СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различение частиц НЕ и НИ на письме

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате урока форируются умения различать частицы НЕ и НИ на письме, использовать в своей речи различные синтаксические конструкции с отрицательными частицами, понимание их стилистических особенностей, запоминание устойчивых оборотов речи, в состав которых входят отрицательные частицы.

Просмотр содержимого документа
«Различение частиц НЕ и НИ на письме»

Учебный предмет – русский язык (7 класс)

Тема урока - «Различение частиц НЕ и НИ на письме»

Тип урока - комбинированный

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с разными по значению отрицательными частицами НЕ и НИ, с понятиями «Риторический вопрос» и «Риторическое восклицание».

Планируемые результаты урока:

  1. Предметные: умение различать частицы НЕ и НИ на письме, использовать в своей речи различные синтаксические конструкции с отрицательными частицами, понимание их стилистических особенностей, запоминание устойчивых оборотов речи, в состав которых входят отрицательные частицы.

  2. Метапредметные: коррекция и развитие познавательных способностей, логического мышления, умения связно и грамотно излагать свои мысли, тренировка и развитие внимания и памяти, совершенствование коммуникативных качеств речи.

  3. Личностные: формирование учебной мотивации и интереса к изучению русского языка, воспитание интереса к родному краю, к его истории и героям, в частности к личности Д.В.Давыдова.

Методическое оснащение:

Материально-техническая база – мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение:

  • Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

  • презентация к уроку;

  • учебные карточки с заданиями:

1) для работы в группах;

2) для контроля (тест).

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи и мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний (повторение изученного).

3.1. Проверка домашнего задания.

3.2. Повторение устойчивых оборотов слов – сочетаний противопоставляемых понятий.

3.3. Запоминание устойчивых выражений с НЕ и НИ.

3.4. Различение выражений с НЕ и НИ в зависимости от смысла.

  1. Постановка проблемы и её решение (работа в группах).

4.1. Создание проблемной ситуации. Работа в группах по карточкам.

4.2. Включение понятий «Риторический вопрос» и «Риторическое восклицание».

4.3. Включение новой информации в таблицу.

  1. Систематизация знаний.

5.1. Словарно-орфографическая работа.

5.2. Первичное закрепление полученных новых знаний.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (работа в парах).

  2. Контрольный тест.

  3. Рефлексия.

  4. Домашнее задание.







Ход урока с выделением структурных частей

1. Организационный момент

Учитель: что мы изучали на прошлом уроке?

(отрицательные частицы Не и НИ)

Что мы узнали об этих частицах?

(служебные части речи, служат для выражения отрицания)

Учитель: А зачем нам 2 отрицательные частицы? Может быть, хватило бы и одной?

2. Постановка учебной задачи и мотивация учебной деятельности.

(Слайд № 2)

Когда Вера заболела, Наташа часто навещала её. Однажды она не смогла прийти к больной подруге и написала Оле записку: «Сегодня у Веры не буду. Когда к ней ни придёшь, она недовольна. Сходи ты».Оля подумала, что подруги поссорились. Но когда побывала у Веры, поняла, что Наташа просто допустила ошибку в записке. Какую?

Учитель: Какое значение имеет 1 предложение? (отрицательное))

Когда недовольна Вера? (всегда)

А второе? (Недовольна,когда не придёшь).

В чём убеждает нас приведённый пример? (Ошибка в употреблении этой маленькой частицы привела к недопониманию между подругами, это могло закончиться ссорой).

Так как же нам избежать подобных ситуаций?

Делаем вывод: частицы НЕ и НИ разные по смыслу.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо научиться различать частицы НЕ и НИ. И научиться использовать предложения с отрицательными частицами правильно и там, где это нужно. Это и будет задачей нашего урока.

Формулируем и записываем в тетрадь тему урока:

Различение частиц НЕ и НИ на письме. (Слайд № 3)


3. Актуализация знаний (Повторение изученного).

3.1 Проверка домашнего задания (Упр. 432) с помощью таблицы, составленной на прошлом уроке. (Слайд № 3)


Частица НЕ


Частица НИ

Придаёт отрицание

Служит для усиления отрицания

НО!

НЕ+НИ = положительный смысл

Не мог не встретить = встретил (!)

