СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по Разделу "Человек."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное пособие содержит в себе комплекс вопросов и заданий для закрепления полученных знаний, умений и навыков по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений» по дисциплине «Обществознание».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по Разделу "Человек."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПУГАЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»











РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД 12. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

РАЗДЕЛ 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений»


для профессий СПО: 23.01.03 «Автомеханик»,

35.01.13 «Тракторист – машинист с.-х. производства»















Составитель – Захарова Е.О.







2021

Методическая разработка рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарного цикла, физкультуры и ОБЖ

Протокол № __ от «___»_____________20_ г.

Председатель МК___________/__________________/

Учебное пособие содержит в себе комплекс вопросов и заданий для закрепления полученных знаний, умений и навыков по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений» по дисциплине «Обществознание».

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине «Обществознание», содержанием ОПОП и примерной рабочей программы для студентов обучающихся профессиям СПО: 23.01.03 «Автомеханик», 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».





























Содержание.

    1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

    2. Духовная культура личности и общества.

    3. Наука и образование в современном мире.

    4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

    5. Контрольные вопросы к зачету по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений».











































Уважаемые студенты!


Предлагаемая вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.

Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь. Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».

Рекомендации по выполнению заданий.


Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации. В тетрадь включены задания следующих видов:

1. На основании текста учебника, найдите значения понятий. Например: 1. Найдите в учебнике 1.2 значения понятия «Индивид». Ответ: индивид–это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. Индивидом является любой из нас.

2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. Например: учебник 2.2 Сферы общества. Выделяют четыре сферы общества: экономическую; социальную; политическую; духовную.

3.Установите соответствие между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Например: учебник 2.3 Общество и природа

1. Природа – А. это весь животный и растительный мир.

2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.

3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье.

4. Патриархат – Г. это главенство женщины в первобытной семье.

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

4.Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца, например: учебник 2.2 Сферы общества .


Сфера общества Вид деятельности

1. Экономическая А. Избрание президента

2. Социальная Б. Заключение договора купли – продажи

3. Политическая В. Концерт классической музыки

4. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии

Ответы: 1 –Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В.


5. Заполните пробелы в графических схемах: Например: какая форма правления не указана в схеме?


Форма правления




монархия

?



Ответ: республика.

6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.

7. Задание на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

8. Контрольные задания рассчитаны на проведение зачета после изучения каждого раздела рабочей программы дисциплины в форме теста.

Выполнение тестовых заданий. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы.

Критерии оценки: 60% - 74% - «удовлетворительно», 75% - 84% - «хорошо» , 85% - 100% - «отлично» (% правильных ответов на вопросы теста).

Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.


    1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.


  1. В чем состоит сходство и в чем отличие человека от других существ?

Укажите ниже черты сходства и черты отличия.


Черты сходства________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________


Черты отличия:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______


  1. Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которым они указаны.

1) способность к продолжению рода 2) умение защищаться от врагов 3) умение находить пропитание и обустраивать жилье 4) способность преобразовывать природную зону 5) умение заботиться о потомстве 6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

Ответ: _______, ________, ________, _______, ________.

3.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Мотивом ______(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.

В качестве побудителя обычно выступает конкретная ______(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.

Эта определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования ______(В), социальной группы, общества в целом.

______(Г) потребности вызваны биологической природой человека.

Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.

_______(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми.

_______(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может использовано только 1раз. Слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Список терминов:

1)потребность

2)деятельность

3)природа

4)социальный

5)естественный

6)подлинный (разумный)

7)индивидуальность

8)индивид

9)идеальный (духовный)

Ответы запишите в таблицу:


А

Б

В

Г

Д

Е








4. Распредели по соответствующим графам таблицы примеры потребностей человека. Запиши их в таблицу под соответствующими номерами.

1)Пища; 2)Общение с другими людьми; 3) Сон; 4) Воздух; 5) Признание со стороны других людей; 6) познание; 7) Труд; 8) Комфортный температурный режим; 9) Успех в делах; 10) Занятия музыкой.

Потребности человека

естественные

духовные

социальные


















5. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого:

«Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому, разумный человек, должен был сделать, и всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем автор видит смысл жизни.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


6. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Различают два вида общения:

  • речевое;

  • ………………………….. .

