СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программы по географии (ФГОС), 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Начальный курс географии» полностью соответ­ствует требованиям Федерального государственного образова­тельного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программы по географии (ФГОС), 5 класс»

Основная образовательная программы основного общего образования

МАОУ «Сухинская СОШ на 2019-2020 учебный год» (утв. приказом МАОУ «Сухинская СОШ» № от «____» _________2019г.)









Рабочая программа

по предмету «география»,

ФГОС ООО, базовый уровень

для обучающихся 5 класса



Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 ч.

УМК: А.А. Летягин







Разработчик:

Бабушкина Т. А.

квалификационная категория –

первая















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии явля­ется формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных миро­воззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нрав­ственных, культурных, гуманистических и эстетических прин­ципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает дости­жение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этниче­ской принадлежности, знание истории, языка, культуры свое­го народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократи­ческих и традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества; воспитание чувства ответственности и дол­га перед Родиной;

    1. формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования на базе ориентировки в мире про­фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи­вых познавательных интересов, а также на основе формирова­ния уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    2. формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    3. формирование осознанного, уважительного и доброжела­тельного отношения к другому человеку, его мнению, мировоз­зрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к исто­рии, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям наро­дов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    4. формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, об­щественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    5. формирование основ экологической культуры, соответ­ствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуа­циях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования яв­ляются:

      1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы сво­ей познавательной деятельности;

      2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наи­более эффективные способы решения учебных и познаватель­ных задач;

      3. умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

      4. умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

      5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

      6. умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

      7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

      8. смысловое чтение;

      9. умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

      10. ) умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью, моно­логической контекстной речью;

      11. формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

      12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной обра­зовательной программы по географии являются:

        1. формирование представлений о географии, её роли в ос­воении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для ре­шения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и ра­ционального природопользования;

        2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мыш­ления для осознания своего места в целостном, многообраз­ном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

        3. формирование представлений и основополагающих теоре­тических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

        4. овладение элементарными практическими умениями ис­пользования приборов и инструментов для определения ко­личественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параме­тров;

        5. овладение основами картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из языков меж­дународного общения;

        6. овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

        7. формирование умений и навыков использования разно­образных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адапта­ции к условиям территории проживания, соблюдения мер без­опасности в случае природных стихийных бедствий и техноген­ных катастроф;

        8. формирование представлений об особенностях деятельно­сти людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акватори­ях, умений и навыков безопасного и экологически целесообраз­ного поведения в окружающей среде.

Содержание курса

Данную программу реализуют учебник. "География. Начальный курс. 5 класс." Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответ­ствует требованиям Федерального государственного образова­тельного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

«Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 классе из расчета 1 час в неделю, 34 ч.

Введение. Географическое познание нашей планеты. (2 часа)

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.

Практические работы:

  1. Построение модели доказательства шарообразности Земли.

  2. Принцип работы гномона. Наблюдение за изменением тени гномона в течение некоторого времени

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Практические работы:

  1. Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.

  2. Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.

Контрольная работа № 1 по теме «Земля как планета Солнечной системы»

Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)

Литосфера(8 час.). Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.

Практические работы:

  1. Создание модели литосферных плит.

  2. Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.

Контрольная работа № 2 по теме "Литосфера"

Атмосфера(5 час.). Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности.

Практические работы:

  1. Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.

  2. Проведение метеорологических наблюдений.

  3. Составление прогноза погоды по народным приметам.

Контрольная работа № 3 по теме "Атмосфера"

Гидросфера (7 час.). Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практические работы:

  1. Исследование свойств воды.

  2. Принцип работы родника.

  3. Создание модели родника

Контрольная работа № 4 по теме "Гидросфера"

Биосфера(5 час.). Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа

  1. Составление схемы экологической тропы.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

Контрольная работа № 5 по теме «Геосферы Земли»

Контрольная работа № 6 за курс


Тематическое планирование


Тема (раздел)

Количество часов

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

2


Раздел I. Земля как планета Солнечной системы

4


Раздел II. Геосферы Земли.