Иногда отрицание только подразумевается

Кругом (нет) ни деревца

+ устойчивые сочетания со значением категорического приказа (НИ с места)


Перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления

(Кто НИ == ), [ ]

Сколько НИ…, что НИ…, Куда НИ…


3.2. На прошлом уроке мы вспомнили устойчивые обороты слов, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий. Проверим, насколько хорошо мы их знаем и помним.

К значениям (слайд № 4) подберите подходящие обороты

Пожелание удачи (?)

ни пуха ни пера


ни холодно ни жарко

Очень рано (?)

ни свет ни заря


ни дать ни взять

Никогда (?)

ни днём ни ночью

Неожиданно (?)

ни с того ни с сего


ни рыба ни мясо

Тесно (?)

ни сесть ни встать

Оцепенел от страха

ни жив ни мёртв


ни два ни полтора

Запомнить: НИ! запятая при этом не ставится!

Проверим. Задание: выбрать и записать в тетрадь синонимические выражения со значением «неопределённо» (Ни холодно ни жарко, ни датьни взять, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни то ни сё…). Записать в тетрадь по памяти. Проверить по образцу на слайде. (Слайд №5)

3.3. (Слайд № 6)Запомнить: Во что бы то НИ стало
Где бы то НИ было
Как НИ в чём НЕ бывало

Чётко проговариваем хором выражения по слогам, затем записываем в тетрадь.

3.4. Различать в зависимости от смысла (слайд № 7):

НЕ раз (часто) – НИ разу (никогда)

НЕ один (много) – НИ один (никто)

Задание: переделать предложения, заменив выделенные слова выражениями с НЕ и НИ, записать в тетрадь, обозначив орфограмму. (Слайды № 8, № 9)

  • Никто не решится на это – НИ один не решится

  • Много листьев упало с деревьев – НЕ один лист упал

  • Ему много раз говорили об этом –Ему НЕ раз говорили об этом

  • Никогда не случалось ничего подобного – НИ разу не случалось…

4. Постановка проблемы и её решение.

(Работа в группах (по 4 человека) по карточкам). (Слайд № 10)

4.1 Задание: выбрать правильную частицу и объяснить свой выбор.

Где он только Н… побывал! (Везде побывал)

Чего он только Н… видел! (Всё видел)

Кто Н… слышал об этом? (Все слышали)

(Работая в группах, пытаясь решить проблему, учащиеся предлагают разные варианты, но объяснить свой выбор, опираясь на полученные знания не могут, т.е., приходят к выводу, что информации, предоставленной в учебнике и отражённой в таблице, недостаточно). Находим общее, что объединяет эти предложения (?) – они простые по составу, восклицательные или вопросительные, начинаются с вопросительного слова, имеют положительное значение и обобщающий смысл.

Делаем вывод: НЕ пишется перед сказуемым в простых вопросительных и восклицательных предложениях, которые имеют обобщающее значение.

Такие предложения называются риторическими вопросами и восклицаниями.

4.2. Работа со словарём (записываем в тетрадь), (Слайд № 11).

Ритори́ческийвопро́с — (от греч. rhetor - оратор) фигураречи, представляющая собой вопрос-утверждение, на который не нужен ответ. Риторический вопрос - это литературный прием, использующий вопросительную форму для более яркого выражения мысли. Вопрос, не требующий ответа, то есть утверждение, для поэтики сформулированное в виде вопроса. По сути, ответ на риторический вопрос настолько очевиден, что его можно прочесть «между буквами» вопроса.

Риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, придающими известную приподнятость и патетичность повествованию.

4.3. Дополняем таблицу

(Пункт 3 первого столбика) [Кто НЕ==]? [Где НЕ ==]!

Частица НЕ

Частица НИ

Придаёт отрицание

Служит для усиления отрицания


НО!

НЕ+НИ = положительный смысл

Не мог не встретить = встретил (!)

Иногда отрицание подразумевается

Кругом (нет) ни деревца

+ устойчивые сочетания со значением категорического приказа (НИ с места)


[Кто НЕ==]? [Где НЕ ==]!

