Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО на заседании ШМО воспитателей Протокол № от « __ » _____ 2021 г. Буваназарова Э.И. _____________ | СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по ВР Директор Тазетдинова Р.Д.___________ Заболотный В.В.__________ «__» ______________2021 г. «__»________________2021 г. |
Рабочая программа
воспитателя
срок реализации 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Павлова Елена Николаевна
Ермолаево 2022
Пояснительная записка
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. А выбор целей, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация развития государства и общества.
В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Главной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации – пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.
В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.
Теоретическую основу деятельности педагогов составляют идеи системно-деятельностного подхода в теории воспитательных систем. Доказано, что класс нужно рассматривать как компонент общешкольной воспитательной системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся-одноклассников. Воспитатели способствуют формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе и внес свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество. Целенаправленная и постоянная работа педагога по педагогическому обеспечению процесса развития группы позволяет достичь определенных результатов в воспитательной деятельности.
Работа воспитателя планируется в рамках реализации программы личностно-ориентированного развития ребенка. Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Реальная цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Главной функцией в работе педагога является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Если воспитатель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа воспитателя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества воспитателя.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, воспитателю необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко - "мажорный") тон жизнедеятельности детского ученического коллектива.
Воспитатель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
коммуникативную (организация общения);
координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
коррекционную (преобразование, изменение личности);
экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Срок реализации:
2022-2023 учебный год.
Участники программы:
обучающиеся школы, педагоги, родители.
Цель программы воспитания:
Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
образовательные (приобретение конкретных знаний и умений);
воспитательные (развитие лидерских качеств, содействие нравственному становлению учащихся, формирование мотивации к социально значимой деятельности, развитие психологической и коммуникативной культуры, творческих способностей, активизация ученического самоуправления, создание благоприятного психологического климата, формирование классного и общешкольного коллективов и др.);
развивающие (развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной культуры и др.).
Основные принципы
построения воспитательной системы
систематичность;
оптимальность, эффективность;
точное целеполагание, конкретность;
информационность, открытость;
принципы здравого смысла и обратной связи;
демократизм, гуманизм;
дисциплина и порядок;
стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы
Возрастные особенности учащихся.
Старшие подростки. Старшеклассники.
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частые самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, творческий выбор.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.
Учет возрастных особенностей учащихся в процессе воспитательной работы позволяет говорить о модели выпускника школы. Школа предполагает 3 ступени:
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа.
Модель выпускника начальной школы
Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:
- освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками);
- овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
- знать элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе.
- овладеть доступными видами общественно-полезного труда.
- выполнять основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года.
- проявлять чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен.
- обладать уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Работа с учащимися
1.Психолого-педагогическая диагностика учащихся
2.Составление индивидуальных характеристик учащихся
3.Индивидуальные беседы с учащимися
4.Индивидуальная помощь учащимся, имеющим проблемы в выполнении норм и правил поведения в школе и вне ее пределов
5.Взаимодействие с педагогическим коллективом
6.Взаимодействие с социумом
7.Диагностика результатов ученик
№ | Фамилия, имя, отчество воспитанников | Год рождения | Ф.И.О. родителей | Домашний адрес |
