СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над безударными гласными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над безударными гласными»

Работа над безударными гласными



Безударные гласные, проверяемые ударением.

Игры.

1. Прием исправления ошибок. Игры «Что не так?»

1.

-Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:

Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.

-Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!



2.

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

3.

Незнайка подбирал проверочные слова к словам с безударной гласной. Все ли слова он проверил правильно?

Проверяю «малоко» - «мало»,

Проверяю я «село» - «село»,

«Ходить» - «похажу»,

«Масты» - по «масту».

Мне всё по плечу,

Знаю, «пять» получу!

«Насарог» - «наси рага»,

А «дарога» - «дарага»!

«Паравоз» - «парит», «визет».

Нас к Авоське привизёт.

2.Волшебная буква.

С.СНА

При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.

3. Индивидуальные карточки:

Проверочное слово.

Проверяемое слово

Козочка

К_за

Кончик

К_нец

Лес

Л_сник

Гриб

Гр_бок

Гололед

Л_дяной

Походка

Х_дить

Защита

Защ_щать

Вышагивал

Пош.гал

То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.


4.Игра “Перестановки”:

Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.

5. Игра “Превращения слов”:

1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.

6.Игра "Соответствия".

-Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.

-Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).

7.Игра "Кто больше?"

Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.

8.Игра "Узнай меня".

Дается краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.

9. «Цепочка».

Ведущий называет слово с безударной гласной, например «о». Каждый из игроков поочерёдно говорит своё слово с этой безударной гласной, например «Коза», «Молоко»… Разорвавший цепочку считается проигравшим и выходит из игры.

10. Диктант «Запиши в тетрадь только гласные а или о».

Ты будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук:

Нора, жара, дома, сосна –

Одна из гласных не ясна.

Вода, мосты, трава, глазок,

Гроза, дворы, роса, комок,

Оса, коса, моря, сова.

Проверить надо все слова!

- А теперь проверьте свою память: попытайтесь вспомнить слова и записать их.

- Кто больше вспомнит? Время на выполнение – 2 минуты.

Проверка под диктовку учителя.

Проверь внимательно, мой друг,

В словах есть безударный звук.

Кто смог слова все написать,

Поставит пусть в тетради пять.

11.Игра «Какую букву написать».

Ч…стота комнаты – ч…стота колебаний.

Ув…дать в лесу – ув…дать л…су.

Прим…рять платье – прим…рять друзей.

Посв…тить стихи другу – посв…тить фонариком.

12. Объясните правописание безударных гласных в рифмовках.

На голове волосок,

Молодой колосок,

Золотой колосок,

Деревянный молоток,

Вечерами холодок,

Дорогой поясок.

13. Прочитай вслух и проверь написанное на доске.

На стебельке он посидел,

Не жёлтым стал, а поседел.


Куклу Катю поласкала,

бельё с Катей полоскала.


Развевается флажок.

Развиваю свой прыжок.

14. Составь текст.

Расставьте предложения по порядку. В пустые окошечки вставьте нужную букву.

Прыгнет с обрыва, ост…новится и з…вет сына.

Мать к…рмила его м…л…ком и учила бегать по г…рам.

М…лыш др…жит от страха, но прыгает.

Р…дился к…злёнок в д…лине горной р…ки.

Мать лижет ему шёрстку.


Способы проверки безударной гласной.

I. Подбор формы одного и того же слова.

у существительных изменить число:
тОлпа' – тО'лпы
пАруса' – пА'рус

у прилагательных заменить полную форму краткой:
счАстли'вый – счА'стлив
нАго'й – нА'г

у глаголов:

1) изменить время:

вАри'л (П.в.) – вА'рит (Н.в)
привЯза'л (П.в) – привЯ'жет (Б.в)

2)изменить число:

пИшу' – пИ'шем
скАжу' – скА'жем

3) изменить род (у глаголов П.в)

отцвЕла' – отцвЁл
отнЯла' – отнЯ'л

!!! Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А


2. Подбор родственных слов.

отЯжеле'ть – тЯ'жесть
извИне'ние – с повИ'нной
зА'пах – пА'хнет

1. Подобрать проверочное слово – существительное:

просОчи'ться – сок
взвОлнова'лся – волна
попрОси'л – просьба
очАрова'ть – чары
разлИча'ть – лик
поЯвле'ние – явь
укоренился – 
присягать – 
разъяренный – 
отяжелеть – 
отвинтил – 
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение – 
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное:

дикарь – 
робеть – 
освежить – 
потихоньку – 
старуха – 
скорее – 
натощак – 
ободрять – 
расхрабрилась – 
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол:

доказательство – 
похвала – 
управление – 
протекать – 
иссякать – 
каток – 
продолжение – 
угасать –
привлекать – 
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие:

сплошной – 
унижение – 
объяснить – 
распрямиться – 
оживить – 
удовольствие – 
укрепиться – 
стеснительный – 
промелькнуть –

!!! При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).




Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.

Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)

Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.

Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.

Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.

