Просмотр содержимого документа
«Этапы работы над безударной гласной в корне слова»
Этапы работы над безударной гласной в корне слова
Подготовила учитель-логопед БОУ г.Омска «Гимназия №147» Микитюк Елена Николаевна
Цель
- Созданию базы для успешного овладения орфографическими навыками.
- Повышать грамотность учащихся при изучении орфограммы безударная гласная в корне слова.
Этапы работы
- 1. Практическое знакомство с ударением
- 2. Установление факта подвижности ударения в русском языке
- 3. Выделение безударных гласных
- 4. Знакомство с родственными словами, признаки родственных слов, значение. Графический образ корня
- 5. Гласные звуки и буквы
- 6. Ударные и безударные гласные
Технологии
- Личностно-ориентированные технологии
- Игровые технологии
Каналы восприятия
1. Практическое знакомство с ударением
Материал для восприятия
Деятельность ученика
Ударная гласная пишется, как слышится (фонетическое письмо). Графическое обозначение ударного гласного на письме.
Канал восприятия
Наблюдение за произношением педагога.
2. Установление факта подвижности ударения в русском языке
Материал для восприятия
Деятельность ученика
В ударном и безударном слоге пишется одна и та же гласная
Канал восприятия
Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (оса – осы, шар – шары)
3. Выделение безударных гласных
Материал для восприятия
Деятельность ученика
Опасность смешения букв, обозначающих один и тот же звук. Необходимость проверки безударных гласных
Канал восприятия
Подбор фонетического образца путем замены единственного числа множественным и наоборот по образцу.
Подбор нескольких проверок по смысловому сближению.
Первые практические шаги в составлении групп родственных слов при подборе нужного слова
4. Знакомство с родственными словами, признаки родственных слов, значение. Графический образ корня
Материал для восприятия
Деятельность ученика
Единообразие написания части родственных слов (корня). Подведение к пониманию морфологического принципа нашего письма на примере главной морфемы
Канал восприятия
Сопоставление ударных и безударных гласных в общей части родственных слов, выделение среди них проверяемых и проверочных слов
5. Гласные звуки и буквы
Материал для восприятия
Деятельность ученика
Опасность смешения букв, обозначающих один и тот же гласный звук (повторение). Изменение значения слова в связи с заменой букв (дым – дом, пила – пела)
Канал восприятия
- Выбор нужной буквы, обозначающей безударный гласный звук.
- Работа над отдельными словами и группами родственных слов
6. Ударные и безударные гласные
Материал для восприятия
Деятельность ученика
Итоги наблюдений за написанием ударных и безударных гласных, необходимость проверки написания последних с проговариванием
Канал восприятия
Тренировка в подборе опорных форм путем:
а) замены единственного числа множественным и наоборот;
б) подбора родственных слов, отвечающих на разные вопросы;
в) образования новых родственных слов с помощью суффикса
Цель заданий
- Правильно ставить ударение в словах.
- Выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне.
- Понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его.
- Последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;
- Подбирать проверочные слова.
- Проверять безударную «е» ударной «ё».
- Различать слова с двумя безударными гласными.
- Подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико-грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне.
- Применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными.
- Определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.
Работа с ударением
1. Слуховые упражнения
- Поставь ударение («Позови слово»)
- Назовите в предложении все ударные гласные.
- Соотнесите слова со схемой.
2. Упражнения на списывание
- Спишите слова, обозначьте ударение.
- Спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами.
3. Упражнения творческого характера
- 3. Упражнения творческого характера
- 3. Упражнения творческого характера
- Выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение.
- Составить словосочетание с данными словами, поставить ударение.
- Допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение .
Работа с безударной гласной в корне слова
Цель
- Отрабатывать умения работать по алгоритму проверки.
- - Поставь ударение;
- - Выдели корень;
- - Обозначь безударную гласную;
- - Подбери проверочное слово.
- 1. Королева - Ударение.
- 2. Индивидуальные карточки.
- 3. Упражнения с «конфликтными» словами.
- 5. «Буква потерялась».
- 6. «Найди слово»
- 7. Спиши и подчеркни.
- 8. Загадки.
- 9.Подбирай, не зевай!
Работа с родственными словами
Цель
- Закрепление знаний признаков однокоренных
- слов (имеют общую часть-корень слова - и общее значение).
- Отрабатывать умение выделять общую часть родственных слов.
- Закреплять умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
- Отрабатывать умение единообразного написания корня в однокоренных словах.
- Развивать память, речь учащихся.
Упражнения
- 1. Работа с гнёздами родственных слов.
- 2. Игра “Четвёртый лишний».
- 3. Заполни таблицу.
- 4. Найди пару.
- 5. Дерево родственных слов.
Систематическая работа благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении орфографической грамотности.