(Слайд № 12)

Перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления

(Кто НИ == ), [ ]

Сколько НИ…, что НИ…, Куда НИ…

5. Систематизация знаний

5.1. Словарно-орфографическая работа (Слайд № 13)

Учитель:

Вспомним, как пишутся и что обозначают слова Поэт, Патриот, Партизан

(Работа в тетрадях, запись словарных слов, обозначение орфограмм)

Скажите, с личностью какого нашего с вами земляка, поэта и героя войны 1812 года ассоциируются эти слова? (Слайд № 14 – подсказка: портрет Д.И.Давыдова)

5.2. Запишем предложение. Объясним изученные орфограммы, пользуясь составленной таблицей.

  • Кто из русских людей не знает имя Дениса Давыдова?

(НЕ, риторический вопрос)

Учитель:А чем знаменит Денис Давыдов? (Среди героев Войны 1812 года он занимает особое место. Он партизан, патриот и поэт)

Задание: перестройте предложения, используя разные конструкции с отрицательными частицами. Запишите в тетрадь полученные предложения. (На этом этапе перестраиваем предложения вместе, выслушивая варианты, которые дают, в основном, сильные ученики. Записываем, обязательно проговаривая вслух условия выбора орфограммы. Затем сравниваем предложения между собой, делая вывод об особой выразительности предложений с отрицательными частицами). (Слайды № 15, № 16 )


  • Он участвовал во многих сражениях.

(В каких только сражениях он не участвовал! – НЕ, риторический вопрос)

  • Много раз жизни его угрожала смертельная опасность

(Не раз жизни его угрожала смертельная опасность. - НЕ, много раз)

  • Его замечательную храбрость и блестящий военный ум по достоинству оценили крупнейшие полководцы того времени – Багратион и Кутузов. (Его замечательную храбрость и блестящий ум не могли не оценитьпо достоинству крупнейшие полководцы того времени – Багратион и Кутузов. - НЕ, два отрицания дают положительный смысл)

6 .Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Диктант со взаимопроверкой (работа в парах), (слайд № 17).

  • Ни днём ни ночьюне знали французы покоя от партизанского отряда Дениса Давыдова.

  • Наполеон ненавидел нашего героя как своего личного врага и хотел уничтожить его во что бы то ни стало. (Ради его поимки он выделил один из лучших отрядов и приказал при аресте расстрелять Дениса Давыдова на месте.)

  • Но как ни старался Наполеон расправиться с Денисом Давыдовым, ничего у него не вышло.

Критерии проверки:

3 ошибки – зачёт, 1-2 ошибки – «хорошо», нет ошибок – «отлично»

Анализируем допущенные ошибки и исправляем их, пользуясь таблицей.


7. Контрольный тест(распечатан на листочках).

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Тест проверяет учитель)


Каких только легенд и историй н… сочиняли о его храбрости и удачливости в сражениях совреме(н,нн)ики! Давыдов н… мог н… знать о своей популярности и был весьма доволен ею.

Где только н… звучали его стихи и басни! Н… мог н… заметить его поэтический талант и А.С.Пушкин с которым Д.Давыдов был хорошо знаком. Но гордясь своей гусарской удалью мужеством и п…тр…отизмом Давыдов всё(же) н… считал себя п…этом.

Н… одна книга написа(н,нн)а о славном нашем земляке. Фильм «Эскадрон гусар летучих» то(же) о нём. Если вы ещё н… вид..ли этот фильм об..зательно найдите время и посмотрите.

8. Рефлексия (Слайд № 19)

Учитель: Помните, какую задачу мы поставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, нам удалось её реализовать? Продолжите предложение «На уроке мы узнали…» (Выслушиваем 3-4 высказывания учащихся).


Нарисуйте на полях тетради:

Если тема урока оказалась для вас очень трудной (много ошибок);

  • Если тема оказалась трудной, но понятной (ошибки были, но при проверке всё стало понятно);

  • Если всё было очень просто (ошибок почти не было).


9. Домашнее задание (Слайд № 20):


Для тех, у кого

Содержание домашнего задания



Выучить теорию

по таблице, знать содержание § 71

Упражнения 434 и 435



Найти легенды и истории из жизни Дениса Давыдова. Составить небольшой рассказ (8-10 предложений), обязательно используя как можно больше предложений с изученной орфограммой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!