Урок 13. Повествование – 2
1. К какому типу речи относится данный текст? Докажите.
Давным-давно у китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись тому, что с этим червяком делать и как его разводить, и тебя народ никогда не забудет».
Тогда Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как разводить их.
С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют День Шёлка.
(по Л.Н. Толстому)
«Новое» в повествовании – это действия предмета или объекта в определённой последовательности.
Не забывайте об этом, когда пишете повествование. Не описывайте, а повествуйте!
Пример
Описание: Петя боялся высоты.
Повествование: Петя глянул вниз с крыши небоскрёба, и тут же у него закружилась голова, задрожали ноги. Он понял, что сейчас упадёт в обморок.
2. Превратите эти описания в действия.
Анна была смелой
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Коля был испуган
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Петя был голоден
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лодка оказалась тяжёлой
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В джунглях было жарко и влажно
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В повествовании часто действуют несколько лиц. Эти лица и их действия в пределах текста связаны между собой, поэтому текст остаётся тематически цельным, и мы не можем сказать, что автор отклонился от темы. Такую тему можно назвать сложной.
3. Прочитайте. Докажите, что это повествование. Назовите героев и составьте сложную тематическую цепочку. Составьте цепочки «нового» для каждого из героев текста. Докажите, что действия героев взаимосвязаны. Перескажите текст от имени одного из героев. Сформулируйте идею текста (мораль).
Д/з Попробуйте написать свой текст с такой же моралью.
Поехал мужик в город за овсом для лошади. Только что выехал из деревни, лошадь стала заворачивать назад к дому. Мужик ударил лошадь кнутом. Она пошла и думает про мужика: "Куда он, дурак, меня гонит; лучше бы домой".
Не доезжая до города, мужик видит, что лошади тяжело по грязи, своротил на мостовую, а лошадь воротит прочь от мостовой. Мужик ударил кнутом и дернул лошадь: она пошла на мостовую и думает: "Зачем он меня повернул на мостовую, только копыта обломаешь. Тут под ногами жестко".
Мужик подъехал к лавке, купил овса и поехал домой. Когда приехал домой, дал лошади овса. Лошадь стала есть и думает: "Какие люди глупые! Только любят над нами умничать, а ума у них меньше нашего. О чем он хлопотал? Куда-то ездил и гонял меня. Сколько мы ни ездили, а вернулись же домой. Лучше бы с самого начала оставаться нам с ним дома; он бы сидел на печи, а я бы ела овес".
(по Л.Н. Толстому)