СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растворы. Растворимость веществ.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Растворы. Растворимость веществ.»

Тема: Растворы. Растворимость веществ. Цель урока: Познакомиться с процессом растворения, изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.

Тема: Растворы. Растворимость веществ.

Цель урока: Познакомиться с процессом растворения, изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.

Добрый день!   Окружающий нас мир, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам узнать самих себя. Утром встал я очень рано. Чай холодный наливаю, Положил я сахарку, Но не сладким он остался. Ложку, две и три – люблю. Но здесь какой-то непорядок. И на дне лежит осадок !!!

Добрый день!

  • Окружающий нас мир, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам узнать самих себя.

Утром встал я очень рано.

Чай холодный наливаю,

Положил я сахарку,

Но не сладким он остался.

Ложку, две и три – люблю.

Но здесь какой-то непорядок.

И на дне лежит осадок !!!

Так что же такое раствор? Раствор – это однородная система, состоящая из двух и более компонентов (растворителя, частиц растворённого вещества, и продуктов их взаимодействия), относительные количества которых могут изменяться в широких пределах.

Так что же такое раствор?

  • Раствор – это однородная система, состоящая из двух и более компонентов (растворителя, частиц растворённого вещества, и продуктов их взаимодействия), относительные количества которых могут изменяться в широких пределах.
Физическая теория растворения Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С. Аррениус, В. Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Физическая теория растворения

  • Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С. Аррениус, В. Оствальд.
  • Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.
Химическая теория   Сторонники химической теории: Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла. В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов. Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.

Химическая теория

  • Сторонники химической теории: Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.
  • Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла.
  • В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.
  • Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов.
  • Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.
В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория. Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. Проблема: От чего зависит растворимость веществ в воде?
  • В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория.
  • Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
  • Проблема: От чего зависит растворимость веществ в воде?
В соответствии с количеством растворенного вещества выделяют три типа растворов:

В соответствии с количеством растворенного вещества выделяют три типа растворов:

Факторы, влияющие на растворимость веществ: Температура: Растворимость твердых веществ с повышением температуры увеличивается. Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Природа растворимого вещества и растворителя.

Факторы, влияющие на растворимость веществ:

  • Температура:
  • Растворимость твердых веществ с повышением температуры увеличивается.
  • Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается.
  • Природа растворимого вещества и растворителя.
Решение задач: Задача 1.   В реанимацию попадают больной, с обильным кровотечением. В этих случаях используют раствор Дицинона ( Етамзілату ) 125 мг/мл. Определить процентную концентрацию раствора. Согласно инструкции, суточная доза составляет 20 мг на 1 кг массы тела (0,1 мл = 12,5 мг) в виде внутримышечных инъекций. Сколько мл раствора необходимо взять для остановки кровотечения у человека массой 63 кг? Что может повлечь за собой ошибочный расчет необходимого объема лекарственного средства?  ( Ответ: 12,5% и 10,8 мл ).

Решение задач:

  • Задача 1.   В реанимацию попадают больной, с обильным кровотечением. В этих случаях используют раствор Дицинона ( Етамзілату ) 125 мг/мл. Определить процентную концентрацию раствора. Согласно инструкции, суточная доза составляет 20 мг на 1 кг массы тела (0,1 мл = 12,5 мг) в виде внутримышечных инъекций. Сколько мл раствора необходимо взять для остановки кровотечения у человека массой 63 кг? Что может повлечь за собой ошибочный расчет необходимого объема лекарственного средства?
  • ( Ответ: 12,5% и 10,8 мл ).
Закрепление изученного 1. Растворимость веществ не зависит от: А) природы растворителя Б) температуры В) давления Г) природы вещества   2. К нерастворимому основанию относится: А) Cu(OH) 2 Б) Mg(OH) 2 В) KOH Г) Na(OH) 2   3. Вещество больше не растворяется при данной температуре – это раствор: А) насыщенный Б) ненасыщенный В) пересыщенный Г) недосыщенный   4. Основоположник химической теории растворения: А) Вант-Гофф Б) Оствальд В) Аррениус Г) Менделеев  5. Соединение, образованное взаимодействием вещества с водой – это: А) гидрат Б) кристаллогидрат В) аллотропия Г) изотоп

Закрепление изученного

1. Растворимость веществ не зависит от:

А) природы растворителя Б) температуры В) давления Г) природы вещества

 

2. К нерастворимому основанию относится:

А) Cu(OH) 2 Б) Mg(OH) 2 В) KOH Г) Na(OH) 2

 

3. Вещество больше не растворяется при данной температуре – это раствор:

А) насыщенный Б) ненасыщенный В) пересыщенный Г) недосыщенный

 

4. Основоположник химической теории растворения:

А) Вант-Гофф Б) Оствальд В) Аррениус Г) Менделеев 

5. Соединение, образованное взаимодействием вещества с водой – это:

А) гидрат Б) кристаллогидрат В) аллотропия Г) изотоп

Подводим итоги Что нового мы узнали на уроке? Каких успехов мы смогли добиться? Какие открытия мы для себя сделали?  С какими проблемами столкнулись при рассмотрении данной темы? Какие трудности встретились на нашем пути?

Подводим итоги

  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Каких успехов мы смогли добиться?
  • Какие открытия мы для себя сделали?
  • С какими проблемами столкнулись при рассмотрении данной темы?
  • Какие трудности встретились на нашем пути?
Д/З Решить задачу Какой объем дистиллированной воды необходимо добавить к 400 мл приобретенного в аптеке 10% раствора (р= 1,07 г/см3) хлорида натрия, чтобы получить 3% раствор для промывания слизистых оболочек носа для предупреждения заболевания гриппом?
  • Д/З Решить задачу
  • Какой объем дистиллированной воды необходимо добавить к 400 мл приобретенного в аптеке 10% раствора (р= 1,07 г/см3) хлорида натрия, чтобы получить 3% раствор для промывания слизистых оболочек носа для предупреждения заболевания гриппом?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!