СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабство в Древнем Риме. Урок истории в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабство в Древнем Риме

Класс: 5

Тип урока: комбинированный урок с элементами ИКТ 

Цель:  создание условий для усвоения материала об источнике рабства и жизни рабов в Древнем  Риме.

Задачи урока:

Образовательная:

- определить источники рабства,

-охарактеризовать положение рабов,

- познакомиться с условиями жизни рабов,

-подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме.

Развивающая:

-способствовать формированию умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями в учебнике,

-продолжить формирование у учащихся умений   читать историческую карту.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства сопереживания и  неприятия  к рабству вообще,

- развитию интереса к истории, любознательности.

Планируемый результат – знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.

Учебное оборудование:  компьютер, презентация, тетрадь, раздаточный материал, учебник, настенная карта «Древняя Италия», историческая картина «В имении римского рабовладельца», эпизоды из исторических фильмов «Спартак» и «Гладиатор»,  мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока.   

Продолжительность занятия – 45 минут

Словарь – раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор.

Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение  не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.

  1. Повторение пройденного материала. Слайд 1.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем.

Слайд 2. Карта.  Работа с картой.  Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи (составление связанного текста по карте).

 

А теперь  внимательно послушайте стихотворение и  закончите его необходимыми словами.

Слайд 3.  

 

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на …. (сапог).

 

Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров …(Аппенинский).

 

 

Слайд 4

 

Там где Тибр полноводный

Течёт в зелёные долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые… (латины).

 

 

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла… (волчица).

 

Слайд 5.

 

Ромул дал названье месту,

Это потому что им

Был основан город… (Рим).

 

Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал-

Тот карфагенский… (Ганнибал).

 

 

С кем  воевал Ганнибал? (с Римом).

 

  1. Переход к изучению новой темы.

В 202г. до н.э. армия Ганнибала была разбита и Рим становится могущественным хозяином в Западном Средиземноморье.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим  людей, о которых говорится в стихотворении:

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.

 

Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах).

Давайте обозначим тему нашего урока.

Слайд 6. РАБСТВО  В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

 

                 Что вы знаете о рабах? (ответы учащихся).

А теперь подумайте,  какова цель нашего урока?

Слайд 7. Действительно, цель нашего урока -  это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме. Мы должны:

1. Определить основной источник рабства.

2. Рассмотреть труд рабов.

3. Выявить отношение римлян к рабам.

 

4. Изучение новой темы.

План изучения нового материала:

  1. Источники рабства
  2. Труд рабов в сельском хозяйстве.
  3. Труд рабов в доме рабовладельца.
  4. Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

Кто же такие рабы? Попробуем раскатать это слово.

Запись в тетрадь:

Раб – это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Жизнь в древней Италии замерла бы без рабского труда. Именно труд рабов создал богатства Рима.

Проблемный вопрос: Как люди становились рабами?

Работа с текстом.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря идёт корабль. На нём плывут люди и разговаривают.

Раб: Сколько ещё плыть? Кто знает, что нас ждёт в новой жизни?

Первая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян о том,  как они мучают своих рабов,  избивают, морят голодом. При этом римляне говорят:  «Раб не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них – говорящее орудие.

Вторая рабыня: Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина.  А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море,  где всегда светит солнце и зреет виноград о свободе. Ни мне,  ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб: А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

Первая рабыня: На месте моего города римляне оставили лишь чёрное безжизненное поле с развалинами. 17 дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы пылали библиотеки.

Слайд 8. Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства?

Источники рабства.

  • Пленники
  • Пиратство
  • Продажа в рабство
  • Дети рабов

Выключить проектор.

Физкульминутка.

Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества. Откройте учебник и внимательно посмотрите иллюстрации. Определите,  где применялся труд рабов? (в сельском хозяйстве на рудниках и каменоломнях в домах римлян часть рабов становилась гладиаторами.)

Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

Труд рабов в  имении.

На странице 227 иллюстрация «Труд и жизнь рабов в имении 2-1 в. до н.э. в Италии» внимательно рассмотрите иллюстрацию и озвучьте её. (смотреть по времени).

Труд рабов в  городе.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в городе.   Для этого вам нужно открыть учебник на странице 227 и прочитать пункт 3 параграфа 49 «Рабы в богатом доме».

Беседа по вопросам:

  1. Где  применяли труд рабов?
  2. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает,  ничего не имели).
  3. Каким было отношение рабов к труду и почему? (что поразило).

Слайд 9, 10.     Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боёв. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н. э. он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.

Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами. Они  обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан.

Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом "Отпусти!". Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя "Добей!". Вердикт толпы не оспаривался даже императором. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет».

Назовите новые исторические понятия, которые необходимо запомнить и выписать.

А сейчас посмотрите    видеокадры  о гладиаторском бое.

Обсуждение просмотренного отрывка.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме.

Кто такой раб?

Кто такой рабовладелец?

Система взаимоотношений между людьми, где один человек является собственностью  другого,  называется рабством.

А как вы считаете, рабство это хорошо?

А что вы сегодня узнали на уроке.

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

Решение кроссворда.  А теперь посмотрите на доску.

Выставление оценок.

 

Спасибо за урок. Я рада плодотворной работе с вами. На прощанье давайте подарим друг другу улыбку. И если ивам понравился наш урок поднимите палец вверх.

Домашнее задание:

  1. Изучить § 49.
  2. Составить рассказ по картинке с.22

 

Используемая  литература и интернет-ресурсы

1. Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасина,Г.И. Годера, И.С. Свеницкой – М.: Просвещение, 2010

2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1993.

3. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина,Г.И. Годера, И.С. Свеницкой – Волгоград: Учитель, 2009. – 159 с.

