Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня. Работа с трудными детьми «Группы риска»
Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
- Медико – биологические
- Социально – экономические
- Психологические
- Педагогические
- Категории детей группы риска :
- Дети с проблемами в развитии
- Дети из неблагополучных семей
- Дети из семей, нуждающиеся в социально – психологической помощи и поддержки
Трудный ребёнок -
- Это обучающийся, у которого в течение длительного времени наблюдается одна или несколько проблем в социально – эмоциональной, учебной, мотивационно – волевой сферах.
Конфликтный
задиристый
драчливый
Неуверенный в себе
несамостоятельный
агрессивный
дерзкий
ленивый
Трудный ребенок. Какой он?
лживый
Проблемы детей «группы риска»
- в обучении
- во взаимоотношении со сверстниками
- во взаимоотношении с родителями
- рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости
- комплексные проблемы
Их проявлением может быть:
- нарушения поведения, (от замкнутости до агрессии),непослушание
- эмоциональное неблагополучие(плаксивость, вспышки гнева)
- пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины , неверие в свой успех
- нарушение общепринятых норм поведения
Причины детской неуправляемости:
- Борьба за внимание родителей
- Борьба за внимание родителей
- Борьба за самоутверждение
- Борьба за самоутверждение
- Жажда мщения окружающему миру, взрослым
- Жажда мщения окружающему миру, взрослым
- Неверие в свой успех
- Неверие в свой успех
Борьба за внимание родителей
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
- Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Борьба за самоутверждение
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам. Это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
- Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам. Это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Неверие в свой успех.
Причины неверия в собственный успех:
- Причины неверия в собственный успех:
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий
- низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй,
- плохие взаимоотношения в классе со сверстниками,
- откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым
Ребёнок мстит за :
- неверие в его способности и возможности
- неверие в его способности и возможности
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами
- за унижение друг друга в кругу семьи
- за унижение друг друга в кругу семьи
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания
Условие предупреждения возникновения у ребенка социально-эмоциональных проблем и попадания его в группу риска – это правильно организованная деятельность
- индивидуально-групповая работа на занятиях
- посещение кружков и секций
- внеклассная деятельность
- экскурсии
- участие в общественных мероприятиях
Задачи классного руководителя в работе с проблемными детьми и их родителями:
Социально-психологические аспекты работы с жертвой и последствиями насилия
Семьи, в которой «трудные» родители
Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.
Атмосфера в такой семье -холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
задача классного руководителя:
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
• Заинтересовать судьбой ребёнка, пробудить ответственность за его будущее.
Семьи, в которой господствует безнадзорность
В таких семьях, родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
задача классного руководителя:
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на ребенка того образа жизни, который они ведут.
• Обратить внимание на испытываемые ребенком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
• Включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
задача классного руководителя:
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
• Пробудить интерес к самообразованию.
• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью
задача классного руководителя:
. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от
действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании
Семьи, , в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью
задача классного руководителя:
. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
• Заинтересовать ребенка развитием внутреннего духовного мира.
• Приобщать ребенка к чтению художественных произведений, просмотру детских спектаклей, знакомить с культурным наследием Родины.
Каждый классный руководитель должен
- Составить план работы, в который должны быть включены:
индивидуальные профилактические беседы,
родительские собрания ,
педагогические диагностики.
- Вести дневник классного руководителя, где фиксируется работа, проводимая с ребёнком и его родителями
План работы с ребёнком
Школьная неуспеваемость
- Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
Типы неуспеваемости по Н.А. Менчинской
- низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и тем самым частичной (или полной) утратой позиции школьника
- низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебной деятельности и сохранением позиции школьника
- высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и частичной (или полной) утратой позиции школьника
Психологическая характеристика неуспевающих
- недисциплинированность,
- безответственность,
- слабая воля,
- отсутствие трудолюбия,
- пассивность,
- неусидчивость,
- отсутствие учебной мотивации.
Пути устранения неуспеваемости
- развитие познавательной самостоятельности,
- допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам,
- устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов,
- применение учебных технологий («ситуация успеха», организация индивидуально-групповой работы, использования игровой деятельности и т.д.).
• Как оказать психологическую поддержку отстающему учащемуся?
• Не хватайтесь за устранение всех проблем в учебе и всех пробелов разом. Выберите первоочередную цель и работайте над ней, позже перейдите к другим проблемам.
Важно помнить, что только совместные усилия учителей, родителей, социально-психологической службы школы, классного руководителя способны решить проблему неуспеваемости. Работая с отстающими детьми, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.
Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы».