СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории Древнего мира в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме»

Урок истории Древнего мира в 5 классе

по теме «Рабство в Древнем Риме»

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме

Задачи урока:

- познакомить учащихся с понятием «рабство», выяснить источники рабства, обсудить отдельные категории рабов и их положение;

- продолжать развивать умение работать с историческими текстами, иллюстрациями, видео материалами, правильно задавать вопросы, слушать и слышать собеседника;

- воспитывать уважение к истории Античности, понимать происходящие процессы.


Ход урока

1.Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте ребята!

- Вначале сегодняшнего урока мы проведем небольшое упражнение. Возьмите в руки карандаш. Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте начнем развивать наши таланты!

- Вот уже достаточно долго мы с вами путешествуем по Древнему Риму, и вы стали почти специалистами в истории этой страны! Давайте вспомним основные моменты!

2.Актуализация знаний учащихся:

- Перед вами облако слов. И все они характеризуют Древний Рим. Сейчас я прошу вас выполнить небольшое задание. У вас на партах лежит текст, в котором пропущены некоторые слова. Используя облако слов, вставьте пропущенные слова в текст. На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты, после чего мы вместе проверим правильность выполнения.

Учащиеся выполняют задание, затем меняются листочками и осуществляется совместная проверка правильности выполнения

3. Мотивация к учебной деятельности:

- Молодцы! Отлично постарались! Если у вас все слова вставлены правильно, поставьте плюс в листах самооценки, которые так же находятся у вас на партах. Не забудьте его подписать.

Ученики сами себя оценивают

- Ребят, если вы были внимательны, то одно слово в облаке оказалось лишним. Что это за слово? (Рабство) Встречали мы это слово ранее? (Встречали) А знаете ли вы, что оно обозначает?

Учащиеся высказывают свои предположения

- Сегодня мы с вами будем говорить об этом явлении. Наша тема – Рабство в Древнем Риме. Запишите ее на своем мини – плакате, с которым вам предстоит работать на протяжении всего урока.

4. Изучение нового материала. Определение рабства и его источники:

- Что необходимо нам узнать о рабстве, чтобы сложилась полная и понятная картина этого явления?

Ученики выводят план урока

- Что это такое?

- Почему появилось?

- Какие категории рабов существовали?

- Тогда, начнем! Посмотрите, пожалуйста, по сторонам. На стенах нашего кабинета имеются три высказывания знаменитых исторических личностей о рабстве. Я прошу вас прочитать их и подойти к тому высказыванию, которое, по вашему мнению, в полной мере отражает суть рабства. Почему вы так считаете?

Учащиеся выполняют задание, аргументируют свой выбор

- Присаживайтесь! Но мы как историки, должны вывести с вами общее определение. Давайте все вместе составим его. Начну я. Рабство – это…

Учащиеся высказывают свое мнение.

- Рабство – это полная зависимость одного человека от другого, неволя, угнетение. (учитель вывешивает определение рабства на доску) Запишите его на свой мини – плакат.

- Отлично! Ребята, а откуда взялось вообще рабство? Почему люди становились рабами? Как вы думаете?

Ученики высказывают свое мнение

- Чтобы проверить правильность ваших ответов, я предлагаю вам поработать с историческими источниками. Работая в группе, на основе текста, выявите источники рабства и запишите их на своем мини - плакате, время выполнения – 5 минут. Приступаем!

Самостоятельная работа в группах. После – обсуждение.

- Итак, что у нас получилось? Каковы источники рабства? (Ученики делятся результатами своей работы) Если вы записали все источники, смело ставьте плюсик на листе самооценки!

4.1. Первичное закрепление:

- Ребята, а как вы думаете, сейчас рабство существует?

- Можно ли в современном мире попасть в рабство за долги?

- Или быть захваченным во время войны, пиратами на море и быть проданным в рабство?

Учащиеся высказывают свое мнение

4. Изучение нового материала. Категории рабов:

- Спасибо за ваши ответы! Ну, а мы идем дальше! На 2 вопроса, поставленных вначале урока, мы ответили, но остался еще один – какие категории рабов существовали? В ответе на него, нам помогут обычные картинки. Я покажу вам несколько иллюстраций, на основе которых вы, посовещавшись в группе, должны будете определить категории рабов.

Ученики делают свои предположения

- Для того, чтобы проверить вашу теорию, я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

Ученики просматривают видео, делают выводы, аргументируя свой ответ

- Итак, существовало 3 категории рабов – рабы в имении, рабы в богатом доме и гладиаторы. Зафиксируйте это в своем мини – плакате. Ребят, а как вы думаете, какой категории рабов жилось труднее, а какой намного легче?

Ученики высказывают свои предположения

- Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть вашу точку зрения, нам необходимо обратиться к учебнику. У вас на столах лежат незаполненные таблицы. Три группы, используя текст параграфа, пожалуйста, заполните их и сделайте выводы. Четвертой группе я предлагаю подумать над следующими вопросами: кто сейчас выполняет работу по дому? Работает на земельных участках? Воспитывает детей? Сражается перед зрителями? В чем разница?

Ученики заполняют таблицы. Делают выводы. Четвертая группа делится своими мыслями

- Отлично! Ну, а теперь давайте вернемся к предыдущему вопросу - какой же категории рабов жилось труднее, а какой намного легче? (ученики отвечают)

- Если ваша таблица заполнена, и вы смогли выявить плюсы и минусы жизни той или иной категории рабов, то отметьте себе это в листе самооценки!

4.2. Первичное закрепление изученного материала:

- Молодцы! Я думаю, что выполнить следующее задание вам не составит труда! Перед вами стоят ноутбуки, на экране задание с иллюстрациями из хорошо знакомого вам сервиса Лернинг Апс. Предложенные картинки необходимо разделить на 3 группы. Одну пару, я приглашаю к своему ноутбуку для выполнения этого задания. Работая в парах, выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание. Фиксируют свой результат в листе самооценки.

- Все получилось? Молодцы! Не забудьте сделать отметку в своем листе самооценки.

5.Подведение итогов урока:

- Посмотрите, пожалуйста, на свои мини – плакаты. Это ваш результат за сегодняшний урок. Все ли вам было понятно? Со всеми ли вы заданиями справились? Остались ли вопросы по изучаемой теме? Если вы сегодня активно работали на уроке, помогали своей группе, отвечали на вопросы учителя, справились со всеми заданиями, то в последней колонке листа самооценки поставьте плюсик.

6.Домашнее задание:

- Ваши листы самооценки оставьте, пожалуйста, на партах. Все вы получите за свою работу оценки. Домашнее задание расписано у вас на листочках, посмотрите, выберите подходящее для вас (учитель зачитывает и комментирует домашнее задание). Если есть вопросы, я готова на них ответить.

7.Рефлексия:

- Ну, и закончить сегодняшний урок я хочу отрывком из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Умирающий гладиатор». Прочитайте, пожалуйста эти строки…. Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? Справедливо ли рабовладение? Почему?

- Я желаю, чтоб ваше мнение никогда не поменялось! Спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!