4. Михайловский Ф.А. История древнего мира. Книга для учителя. – «Русское слово», 1990

5. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/02/11/rabstvo-v-drevnem-rime

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Древнем_Риме

7.  https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=рабство

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабство в Древнем Риме. Урок истории в 5 классе»

Рабство в Древнем Риме

Класс: 5

Тип урока: комбинированный урок с элементами ИКТ 

Цель: создание условий для усвоения материала об источнике рабства и жизни рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательная:

- определить источники рабства,

-охарактеризовать положение рабов,

- познакомиться с условиями жизни рабов,

-подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме.

Развивающая:

-способствовать формированию умений работать с историческим источником, текстом учебника, иллюстрациями в учебнике,

-продолжить формирование у учащихся умений читать историческую карту.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства сопереживания и неприятия к рабству вообще,

- развитию интереса к истории, любознательности.

Планируемый результат – знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр.

Учебное оборудование: компьютер, презентация, тетрадь, раздаточный материал, учебник, настенная карта «Древняя Италия», историческая картина «В имении римского рабовладельца», эпизоды из исторических фильмов «Спартак» и «Гладиатор», мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока.  

Продолжительность занятия – 45 минут

Словарь – раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор.

Технологии – элементы критического мышления, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.

  1. Повторение пройденного материала. Слайд 1.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем.

Слайд 2. Карта. Работа с картой. Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи (составление связанного текста по карте).


А теперь внимательно послушайте стихотворение и закончите его необходимыми словами.

Слайд 3.

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на …. (сапог).


Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров …(Аппенинский).


Слайд 4.

Там где Тибр полноводный

Течёт в зелёные долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые… (латины).


До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла… (волчица).


Слайд 5.

Ромул дал названье месту,

Это потому что им

Был основан город… (Рим).


Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал-

Тот карфагенский… (Ганнибал).


С кем воевал Ганнибал? (с Римом).


  1. Переход к изучению новой темы.

В 202г. до н.э. армия Ганнибала была разбита и Рим становится могущественным хозяином в Западном Средиземноморье.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим людей, о которых говорится в стихотворении:

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.


Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах).

Давайте обозначим тему нашего урока.

Слайд 6. РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

Что вы знаете о рабах? (ответы учащихся).

А теперь подумайте, какова цель нашего урока?

Слайд 7. Действительно, цель нашего урока - это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме. Мы должны:

1. Определить основной источник рабства.

2. Рассмотреть труд рабов.

3. Выявить отношение римлян к рабам.


4. Изучение новой темы.

План изучения нового материала:

  1. Источники рабства

  2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

  3. Труд рабов в доме рабовладельца.

  4. Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

Кто же такие рабы? Попробуем раскатать это слово.

Запись в тетрадь:

Раб – это человек лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Жизнь в древней Италии замерла бы без рабского труда. Именно труд рабов создал богатства Рима.

Проблемный вопрос: Как люди становились рабами?

Работа с текстом.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря идёт корабль. На нём плывут люди и разговаривают.

Раб: Сколько ещё плыть? Кто знает, что нас ждёт в новой жизни?

Первая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них – говорящее орудие.

Вторая рабыня: Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб: А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

Первая рабыня: На месте моего города римляне оставили лишь чёрное безжизненное поле с развалинами. 17 дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы пылали библиотеки.

Слайд 8. Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства?

Источники рабства.

  • Пленники

  • Пиратство

  • Продажа в рабство

  • Дети рабов

Выключить проектор.

Физкульминутка.

Труд рабов в Риме применялся в различных областях жизни римского общества. Откройте учебник и внимательно посмотрите иллюстрации. Определите, где применялся труд рабов? (в сельском хозяйстве на рудниках и каменоломнях в домах римлян часть рабов становилась гладиаторами.)

Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)

Труд рабов в имении.

На странице 227 иллюстрация «Труд и жизнь рабов в имении 2-1 в. до н.э. в Италии» внимательно рассмотрите иллюстрацию и озвучьте её. (смотреть по времени).

Труд рабов в городе.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в городе. Для этого вам нужно открыть учебник на странице 227 и прочитать пункт 3 параграфа 49 «Рабы в богатом доме».

Беседа по вопросам:

  1. Где применяли труд рабов?

  2. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает, ничего не имели).

  3. Каким было отношение рабов к труду и почему? (что поразило).

Слайд 9, 10. Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боёв. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н. э. он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.

Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами. Они обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан.

Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом "Отпусти!". Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя "Добей!". Вердикт толпы не оспаривался даже императором. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет».

Назовите новые исторические понятия, которые необходимо запомнить и выписать.

А сейчас посмотрите видеокадры о гладиаторском бое.

Обсуждение просмотренного отрывка.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме.

Кто такой раб?

Кто такой рабовладелец?

Система взаимоотношений между людьми, где один человек является собственностью другого, называется рабством.

А как вы считаете, рабство это хорошо?

А что вы сегодня узнали на уроке.

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

Решение кроссворда. А теперь посмотрите на доску.

Выставление оценок.


Спасибо за урок. Я рада плодотворной работе с вами. На прощанье давайте подарим друг другу улыбку. И если ивам понравился наш урок поднимите палец вверх.

Домашнее задание:

  1. Изучить § 49.

  2. Составить рассказ по картинке с.22


Используемая литература и интернет-ресурсы

1. Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасина,Г.И. Годера, И.С. Свеницкой – М.: Просвещение, 2010

2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1993.

3. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина,Г.И. Годера, И.С. Свеницкой – Волгоград: Учитель, 2009. – 159 с.

4. Михайловский Ф.А. История древнего мира. Книга для учителя. – «Русское слово», 1990

5. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/02/11/rabstvo-v-drevnem-rime

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_в_Древнем_Риме

7. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=рабство




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!