышно (н..)шороха.
4. (Н..) раз художники пытались изобразить горы.
5. На восхождение уходит (н..) один день.
6. Мы должны добраться во что бы то (н..)
стало.
ни
ни
ни
не
не
ни
Исправьте речевые и грамматические ошибки
- Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
- Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
- Рассматривая Картины Николая Рериха, вас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.
Проверь себя
- Нельзя не восхититься торжеством красоты. (Нарушение словообразования)
- Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному. (Нарушение связи подлежащего и сказуемого)
- Рассматривая картины Николая Рериха , мы ощущаем желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами . (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом)
Составьте текст
Когда я вижу горы, то не могу_____________ . Не одно столетие _______________________ Ни ветер, ни солнце не властны ___________
_________________. Даже человек, сколько бы ни пытался ___________, не способен ___
_____________________. Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не ___
______________________________________.
Продолжите предложения:
- Я научился…
- Я узнал на уроке…
- Мне было трудно, когда…
- Мне было интересно…
Домашнее задание
или
- Вспомнить и записать пословицы и поговорки с частицами Не и НИ . Пример:
У нашей пряхи ни одежды ни рубахи.
За ничто ничего не купишь.
Домашнее задание
- Повторить таблицу устойчивых сочетаний:
ни стать ни сесть, ни там ни сям,
ни два ни полтора и т.д.
- В Школьном портале выполнить независимое тестирование "Морфология" (30 минут).
Тест. Укажите номера предложений, в которых пропущена буква И
- Он все делает хорошо, что (н..)поручи.
- Плеск воды не умолкает (н..)днём (н..)ночью.
- На ясном небе (н..)облачка.
- (Н..)кто иной сделать этого не мог.
- Это был (н..)кто иной, как мой дядя.
- Им всё (н..)когда прийти.
- Борис (н..) о чём не думал, (н..) на что не обращал внимания.
- Печаль беде (н..)помощник.
- Байкал не связан (н..) с одним водоёмом.
- (Н..)работая, сыт не будешь. Ключ
1,2,3,4,7,9
Спасибо за работу на уроке!!! Желаю удачи!!!