Задание 4. Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:

Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.


Стихи и сказки.

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Нас, ни в чём не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через А – «карова»,

Букве А стоять здесь стыдно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из-под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Буква А и буква О

Обижаются давно:

- скачем мы

Без всяких правил,

Как Петруша нас заставил, будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги.

----------------------------

Пишем мы с сестрёнкой Надей

Целый час уже слова.

И опять не знает Надя, как же ей писать «дрова».

С буквой О?... А может с А?

Дать совет я ей готов.

Нам не нужно много дров!

В слове «травы» буква А –

Значит, я пишу трава.

«Воды» - О. Пишу: «вода».

«Доски» - О. Пишу: «доска».

«Совы» - напишу «сова».

Много «стран» - «страна» в тетради.

Много «скал» - «скала» у Нади.

Изменяем мы слова,

Проверяем О и А.

«Море» - я пишу «морской»,

«Больше» - я пишу «большой».

Вмиг получим мы ответ,

Как писать – сомнений нет!




Сказка «Ударные и безударные».

- А, здравствуйте!

- Извините, я не А, я О.

- О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А.

- Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.

- Что же за место у тебя такое?

- Периферия. Ты вот в центре, на тебя всё внимание, а обо мне кто помнит?

Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О безударным.

- Конечно, жалуется Безударный, - слог у меня не тот. В твоём положении легко звучать. Я бы на твоём месте не так звучал!

- Но ведь я под ударением, - напоминает Ударный. – Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает?

Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.

- Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, а я безударным…

Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар.

---------------------------------------


Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударенье.


----------------------------------

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь пишите смело.

Безударные гласные, непроверяемые ударением (словарные слова)


1) Творческое списывание.

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют … .

… — это равносторонний прямоугольник.

Мера длины, равная тысяче метров - … .

Солнце всходит на … и заходит на … .

Главный город государства называют … .

Такие задания можно объединить какой-то определенной темой, в которых для списывания 4-5 (в 1-2-х классах 3-4) предложения. Например, “Математика”, “Природа”, “Город” и т.д.

2) Письменные ответы на вопросы.

Этот вид работы используется для закрепления в памяти учащихся значения слов. Они начинаются одной фразой: как называется …

… тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

… стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий)

… место выдачи и приема книг? (Библиотека)

3) Игра “Верно ли?

Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных этих слов. Верно ли, что …

… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. портной восходит к слову порт в значении “полотно”, портфель – фр. “портер”, что значит “носить”).

… слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно, окулист и око от латинского слова “ глаз”).

4) Подбор прилагательных.

М.сква (какая?) ... , н.род (какой?) ... , ст.лица (какая?) ... , Род.на (какая?) ... .

5) Образование однокоренных слов.

Учитель читает слова, дети пишут словосочетания прилагательное + существительное.

М.рковь - ... сок, .гурец - ... маска, к.пуста - ... лист, ов.щи - ... рагу, г.рох – … суп.

6)Записать слова в алфавитном порядке.

Пр…дседатель, ур...жай, к.мбайн, б...гатый, тракт…р, …вес, пш…ница.

7) Составить рассказ с данными словами.

Г…рой, р…бота, к…смонавт.

8) Составить предложения по схеме.

Тр…ллейбус, ул…ца, м…тро, ...втобус, в…гон.

_______ ________ __________ ?

_______ ________ ________ _________ .

_______ ________ ________ !

9) Записать словосочетания, используя предлоги.

К...ллектив, м…лиция, к...ллекция.

10)Образовать имена существительные во множественном числе.

С..рока, в…рона, жав…ронок, в…р…бей, сн...гирь, с...ница.

11) Подобрать подходящие по смыслу имена существительные, определить род.

(...) молодой - ... род

(...) белая - ...род

(... ) тонкая - ...

(...) душистая - ...

(...) вкусное - ...

12) Досказать словечко.

1) Я всегда рисую в нем, а зовется он ... (альбом)

2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось ... (вдруг)

13) Записать синонимы и антонимы.

Старый - ... , белый - ... , плохо - ... , до свидания - ... .

14) Работа над деформированными словами.

Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).

15) Использование пословиц.

Всякая д.рога вдвоем вес.лей. Не спеши .зыком, торопись делом. У к.ровы м.л.ко на .зыке. Не велик ... , да краснеет нос. ... любит чистоту. Чужбина - калина, родина - ... .

(м.роз, п.суда, м.лина)

16) Орфографически-правильное чтение (или словарный диктант) слов с пропущенными гласными, согласными.

а) льбм, бблтк, грмм, пнл, птнц.

б) ооа, оое, аеа и т.д.

17) Как сказать одним словом.

Лиса, заяц, медведь - это ... .

Картофель, морковь, капуста это ... .

18) Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.

Кар... (картина, карман, картон, картофель)

Кор... (корзина, коридор).

19)Дополни:

. ... , ... , ... - это посуда.

... , ... , ... - это мебель.

... , ... , ... - это инструменты.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!