Основная образовательная программы основного общего образования
МАОУ «Сухинская СОШ на 2019-2020 учебный год» (утв. приказом МАОУ «Сухинская СОШ» № от «____» _________2019г.)
Рабочая программа
по предмету «география»,
ФГОС ООО, базовый уровень
для обучающихся 5 класса
Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 ч.
УМК: А.А. Летягин
Разработчик:
Бабушкина Т. А.
квалификационная категория –
первая
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса
Данную программу реализуют учебник. "География. Начальный курс. 5 класс." Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
«Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 классе из расчета 1 час в неделю, 34 ч.
Введение. Географическое познание нашей планеты. (2 часа)
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практические работы:
Построение модели доказательства шарообразности Земли.
Принцип работы гномона. Наблюдение за изменением тени гномона в течение некоторого времени
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Практические работы:
Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.
Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
Контрольная работа № 1 по теме «Земля как планета Солнечной системы»
Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)
Литосфера(8 час.). Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практические работы:
Создание модели литосферных плит.
Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.
Контрольная работа № 2 по теме "Литосфера"
Атмосфера(5 час.). Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности.
Практические работы:
Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
Проведение метеорологических наблюдений.
Составление прогноза погоды по народным приметам.
Контрольная работа № 3 по теме "Атмосфера"
Гидросфера (7 час.). Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практические работы:
Исследование свойств воды.
Принцип работы родника.
Создание модели родника
Контрольная работа № 4 по теме "Гидросфера"
Биосфера(5 час.). Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа
Составление схемы экологической тропы.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
Контрольная работа № 5 по теме «Геосферы Земли»
Контрольная работа № 6 за курс
Тематическое планирование
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1 | Введение. Географическое познание нашей планеты | 2 |
| Раздел I. Земля как планета Солнечной системы | 4 |
| Раздел II. Геосферы Земли. | 27 |
3 | Тема1. Литосфера | 8 |
4 | Тема 2. Атмосфера | 5 |
5 | Тема 3. Водная оболочка Земли | 7 |
6 | Тема 4. Биосфера | 5 |
7 | Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли» | 1 |
8 | Обобщающий урок за курс | 1 |
9 | Резерв | 1 |
| Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Домашнее задание | сроки |
Всего часов | В том числе на: |
Практ. работы | Контр. работы |
Введение. Географическое познание нашей планеты (2 ч) |
1 | География – одна из наук о планете Земля. | 1 | 1 | | п.1, р.т. стр. 3-4, атлас стр. 6-7, стр.18-19 | |
2 | Наблюдение – метод географической науки | 1 | 1 | | п.2, р.т. стр.5-6, п/р 2 | |
Раздел I. Земля как планета Солнечной системы (4 ч) |
3 | Земля среди других планет Солнечной системы | 1 | 1 | | п.3, р.т. стр.7-9, атлас стр. 2-5, п/р 3 | |
4 | Движение Земли по околосолнечной орбите | 1 | | | п.4, р.т. стр. 10-12 | |
5 | Пояса освещенности. Суточное вращение Земли | 1 | 1 | | п. 5, р.т. стр. 13-14, п/р 4 | |
6 | Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы» | 1 | | 1 | | |
Раздел II. Геосферы Земли (26 ч) |
Литосфера (8ч) |
7 | Слои «твердой» Земли | 1 | | | п.6, р.т. стр.15-17 | |
8 | Вулканы Земли | 1 | 1 | | п.7, р.т. стр. 18-20, атлас стр. 10-11, стр. 12-13, п/р 5 | |
9 | Из чего состоит земная кора | 1 | | | п.8, р.т. стр. 21-23 | |
10 | Строение земной коры. | 1 | | | п.9, р.т. стр. 24-25 | |
11 | Землетрясения | 1 | | | п.9 (стр. 48-53), р.т. стр. 25-26, атлас стр. 12-13 | |
12 | Рельеф земной поверхности | 1 | 1 | | п. 10, р.т. 27-29, атлас стр. 8-9, 10-11, п/р 6 | |
13 | Человек и литосфера | 1 | | | п.11, р.т. стр. 30-31, атлас стр.20-21, 22-23 | |
14 | Повторение и обобщение раздела: «Литосфера» | 1 | | 1 | | |
Атмосфера (5 ч) |
15 | Воздушная оболочка Земли | 1 | 1 | | п.12, р.т. стр. 32-34, п/р 7 | |
16 | Погода и метеорологические наблюдения | 1 | 1 | | п.13 (стр. 70-72), р.т. стр.35, п/р 8 | |
17 | Погода и метеорологические наблюдения , | 1 | | | п.13 (стр. 72-75), р.т. 35-37 | |
18 | Человек и атмосфера | 1 | 1 | | п.14, р.т. стр. 38-41, п/р 9 | |
19 | Повторение и обобщение раздела: «Атмосфера» | 1 | | 1 | | |
Водная оболочка Земли (7 ч) |
20 | Вода на Земле | 1 | 1 | | п.15, р.т. стр. 42-43 | |
21 | Мировой океан – главная часть гидросферы | 1 | | | п.16 , р.т. стр. 44-49, атлас стр. 14-15 | |
22 | Воды суши. Реки. | 1 | | | п.17, р.т. стр. 50-51, атлас 8-9, 10-11 | |
23 | Озера. Ледники. | 1 | | | п.18 (стр. 103-106), р.т. 52-53, атлас стр.8-9, 10-11 | |
24 | Вода в «земных кладовых» | 1 | 2 | | п.18 (стр.106-108), р.т. 53-56, п/р 11, 12 | |
25 | Человек и гидросфера | 1 | | | п.19, р.т. 57-59 | |
26 | Повторение и обобщение раздела: «Гидросфера» | 1 | | 1 | | |
Биосфера (5 ч) |
27 | Оболочка жизни | 1 | | | п.20 (стр. 115-120), р.т. стр. 60-61 | |
28 | Жизнь в тропическом поясе | 1 | | | п.21, р.т. стр. 62-65, атлас стр. 16-17 | |
29 | Растительный и животный мир умеренных поясов | 1 | | | п.22, р.т. 66-70, атлас стр. 16-17 | |
30 | Жизнь в полярных поясах и в океане | 1 | | | п.23, р.т. 71-73, атлас стр. 16-17 | |
31 | Природная среда. Охрана природы. | 1 | 1 | | п.24, р.т. стр.74-77, п/р13 | |
32 | Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли» | 1 | | 1 | | |
33 | Обобщающий урок за курс | 1 | | 1 | | |
| Резерв | 1 | | | | |
| Итого | 34 | 13 | 6 | | |
Приложение 2
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных Ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.