МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПУГАЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД 12. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
РАЗДЕЛ 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений»
для профессий СПО: 23.01.03 «Автомеханик»,
35.01.13 «Тракторист – машинист с.-х. производства»
Составитель – Захарова Е.О.
2021
Методическая разработка рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарного цикла, физкультуры и ОБЖ
Протокол № __ от «___»_____________20_ г.
Председатель МК___________/__________________/
Учебное пособие содержит в себе комплекс вопросов и заданий для закрепления полученных знаний, умений и навыков по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений» по дисциплине «Обществознание».
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине «Обществознание», содержанием ОПОП и примерной рабочей программы для студентов обучающихся профессиям СПО: 23.01.03 «Автомеханик», 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Содержание.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Духовная культура личности и общества.
Наука и образование в современном мире.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Контрольные вопросы к зачету по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений».
Уважаемые студенты!
Предлагаемая вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.
Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь. Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».
Рекомендации по выполнению заданий.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации. В тетрадь включены задания следующих видов:
1. На основании текста учебника, найдите значения понятий. Например: 1. Найдите в учебнике 1.2 значения понятия «Индивид». Ответ: индивид–это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. Индивидом является любой из нас.
2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. Например: учебник 2.2 Сферы общества. Выделяют четыре сферы общества: экономическую; социальную; политическую; духовную.
3.Установите соответствие между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Например: учебник 2.3 Общество и природа
1. Природа – А. это весь животный и растительный мир.
2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.
3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье.
4. Патриархат – Г. это главенство женщины в первобытной семье.
Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.
4.Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца, например: учебник 2.2 Сферы общества .
Сфера общества Вид деятельности
1. Экономическая А. Избрание президента
2. Социальная Б. Заключение договора купли – продажи
3. Политическая В. Концерт классической музыки
4. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии
Ответы: 1 –Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В.
5. Заполните пробелы в графических схемах: Например: какая форма правления не указана в схеме?
Форма правления
монархия
?
Ответ: республика.
6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.
7. Задание на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.
8. Контрольные задания рассчитаны на проведение зачета после изучения каждого раздела рабочей программы дисциплины в форме теста.
Выполнение тестовых заданий. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы.
Критерии оценки: 60% - 74% - «удовлетворительно», 75% - 84% - «хорошо» , 85% - 100% - «отлично» (% правильных ответов на вопросы теста).
Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
В чем состоит сходство и в чем отличие человека от других существ?
Укажите ниже черты сходства и черты отличия.
Черты сходства________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Черты отличия:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______
Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которым они указаны.
1) способность к продолжению рода 2) умение защищаться от врагов 3) умение находить пропитание и обустраивать жилье 4) способность преобразовывать природную зону 5) умение заботиться о потомстве 6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
Ответ: _______, ________, ________, _______, ________.
3.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом ______(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.
В качестве побудителя обычно выступает конкретная ______(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.
Эта определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования ______(В), социальной группы, общества в целом.
______(Г) потребности вызваны биологической природой человека.
Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
_______(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми.
_______(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может использовано только 1раз. Слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Список терминов:
1)потребность
2)деятельность
3)природа
4)социальный
5)естественный
6)подлинный (разумный)
7)индивидуальность
8)индивид
9)идеальный (духовный)
Ответы запишите в таблицу:
4. Распредели по соответствующим графам таблицы примеры потребностей человека. Запиши их в таблицу под соответствующими номерами.
1)Пища; 2)Общение с другими людьми; 3) Сон; 4) Воздух; 5) Признание со стороны других людей; 6) познание; 7) Труд; 8) Комфортный температурный режим; 9) Успех в делах; 10) Занятия музыкой.
Потребности человека |
естественные | духовные | социальные |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
5. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого:
«Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому, разумный человек, должен был сделать, и всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».
Объясните, в чем автор видит смысл жизни.