27

3

Тема1. Литосфера

8

4

Тема 2. Атмосфера

5

5

Тема 3. Водная оболочка Земли

7

6

Тема 4. Биосфера

5

7

Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

1

8

Обобщающий урок за курс

1

9

Резерв

1

 

Итого:

34


























Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Домашнее

задание


сроки


Всего

часов

В том числе на:

Практ.

работы

Контр.

работы

Введение. Географическое познание нашей планеты (2 ч)

1

География – одна из наук о планете Земля.



1

1


п.1, р.т. стр. 3-4, атлас стр. 6-7, стр.18-19


2

Наблюдение – метод географической науки



1

1


п.2, р.т. стр.5-6, п/р 2


Раздел I. Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

3

Земля среди других планет Солнечной системы

1

1


п.3, р.т. стр.7-9, атлас стр. 2-5, п/р 3


4

Движение Земли по околосолнечной орбите

1



п.4, р.т. стр. 10-12


5

Пояса освещенности. Суточное вращение Земли

1

1


п. 5, р.т. стр. 13-14, п/р 4


6

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы»

1


1



Раздел II. Геосферы Земли (26 ч)

Литосфера (8ч)

7

Слои «твердой» Земли

1



п.6, р.т. стр.15-17


8

Вулканы Земли


1

1


п.7, р.т. стр. 18-20, атлас стр. 10-11, стр. 12-13, п/р 5


9

Из чего состоит земная кора


1



п.8, р.т. стр. 21-23


10

Строение земной коры.

1



п.9, р.т. стр. 24-25


11

Землетрясения


1



п.9 (стр. 48-53), р.т. стр. 25-26, атлас стр. 12-13


12

Рельеф земной поверхности


1

1


п. 10, р.т. 27-29, атлас стр. 8-9, 10-11, п/р 6


13

Человек и литосфера


1



п.11, р.т. стр. 30-31, атлас стр.20-21, 22-23


14

Повторение и обобщение раздела: «Литосфера»

1


1



Атмосфера (5 ч)

15

Воздушная оболочка Земли


1

1


п.12, р.т. стр. 32-34, п/р 7


16

Погода и метеорологические наблюдения


1

1


п.13 (стр. 70-72), р.т. стр.35, п/р 8


17

Погода и метеорологические наблюдения


,

1



п.13 (стр. 72-75), р.т. 35-37


18

Человек и атмосфера



1

1


п.14, р.т. стр. 38-41, п/р 9


19

Повторение и обобщение раздела: «Атмосфера»

1


1



Водная оболочка Земли (7 ч)

20

Вода на Земле


1

1


п.15, р.т. стр. 42-43


21

Мировой океан – главная часть гидросферы

1



п.16 , р.т. стр. 44-49, атлас стр. 14-15


22

Воды суши. Реки.


1



п.17, р.т. стр. 50-51, атлас 8-9, 10-11


23

Озера. Ледники.


1



п.18 (стр. 103-106), р.т. 52-53, атлас стр.8-9, 10-11


24

Вода в «земных кладовых»


1

2


п.18 (стр.106-108), р.т. 53-56, п/р 11, 12


25

Человек и гидросфера


1



п.19, р.т. 57-59


26

Повторение и обобщение раздела: «Гидросфера»

1


1



Биосфера (5 ч)

27

Оболочка жизни


1



п.20 (стр. 115-120), р.т. стр. 60-61


28

Жизнь в тропическом поясе


1



п.21, р.т. стр. 62-65, атлас стр. 16-17


29

Растительный и животный мир умеренных поясов


1



п.22, р.т. 66-70, атлас стр. 16-17


30

Жизнь в полярных поясах и в океане


1



п.23, р.т. 71-73, атлас стр. 16-17


31

Природная среда. Охрана природы.


1

1


п.24, р.т. стр.74-77, п/р13


32

Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

1


1



33

Обобщающий урок за курс

1


1




Резерв

1






Итого

34

13

6











































Приложение 2

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бра­зильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандина­вские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Крас­ное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвиней­ский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрей­ка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных Ветров, Бразильское, Северо-Атланти­ческое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспийское мо­ре-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьи­ка, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Ги­малаев и Кордильер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!