СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по теме "Текст. Повествование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать в качестве раздаточного на уроках русского языка в 4-5 классах.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Текст. Повествование"»

Урок 13. Повествование – 2

1. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

Давным-давно у китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись тому, что с этим червяком делать и как его разводить, и тебя народ никогда не забудет».

Тогда Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как разводить их.

С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют День Шёлка.

(по Л.Н. Толстому)

«Новое» в повествовании – это действия предмета или объекта в определённой последовательности.

Не забывайте об этом, когда пишете повествование. Не описывайте, а повествуйте!

Пример

Описание: Петя боялся высоты.

Повествование: Петя глянул вниз с крыши небоскрёба, и тут же у него закружилась голова, задрожали ноги. Он понял, что сейчас упадёт в обморок.

2. Превратите эти описания в действия.

Анна была смелой

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Коля был испуган

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Петя был голоден

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лодка оказалась тяжёлой

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В джунглях было жарко и влажно

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



В повествовании часто действуют несколько лиц. Эти лица и их действия в пределах текста связаны между собой, поэтому текст остаётся тематически цельным, и мы не можем сказать, что автор отклонился от темы. Такую тему можно назвать сложной.

3. Прочитайте. Докажите, что это повествование. Назовите героев и составьте сложную тематическую цепочку. Составьте цепочки «нового» для каждого из героев текста. Докажите, что действия героев взаимосвязаны. Перескажите текст от имени одного из героев. Сформулируйте идею текста (мораль).

Д/з Попробуйте написать свой текст с такой же моралью.

Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: "Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой".

Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает: "Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко".

Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: "Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес".

(по Л.Н. Толстому)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!