Тема: Частица как служебная часть речи. Частицы формообразующие, отрицательные и модальные. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Образовательная цель:
1) Формировать информационную и компетенцию разрешения проблем
cпособствовать знакомству с частицей как служебной частю речи, ее грамматическими особенностями
проконтролировать уровень знаний уч-ся словарных слов
актуализировать знания уч-ся о различии частиц не и ни
Развивающая цель:
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь
развивать долговременную память в процессе деятельности
развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда
этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ресурсы |
мотивационный | Постановка познавательных задач. создание коллаборативной среды – упражнение улыбка | Участвуют в создании благоприятной среды | |
анализ работ | анализ работ, консультирование | выставляют отметки, задают возможные вопросы, выполняют работу над ошибками в диктанте 1, 2 поток | 3 поток | самостоятельно с возможным консультированием | комментированно с консультированием | | учебник дневники |
контроль знаний | Инструктаж по выполнению задания | самостоятельно работают со словарными словами насквозь, точь-в-точь, копировать, поутру, в одиночку, на века, без умолку, поодиночке, настежь, досуха, сначала, смолоду, навзничь, досуха, до упаду, сослепу, шоссе, сплошь, жонглер, дешевый, стажер, шоколад, жокей, решетка, трущоба, бечевка (26) | тетради учебник |
мотивационный | Инструктаж по выполнению задания, консультирование наблюдение за умением определять тему и цели урока | 1.вызов Анализ предложений: сравните высказывания, чем они похожи и чем отличаются Я пошел в кино. Я не пошел в кино. Я пошел бы в кино. Даже я пошел в кино. - за счет чего меняется смысл предложений? что это за части речи: самостоятельные или служебные? 2.запись темы урока. определите, пользуясь речевыми шаблонами, цели урока | учебник тетради речевой шаблон |
операционный | Инструктаж по выполнению задания | 1.работа с теорией с. 198,199,207 1, 2 поток | 3 поток | в группах составляют на постерах опорную схему, включив в нее информацию о частице как части речи и ее разрядах проходят по карусели в соседнюю группу, оценивают приемом «Две звезды, одно пожелание» афиширование информации | работают комментированно с материалом учебника и заполнением перфокарты | 2.комментированное закрепление: определение разрядов частиц в предложениях для наблюдения с аргументацией 3. комментированное выборочное письмо № 455 4. выборочное письмо № 481 с взаимопроверкой. - в каких случаях у вас возникли разногласия? (решение) разве – вопрос, неужели – вопрос, ли – вопрос, всё-таки – усилит., ведь – усилит. , уже - усилит самостоятельное изучение с. 200: работа с проблемным вопросом – какие значения могут выражать отрицательные частицы? от чего это зависит? работа с таблицей разграничения НЕ и НИ комментированное закрепление Закрепление материала - Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками. Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда)никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость. | тетради учебник карточки ТДС |
рефлексия и оценка | Инструктаж по выполнению задания | 1.первичный контроль теории «Ошибочное суждение» 1)частица – служебная часть речи 2)частицы связывают ОЧП и части СП 3) НЕ и НИ – отрицательные частицы 4)частицы делятся на отрицательные, модальные и ФО 5) частицы не и ни могут выражать только отрицательное значение Ключ: +, -, +, +, - афиширование, отработка пробелов 2.работа с тестовыми заданиями с взаимопроверкой по ключу 3.работают с вопросной рефлексией, афиширование по желанию 1.сегодня я узнал 2. сегодня я научился 3.у меня получилось 4.мне было трудно | Тетради |
контроль знаний | Инструктаж по выполнению задания, консультирование | самостоятельно работают с диктантом и грамматическим заданием | тетради карточки текст |
Домашнее задание | Инструктаж § 56,59,60, у. 469. Повторить тезаурус (предлог, союз, частица) | Запись домашнего задания, возможные вопросы | дневники |
Частица – служебная часть речи, которая ____________________________________________________________________
Разряды частиц
Формообразующие | Отрицательные | модальные |
Повелительное наклонение: Условное наклонение: | | - усилительные: - вопросительные: - восклицательные: - сомнение: - уточнение: - выделение, ограничение: - указательные: |
Частица – служебная часть речи, которая ____________________________________________________________________
Разряды частиц
Формообразующие | Отрицательные | модальные |
Повелительное наклонение: Условное наклонение: | | - усилительные: - вопросительные: - восклицательные: - сомнение: - уточнение: - выделение, ограничение: - указательные: |
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | 1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Часть предложения начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… 2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | 1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Часть предложения начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… 2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | 1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Часть предложения начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… 2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить повторяющийся союз, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | 1.В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Часть предложения начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… 2.С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
Тестовые задания по теме «Частицы»
Вариант 1.
1. Какое утверждение НЕВЕРНОЕ?
а) Частица – служебная часть речи.
б) Частица вносит в предложение различные оттенки значения.
в) Частица связывает части сложного предложения.
г) Частица служит для образования форм слова.
2. В каком ряду ВСЕ частицы смысловые?
а) пусть, что за, вряд ли в) всё-таки, даже, давайте
б) именно, не, вот г) да, пускай, б
3. Сколько частиц употреблено в отрывке из стихотворения
М. Чиликина?
Сосульки, сосульки, а вы бы смогли
Хотя бы разок дорасти до земли?
Сосульки, подумав, сказали: «Едва ли,
Ребята нас раньше бы все обломали »
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
Тестовые задания по теме «Частицы»
Вариант 2.
1. Какое утверждение НЕВЕРНОЕ?
а) Частица – самостоятельная часть речи.
б) Частица вносит в предложение различные оттенки значения.
в) По значению и роли в предложении частицы делятся на два разряда: смысловые и формообразующие.
г) Частица служит для образования форм слова.
2. В каком ряду ВСЕ частицы формообразующие?
а) пусть, что за, вряд ли в) всё-таки, даже, давайте
б) именно, не, вот г) да, пускай, б
3. Сколько частиц употреблено в отрывке из басни И.А.Крылова «Мыши»?
«Сестрица! знаешь ли, беда!—
На корабле Мышь Мыши говорила,—
Ведь оказалась течь: внизу у нас вода
Чуть не хватила
До самого мне рыла.
(А правда, так она лишь лапки замочила.)
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Взаимопроверка по ключу: 1ваа 2вгв