_____________________________________________________________________________ |
_____________________________________________________________________________ |
_____________________________________________________________________________ |
_____________________________________________________________________________ |
_____________________________________________________________________________ |
_____________________________________________________________________________ |
_____________________________________________________________________________ |
6. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
Различают два вида общения:
В зависимости от способов взаимодействия выделяют общение:
……………………………;
вербальное;
………………………….. .
Общение выполняет несколько важных функций:
информационную;
…………………………;
Воспитательную;
…………………………..
Выделяют несколько форм общения:
…………………………….;
деловое;
…………………………….;
…………………………….;
культурное;
…………………………….;
…………………………….;
ритуальное и др.
7. Прочтите выдержки из статей Конституции Российской Федерации оправах и свободах человека и определите, какие сферы жизни общества они регулируют.
Статьи Конституции Российской Федерации |
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статья 8. 1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 13. 1. В РФ признается идеологическое многообразие…. 3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Статья 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 19. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств… Статья 20. 1. Каждый имеет право на жизнь Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность Статья 27. 1. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания… Статья 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статья 34. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества… Статья 37 1.Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно, научного, технического и др. видов творчества, преподавания… |
Личные права и свободы | Сферы общественной жизни |
_________________ | Экономическая______________ | Политическая_____________ | Социальная_____________ | Духовная_____________ |
Духовная культура личности и общества.
Заполните таблицу:
Формы культуры | Характерные черты |
Народная | |
Элитарная | |
Массовая | |
1.3. Наука и образование в современном мире.
Допишите недостающие понятия, используя текст учебника.
Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет:
особый объект изучения;
……………………………….;
……………………………….;
особые цели, обусловленные поиском истины.
2. Наука выполняет ряд функций:
3.Научную деятельность осуществляют:
4.В настоящее время выделяют науки:
……………………………………….;
……………………………………….;
технические.
5.Нормы научной этики включают:
6.Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:
……………………………………….;
общность;
бескорыстность;
……………………………………….
7.В отличие от обыденного научное познание обладает следующими особенностями:
………………………………………;
для изучения объектов применяет специальные средства и орудия;
………………………………………;
требует доказательства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказана.
……………………………………….;
имеет особые методы познавательной деятельности.
8. К вненаучному познанию относятся:
……………………………………….;
мифология;
……………………………………….;
обыденное познание.
1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Установите соответствие между государством и религиозными предпочтениями граждан, проживающих в этом государстве.
| Страна |
1. В какой части региона мира в основном исповедую православие | В) Европа |
2. В какой стране наиболее распространен протестантизм | Б) Ватикан |
3. Определение государство, где находится постоянная резиденция главы католической церкви Римского папы | Г) Казахстан |
4. Наиболее прочные позиции христианства сохраняется в странах | Д) Саудовская Аравия |
5. Страна с наибольшим числом мусульман | Е) Канада |
6. На территории какого современного государства в 988 году произошло Крещение Руси | Ж) Тыва |
7. На территории этого государства находится храм Святой Софии, изначально бывшей православным собором, в последствии мечетью, сегодня это музей. | З) Восточная Европа |
8. В какой стране возник Ислам | И) Индонезия |
9. В каком государстве СНГ священным днем для мусульман является пятница | К) Турция |
10. На территории какой Республики в России традиционно исповедуют буддизм | А) Украина |
Ответ запишите в таблицу.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.
Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.
2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.
3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.
4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.
5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.
______________________________________________________________________
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Функция искусства | Характеристика |
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
............................. | Отражение действительности при помощи художественных образов |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).
Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Цель искусства двойственна: для творца — это _______(Е), для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) форма существования искусства
2) этические нормы
3) художественное самовыражение
4) творчество
5) отражение
6) предмет искусства
7) объективная реальность
8) мастерство
9) эстетические нормы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
5. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.
2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.
3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.
4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.
5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.
___________________________________________________________
6. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Форма духовной культуры | Характеристика |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
... | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
7.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) установлены государством;
2) выражаются в общественном мнении;
3) обязательны для исполнения;
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла;
5) дают большой простор для толкования;
6) поддерживаются силой государственного принуждения.