В зависимости от способов взаимодействия выделяют общение:

  • ……………………………;

  • вербальное;

  • ………………………….. .

Общение выполняет несколько важных функций:

  • информационную;

  • …………………………;

  • Воспитательную;

  • …………………………..

Выделяют несколько форм общения:

  • …………………………….;

  • деловое;

  • …………………………….;

  • …………………………….;

  • культурное;

  • …………………………….;

  • …………………………….;

  • ритуальное и др.


7. Прочтите выдержки из статей Конституции Российской Федерации оправах и свободах человека и определите, какие сферы жизни общества они регулируют.


Статьи Конституции Российской Федерации

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 8.

1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 13.

1. В РФ признается идеологическое многообразие….

3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Статья 17.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь

Статья 22.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 27.

1. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Статья 28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 34.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества…

Статья 37

1.Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно, научного, технического и др. видов творчества, преподавания…

 

Личные права и свободы

Сферы общественной жизни

 _________________

Экономическая______________

Политическая_____________

Социальная_____________

Духовная_____________



    1. Духовная культура личности и общества.

Заполните таблицу:

Формы культуры

Характерные черты

Народная



Элитарная



Массовая





1.3. Наука и образование в современном мире.

Допишите недостающие понятия, используя текст учебника.

  1. Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет:

  • особый объект изучения;

  • ……………………………….;

  • ……………………………….;

  • особые цели, обусловленные поиском истины.

2. Наука выполняет ряд функций:

  • ……………………………….. ;

  • культурно-мировоззренческая;

  • ………………………………....;

  • ………………………………....;

  • творческая.

3.Научную деятельность осуществляют:

  • ………………………………....;

  • Научно-исследовательские институты;

  • ………………………………………….

4.В настоящее время выделяют науки:

  • ……………………………………….;

  • ……………………………………….;

  • технические.

5.Нормы научной этики включают:

  • ……………………………………….;

  • бескорыстный поиск и отстаивание истины.

6.Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

  • ……………………………………….;

  • общность;

  • бескорыстность;

  • ……………………………………….

7.В отличие от обыденного научное познание обладает следующими особенностями:


  • ………………………………………;

  • для изучения объектов применяет специальные средства и орудия;

  • ………………………………………;

  • требует доказательства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана.

  • ……………………………………….;

  • имеет особые методы познавательной деятельности.

8. К вненаучному познанию относятся:


  • ……………………………………….;

  • мифология;

  • ……………………………………….;

  • обыденное познание.


1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.


  1. Установите соответствие между государством и религиозными предпочтениями граждан, проживающих в этом государстве.


Страна

1. В какой части региона мира  в основном исповедую православие

В) Европа

2. В какой стране наиболее распространен протестантизм

Б) Ватикан

3. Определение государство, где находится постоянная резиденция главы католической церкви Римского папы

Г) Казахстан

4. Наиболее прочные позиции христианства сохраняется в странах

Д) Саудовская Аравия

5. Страна с наибольшим числом мусульман

Е) Канада

6. На территории какого современного государства в 988 году произошло Крещение Руси

Ж) Тыва

7. На территории этого государства находится храм Святой Софии, изначально бывшей православным собором, в последствии мечетью, сегодня это музей.

З) Восточная Европа

8. В какой стране возник Ислам

И) Индонезия

9. В каком государстве СНГ  священным днем для мусульман  является пятница

К) Турция

10. На территории  какой Республики в России традиционно исповедуют буддизм

А) Украина


Ответ запишите в таблицу.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К













  1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. 

Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.


  1. Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.

2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.

3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.

4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.

5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.


______________________________________________________________________


  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Функция искусства

Характеристика

Эстетическая

Воспроизведение действительности по законам красоты

.............................

Отражение действительности при помощи художественных образов


  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

  «Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).

Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Цель искусства двойственна: для творца — это _______(Е), для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью».

  Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 Список терминов:

1) форма существования искусства

2) этические нормы

3) художественное самовыражение

4) творчество

5) отражение

6) предмет искусства

7) объективная реальность

8) мастерство

9) эстетические нормы 

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е


5. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.

2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.

3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.

4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.

5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.


___________________________________________________________

6. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Форма духовной культуры

Характеристика

Религия

Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное

...

Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости


7.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны:

 

1) установлены государством;

2) выражаются в общественном мнении;

3) обязательны для исполнения;

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла;

5) дают большой простор для толкования;

6) поддерживаются силой государственного принуждения.


________________________________________________________


    1. Контрольные вопросы к зачету по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений».

  1. Отличие человека от животных проявляется:

а) в генетически запрограммированном поведении;

б)в приспособленности к определенной среде обитания;

в)в социальном характере поведения человека;

г)в наличии природных средств самозащиты.


  1. Производство орудий труда способствовало:

а)развитию инстинктивной основы поведения человека;

б)появлению абстрактного мышления;

в)использованию орудий труда для охоты;

г)установлению внутристадного мира.


  1. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству называется:

а)биологическая революция;

б) социогенез;

в) неолитическая революция;

г) антропогенез.


  1. Стремление к самосовершенствованию – это характерная черта:

а) индивида;

б) человека;

в) личности;

г) индивидуальности.


  1. Процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта, называется:

а) воспитание;

б) самосовершенствование;

в)жизненный цикл;

г) социализация.

  1. Наукой, изучающей систему идей, взглядов на мир и место в нем человека, называется:

а) социология;

б) философия;

в) бытие;

г) сознание.

  1. К факторам, влияющим на формирование личности, не относятся:

а) природная среда;

б) наследственность;

в) воспитание;

г) социальная среда.


  1. В структуру деятельности не входят:

а) субъект;

б) объект;

в) потребности;

г) орудия.


  1. К первичным потребностям относятся:

а) физиологические;

б) социальные;

в) престижные;

г) духовные.


  1. В зависимости от результатов различают виды деятельности:

а) практическая и духовная;

б) созидательная и разрушительная;

в) материально-производственная и социальная;

г) трудовая и досуговая.


  1. Вид трудовой деятельности с определенным характером и целью трудовых функций называется:

а) работа;

б) квалификация;

в) специальность;

г) профессия.


  1. Взаимодействие между членами общества называется:

а) коммуникация;

б) общение;

в)совместная деятельность людей;

г) этикет.


  1. Формой неречевого общения является:

а) вербальное общение;

б) перцептивное общение;

в) интерактивное общение;

г) коммуникативное общение.


  1. Усвоение переживаемого с целью нахождения истины есть:

а) представление;

б) восприятие;

в)познание;

г) творчество.


  1. Критерием истины является:

а) общение;

б) познание;

в) деятельность;

г) практика.


  1. Культура охватывает:

а) экономическую сферу общества;

б) духовную сферу общества;

в)область духовных отношений;

г) всю совокупность достижений общества в материальной и духовной сферах.


  1. Элементами культуры не являются;

а) язык;

б) ценности;

в) нормы;

г) ориентиры.


  1. Способствуя передаче опыта последующим поколениям, культура выполняет функцию:

а) регулятивную;

б) воспитательную;

в) интегративную;

г) ретранслирующую.


  1. К формам культуры не относится:

а) народная;

б) государственная;

в) элитарная;

г) массовая.


  1. Правилами поведения, установленными и охраняемыми государством, являются:

а) политические нормы;

б) правовые нормы;

в) экономические нормы;

г)моральные нормы.


  1. Признание высшей ценностью человека как личности относится к понятию:

а) долг;

б) совесть;

в) гуманизм;

г) вежливость.


  1. Вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление, - это:

а) наука;

б) культура;

в) искусство;

г) образование.


  1. Вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами называется:

а) тотемизм;

б) магия;

в) фетишизм;

г)анимизм.


  1. Из списка гуманитарных наук исключите лишнее.

Социология, психология, этнография, философия, история, экономика, информатика, политология.

Ответ:___________________


  1. Из приведенного ниже списка выберите то, что относится к понятию коммуникации:

а) школьный урок;

б) программа новостей;

в) научная дискуссия;

г) телефонный разговор;

д) международные переговоры;

е) футбольный матч;

ж) производственное совещание.

Ответ: ______________________


  1. Установите соответствие между формами культуры и видами деятельности:

Форма культуры: Вид деятельности:

  1. Народная А. Концерт известной поп-группы

  2. Элитарная Б. Конкурс фольклорных коллективов

  3. Массовая В. Выставка художника-сюрреалиста.


  1. Заполните пропуски в схеме.


РЕЛИГИЯ


РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ


Ра





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!