СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми «группы риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми «группы риска»»













Выступление на педсовет

РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

Учитель Мормуль К.Н.





















В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слабо, порой, поддаётся обучению и воспитанию. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Так называемые «трудные дети» есть в любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно советский педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления трудных детей именно в отрицательном влиянии семьи, говорил: "Причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Однако наиболее рельефно типичные особенности трудного ребенка проявляются в подростковом возрасте; не случайно этот возраст также часто называют трудным.

Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребёнка. Мудрец спросил, сколько лет ребёнку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев».

Считаю, что причиной появления таких детей – неправильное воспитание детей в семье в раннем возрасте.
В педагогической среде часто обсуждается вопрос о «трудных» учениках. Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить воспитанника не удаётся, то единственный выход – избавиться от него. Какие только пути не искало наше педагогическое сообщество по работе с этими детьми, а их меньше не становится. Скажу даже, что таких детей стало больше. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя отмахиваться от «трудных» воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и невозможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни». Поэтому надо принять каждого ученика таким – какой он есть. А всё остальное зависит только от каждого из нас. Школе достаётся очень сложная роль – роль перевоспитания. Перевоспитание – это трудный и долгий процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. А воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. В решении этой задачи трудовое воспитание обязательно поможет и сейчас, хотя заставить детей трудиться для себя же и делать это с удовольствием почти невозможно.

Классификация семей «группы риска»:

1. Семьи, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием.
2. Семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Трудные дети» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям. 

Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска»

Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. Часто и длительно болеют. Состоит на учете у психоневропотолога. Перенесли сложные медицинские операции. Перенесли стрессы.

Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку. Живут в малообеспеченной семье. В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые. Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса. Самовольный уход из дома.

Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость. Пропуски занятий без уважительных причин. ЗПР

Поведенческие Нарушение поведения (асоциальное, девиантное, агрессивное поведение). Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями. Повышенная тревожность. Употребление наркотических веществ. Табакокурение. Токсикомания. Гиперактивность.

У меня в классе выявлено два ребенка, которые находятся в «Группе риска»

  1. Рябушев Богдан. Поведение

Ребенок, который отвлекается на уроках , не работает, мешает работать другим детям, всему классу. Он не реагирует на замечания учителем. Выражается грубыми словами, бьёт , обижает детей.

  1. Евченко Богдан Учебно-педагогические (1 четверть из 39 дней отсутствовал 21 дней

, 2 четверь из 40 дней отсутствовал 16 дне)

Алгоритм работы с учащимися «группы риска» Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся.

Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4. Составить карту учащегося.

Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися. В результате этой работы я поняла, что особой помощи от родителей в организации учебно-воспитательного процесса, не предвидится.


В плане воспитательной работы должен быть обязательный раздел работы с детьми из «группы риска», с их родителями, с учителями – предметниками, воспитателями интерната, социальным педагогом школы:
1. Акция: «1 сентября – все за парту»;
2. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учебных занятий. Еженедельная информация социальному педагогу по пропускам занятий детей «группы риска»;
3. Незамедлительное информирование родителей о пропусках;
4. Посещение этих семей на дому совместно с школьным психологом
5. Беседа в классе о правилах поведения учащихся, о важности учебы, о дружбе. При необходимости отдельно с у учащимися из «группы риска»;
6. Запись в кружки !

7. Прогнозирование успеваемости учащихся

8. Работа с родителями.

9 Проведение родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями «группы риска»;

10. Разработка творческих дел и мероприятий в классе с обязательным привлечением детей «группы риска»;
Работать с такими детьми всегда сложно. Но у них есть и положительные стороны (помощь в уборке, украшении класса, дежурстве, поручениях)

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили поздно учли

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!