________________________________________________________
Контрольные вопросы к зачету по Разделу 1. «Человек. Человек в системе общественных отношений».
Отличие человека от животных проявляется:
а) в генетически запрограммированном поведении;
б)в приспособленности к определенной среде обитания;
в)в социальном характере поведения человека;
г)в наличии природных средств самозащиты.
Производство орудий труда способствовало:
а)развитию инстинктивной основы поведения человека;
б)появлению абстрактного мышления;
в)использованию орудий труда для охоты;
г)установлению внутристадного мира.
Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству называется:
а)биологическая революция;
б) социогенез;
в) неолитическая революция;
г) антропогенез.
Стремление к самосовершенствованию – это характерная черта:
а) индивида;
б) человека;
в) личности;
г) индивидуальности.
Процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта, называется:
а) воспитание;
б) самосовершенствование;
в)жизненный цикл;
г) социализация.
Наукой, изучающей систему идей, взглядов на мир и место в нем человека, называется:
а) социология;
б) философия;
в) бытие;
г) сознание.
К факторам, влияющим на формирование личности, не относятся:
а) природная среда;
б) наследственность;
в) воспитание;
г) социальная среда.
В структуру деятельности не входят:
а) субъект;
б) объект;
в) потребности;
г) орудия.
К первичным потребностям относятся:
а) физиологические;
б) социальные;
в) престижные;
г) духовные.
В зависимости от результатов различают виды деятельности:
а) практическая и духовная;
б) созидательная и разрушительная;
в) материально-производственная и социальная;
г) трудовая и досуговая.
Вид трудовой деятельности с определенным характером и целью трудовых функций называется:
а) работа;
б) квалификация;
в) специальность;
г) профессия.
Взаимодействие между членами общества называется:
а) коммуникация;
б) общение;
в)совместная деятельность людей;
г) этикет.
Формой неречевого общения является:
а) вербальное общение;
б) перцептивное общение;
в) интерактивное общение;
г) коммуникативное общение.
Усвоение переживаемого с целью нахождения истины есть:
а) представление;
б) восприятие;
в)познание;
г) творчество.
Критерием истины является:
а) общение;
б) познание;
в) деятельность;
г) практика.
Культура охватывает:
а) экономическую сферу общества;
б) духовную сферу общества;
в)область духовных отношений;
г) всю совокупность достижений общества в материальной и духовной сферах.
Элементами культуры не являются;
а) язык;
б) ценности;
в) нормы;
г) ориентиры.
Способствуя передаче опыта последующим поколениям, культура выполняет функцию:
а) регулятивную;
б) воспитательную;
в) интегративную;
г) ретранслирующую.
К формам культуры не относится:
а) народная;
б) государственная;
в) элитарная;
г) массовая.
Правилами поведения, установленными и охраняемыми государством, являются:
а) политические нормы;
б) правовые нормы;
в) экономические нормы;
г)моральные нормы.
Признание высшей ценностью человека как личности относится к понятию:
а) долг;
б) совесть;
в) гуманизм;
г) вежливость.
Вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление, - это:
а) наука;
б) культура;
в) искусство;
г) образование.
Вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами называется:
а) тотемизм;
б) магия;
в) фетишизм;
г)анимизм.
Из списка гуманитарных наук исключите лишнее.
Социология, психология, этнография, философия, история, экономика, информатика, политология.
Ответ:___________________
Из приведенного ниже списка выберите то, что относится к понятию коммуникации:
а) школьный урок;
б) программа новостей;
в) научная дискуссия;
г) телефонный разговор;
д) международные переговоры;
е) футбольный матч;
ж) производственное совещание.
Ответ: ______________________
Установите соответствие между формами культуры и видами деятельности:
Форма культуры: Вид деятельности:
Народная А. Концерт известной поп-группы
Элитарная Б. Конкурс фольклорных коллективов
Массовая В. Выставка художника-сюрреалиста.
Заполните пропуски в схеме.
РЕЛИГИЯ
РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Ра