СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории "Рабство в Древнем Риме. 5 класс"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории "Рабство в Древнем Риме" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Рабство в Древнем Риме. 5 класс"»

Тема урока: Рабство в Древнем Риме (5 класс)

Цель урока: дать обучающимся представление о положении рабов в Древнем Риме, об источниках рабства.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: развивать умение работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, справедливости; развивать интерес к истории народов мира.

Оборудование: учебник «История Древнего мира. А.Вигасин.5 класс»; компьютер, экран, презентация, картина «Гладиаторские бои».

Ход урока:

I.Организационный момент.

Мотивационная беседа: Что дети знают о рабстве? Кто такой раб? При каких условиях возможна ситуация, когда человек является собственностью другого человека?

II. Историческая разминка (повторение изученного):

Внимательно послушайте стихотворение и закончите строки рифмой:

Чтоб Италию на карте отыскать в короткий срок, 
помни: нужно полуостров найти, похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий, на полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы крутые горы ... (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный течет в зеленые долины, 
Селились в древности глубокой трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском ей даже памятник хранится. 
И как же тут не удивиться, ведь малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту - потому, что это ним был основан город ... (Рим).

III. Изучение новой темы.

Оглашается тема урока, ставится проблемный вопрос : «Возможно ли было существование Римской империи без рабского труда?»

План изучения темы (на доске или слайде)

  1. Источники рабства.

  2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

  3. Труд рабов в доме рабовладельца.

  4. Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? “Подбери слово”- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец.

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

Работа с историческими источниками.

  1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”.

А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме?

Инсценировка о возникновении и источниках рабства

(Действующие лица - две рабыни и раб)

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на местоНа нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен, и меня продали на рынке рабов…

1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли и отвезли на невольничьи рынки…

- Итак, скажите, ребята, каковы были источники рабства в Риме?

(дети отвечают)

Анализ исторического документа.

Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут.

Марк Порций Катон (234—149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. 
В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей.

Содержание рабов: Паёк рабам (питание): тем, кто работает в поле, положено зимой по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом — по 4,5 модия.

Вино рабам: по окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам: Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам: Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

(Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.)

Вопросы к документам.

  1. Где применялся труд рабов? (Подтвердите свое мнение строками из документа)

  2. Как содержались рабы? (Подтвердите свою мысль строками из документа)

Физкультминутка.

Работа с учебником.

Труд рабов в доме рабовладельца.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 240, прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу.

Беседа по вопросам.

  1. Где еще применяли труд рабов?

  2. Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, на полях? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться жизнью раба как пожелает, рабы ничего не имели).

  3. Каким было отношение рабов к труду и почему?

Опережающее обучение ( выступление обучающегося с сообщением «Гладиаторы в Риме» )

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э. Он назывался Колизей и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда был полон. В первых рядах сидели сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами. Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами, у каждого-своё вооружение: один из них называется “рыбак”, у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый “рыбой”, имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя “рыбак” стремится набросить сеть на “рыбу” и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор “рыба” сумеет разрезать мечом сеть, “рыбак” окажется совершенно беззащитным. Судьба поверженного, но еще живого гладиатора решалась так: зрители опускали большой палец правой руки вниз - тем самым приговаривали его к смерти, или же большинство поднимало палец вверх, если публика считала, что раненый храбро сражался – и в этот раз гладиатору сохраняли жизнь.

Учитель:

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма “Спартак”, в котором представлен поединок двух гладиаторов.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

- Как выглядят гладиаторы?

- Каким оружием они сражались?

- Какова была реакция публики?

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

IV.Закрепление изученного.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме.

Работа в парах: Сформулируйте развёрнутые вопросы для пары своих соседей, можно пользоваться планом в тетради. (выборочный обмен вопросами-ответами)

Подведение итогов, обобщение.

Выставление оценок.

V.Домашнее задание: параграф 49 проработать, отвечать на вопросы после параграф, готовить сообщения о восстании Спартака.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!