СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частица как служебная часть речи. Частицы формообразующие, отрицательные и модальные. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему "Частица как служебная часть речи.  Частицы формообразующие, отрицательные и модальные. Различение на письме частиц не и ни.  Правописание не и ни с различными частями речи"

Просмотр содержимого документа
«Частица как служебная часть речи. Частицы формообразующие, отрицательные и модальные. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.»

Тема: Частица как служебная часть речи. Частицы формообразующие, отрицательные и модальные. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Образовательная цель:

1) Формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

  1. cпособствовать знакомству с частицей как служебной частю речи, ее грамматическими особенностями

  2. проконтролировать уровень знаний уч-ся словарных слов

  3. актуализировать знания уч-ся о различии частиц не и ни

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. создание коллаборативной среды – упражнение улыбка

Участвуют в создании благоприятной среды


анализ работ

анализ работ, консультирование

выставляют отметки, задают возможные вопросы, выполняют работу над ошибками в диктанте

1, 2 поток

3 поток

самостоятельно с возможным консультированием

комментированно с консультированием


учебник

дневники

контроль знаний

Инструктаж по выполнению задания

самостоятельно работают со словарными словами

насквозь, точь-в-точь, копировать, поутру, в одиночку, на века, без умолку, поодиночке, настежь, досуха, сначала, смолоду, навзничь, досуха, до упаду, сослепу, шоссе, сплошь, жонглер, дешевый, стажер, шоколад, жокей, решетка, трущоба, бечевка (26)

тетради

учебник

мотивационный

Инструктаж по выполнению задания, консультирование

наблюдение за умением определять тему и цели урока

1.вызов

Анализ предложений: сравните высказывания, чем они похожи и чем отличаются

Я пошел в кино. Я не пошел в кино. Я пошел бы в кино. Даже я пошел в кино.

- за счет чего меняется смысл предложений? что это за части речи: самостоятельные или служебные?

2.запись темы урока. определите, пользуясь речевыми шаблонами, цели урока

учебник

тетради

речевой шаблон

операционный

Инструктаж по выполнению задания

1.работа с теорией с. 198,199,207

1, 2 поток

3 поток

в группах составляют на постерах опорную схему, включив в нее информацию о частице как части речи и ее разрядах

проходят по карусели в соседнюю группу, оценивают приемом «Две звезды, одно пожелание»

афиширование информации

работают комментированно с материалом учебника и заполнением перфокарты

2.комментированное закрепление: определение разрядов частиц в предложениях для наблюдения с аргументацией

3. комментированное выборочное письмо № 455

4. выборочное письмо № 481 с взаимопроверкой.

- в каких случаях у вас возникли разногласия? (решение)

разве – вопрос, неужели – вопрос, ли – вопрос, всё-таки – усилит., ведь – усилит. , уже - усилит

  1. самостоятельное изучение с. 200: работа с проблемным вопросом – какие значения могут выражать отрицательные частицы? от чего это зависит?

  2. работа с таблицей разграничения НЕ и НИ

  3. комментированное закрепление

  1. Закрепление материала

- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда)никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

тетради

учебник

карточки

ТДС







рефлексия и оценка

Инструктаж по выполнению задания

1.первичный контроль теории «Ошибочное суждение»

1)частица – служебная часть речи

2)частицы связывают ОЧП и части СП

3) НЕ и НИ – отрицательные частицы

4)частицы делятся на отрицательные, модальные и ФО

5) частицы не и ни могут выражать только отрицательное значение

Ключ: +, -, +, +, -

афиширование, отработка пробелов

2.работа с тестовыми заданиями с взаимопроверкой по ключу

3.работают с вопросной рефлексией, афиширование по желанию

1.сегодня я узнал

2. сегодня я научился

3.у меня получилось

4.мне было трудно

Тетради

контроль знаний

Инструктаж по выполнению задания, консультирование

самостоятельно работают с диктантом и грамматическим заданием

тетради

карточки

текст

Домашнее задание

Инструктаж

§ 56,59,60, у. 469. Повторить тезаурус (предлог, союз, частица)

Запись домашнего задания, возможные вопросы

дневники



Частица – служебная часть речи, которая ____________________________________________________________________

Разряды частиц

Формообразующие

Отрицательные

модальные

Повелительное наклонение:



Условное наклонение:




- усилительные:

- вопросительные:

- восклицательные:

- сомнение:

- уточнение:

- выделение, ограничение:

- указательные:


Частица – служебная часть речи, которая ____________________________________________________________________

Разряды частиц

Формообразующие

Отрицательные

модальные

Повелительное наклонение:



Условное наклонение:




- усилительные:

- вопросительные:

- восклицательные:

- сомнение:

- уточнение:

- выделение, ограничение:

- указательные:











































Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Часть предложения начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )




Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Часть предложения начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )




Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Часть предложения начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )




Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.

(Не выучил- выучил)

Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла.

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

Часть предложения начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )



Тестовые задания по теме «Частицы»

Вариант 1.

1. Какое утверждение НЕВЕРНОЕ?

а) Частица – служебная часть речи.

б) Частица вносит в предложение различные оттенки значения.

в) Частица связывает части сложного предложения.

г) Частица служит для образования форм слова.

2. В каком ряду ВСЕ частицы смысловые?

а) пусть, что за, вряд ли                    в) всё-таки, даже, давайте

б) именно, не, вот                             г) да, пускай, б

3. Сколько частиц употреблено в отрывке из стихотворения

М. Чиликина?

            Сосульки, сосульки, а вы бы смогли

            Хотя бы разок дорасти до земли?

            Сосульки, подумав, сказали: «Едва ли,

            Ребята нас раньше бы все обломали »

            а) 2               б) 3                      в) 4               г) 5

 Тестовые задания по теме «Частицы»

Вариант 2.

1. Какое утверждение НЕВЕРНОЕ?

а) Частица – самостоятельная часть речи.

б) Частица вносит в предложение различные оттенки значения.

в) По значению и роли в предложении частицы делятся на два разряда: смысловые и формообразующие.

г) Частица служит для образования форм слова.

2. В каком ряду ВСЕ частицы формообразующие?

а) пусть, что за, вряд ли                    в) всё-таки, даже, давайте

б) именно, не, вот                             г) да, пускай, б

3. Сколько частиц употреблено в отрывке из басни И.А.Крылова «Мыши»?

            «Сестрица! знаешь ли, беда!—

             На корабле Мышь Мыши говорила,—

             Ведь оказалась течь: внизу у нас вода

            Чуть не хватила

            До самого мне рыла.

             (А правда, так она лишь лапки замочила.)

                а) 1              б) 2                      в) 3               г) 4

  1. Взаимопроверка по ключу: 1ваа 2вгв




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!