1 | Абсатарова Ляйсан Ильсуровна | 30.03.2006 | Мать: Абсатарова Альфия Хусаиновна Отец: Абсатаров Ильсур Абдрахманович | Стерлибашевский район, с. Бакеево, ул. Мажита Гафури, д. 62, кв. 2 |
2 | Баймиева Розалина Ривалевна | 05.02.2006 | Мать: Чистякова Наталья Николаевна Отец: Баймиев Раваль Фаритович | Миякинский район, с. Ерлыково, ул. Слободка, д.5 |
3 | Галимов Халил Хамитович | 10.08.2005 | Мать: Галимова Зульфия Минегареевна Отец: Галимов Хамит Хамзиевич | Миякинский район, д. Биккулово, ул. Заречная, д. 12 |
4 | Исламова Ляйсан Дамировна | 11.10.2005 | Мать: Исламова Гульнара Рамильевна Отец: Исламов Дамир Мухаметович | Миякинский район, Каран – Кункас, ул. Дюртюлинская, д.16 |
5 | Коновалова Дарина Константиновна | 12.08.2005 | Опекун: Сергеева Татьяна Геннадьевна | Куюргазинский район, д.Шабагиш, ул. Мира, д.17 кв.1 |
6 | Насырова Алсу Аликовна | 17.05.2005 | Мать: Насырова Гульчехра Болтаевна Отец: Насыров Алик Фанисович | Стерлитамакский район, с. Нижние Услы, ул. Имая Насыри, д. 57 |
7 | Нигматуллин Альфред Ралифович | 17.08.2005 | Мать: Нигматуллина Альфира Мухаметовна Отец:Нигматуллин Ралиф Наугатович | Куюргазинский район, д.Старомурапталово, ул. Альмухаметова, д.31 |
8 | Петров Данил Васильевич | 07.04.2005 | Мать: Петрова Ляйсан Маратовна Отец: Петров Василий Васильевич | Куюргазинский район, с.Ермолаево, ул.Заречная, д.23 |
9 | Петрова Вероника Ирнисовна | 03.11.2006 | Опекун: Мухтарова Уралия Ураловна | Стерлибашевский район, с. Тятербаш, ул. Мира, д. 41 |
10 | Фаткинисламов Альберт Эльвирович | 19.02.2005 | Мать: Фаткинисламова Гузалия Насимовна Отец: Эльвир Венерович | Стерлибашевский район, д.Уметбаево, ул. Худайбердина, д. 11 |
11 | Халиков Радмир Раисович | 20.01.2006 | Мать: Халикова Маймуна Ражаповна Отец: Халиков Раис Минигарифович | Куюргазинский район, с.Ямансарово, ул.Сагита Алимова, д.7 |
12 | Цатурян Артур Давитович | 16.10.2005 | Мать: Чобанян Анаит Арамовна Отец: Цатурян Давит Абгарович | г.Кумертау, ул.Менделеева, д.89 |
13 | Чирков Руслан Салаватович | 05.05.2004 | Мать: Чиркова Татьяна Александровна | Стерлитамакский район, с. Садовка, ул. Октябрьская, д. 48 |
14 | Чугунов Михаил Андреевич | 15.02.2006 | Мать: Чугунова Наталия Геннадьевна Отец: Чугунов Андрей Геннадиевич | Куюргазинский район, с.Ермолаево, ул.Менделеева, д.12 |
15 | Юлдашбаева Дилара Расульевна | 06.04.2004 | Мать: Ишемгулова Зульфия Юнировна Отец: Юлдашбаев Расуль Давлеткулович | Кугарчинский район, д.Бикечево, ул.Буранбая, д. 55 |
Психолого – педагогическая характеристика группы
В группе учатся 15 воспитанников, из них 10 мальчиков и 5 девочек. По возрасту группа неоднородная. Имеют высокую мотивацию к учебе 8 воспитанников, 5 имеют среднюю, 2 имеют низкую мотивацию к учебе. Группа учебно – дисциплинирована, более слабые воспитанники стараются не отставать от остальных. Отстающим воспитанникам помогают более успевающие, что характеризует сплоченность группы.
Воспитанники группы не ограничиваются только общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими воспитанниками старших и младших групп. Группа проявляет интерес к изучаемым предметам и часто посещает предложенные им кружки. Многие воспитанники активно принимают участие в жизни школы, занимаются музыкой, рисованием, танцуют и поют.
По – моему мнению, воспитанники знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык и это связано с их одинаковым возрастом и общностью интересов. Коллектив достаточно сплочен и целен, поэтому какие-либо события в жизни группы никем не остаются незамеченными. Наиболее быстро общий язык находится при решении совместных задач, касающихся отдыха. В коллективе преобладает хороший, располагающий тон настроения. Каждый доволен своим статусом в группе, и никто не тяготит, как кажется, своим присутствием остальных.
В общем можно отметить доброжелательность, уважение и симпатию друг к другу. Иногда в трудных ситуациях случаются конфликты. Обычно это происходит в осенне-весенний период, или при резкой смене погодных условий, что отражается на поведении воспитанников.
Уровень воспитанности в группе (образец)
Цель: Определить уровень воспитанности в классе.
Стержневые качества личности:
1.Трудолюбие
2.Эрудиция
3.Прилежание
4.Отношение к природе
5.Эстетические вкусы
6.Нравственные качества
7.Самовоспитание.
Уровень воспитанности определяется бальной системой оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием педагога, родителей.
«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью воспитанника, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе воспитанник поступить не может.
Карта воспитанности
Стержневые качества личности / ФИ воспитанника | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудолюбие | | | | | | | | | | | | | | | |
Эрудиция | | | | | | | | | | | | | | | |
Прилежание | | | | | | | | | | | | | | | |
Эстетические вкусы | | | | | | | | | | | | | | | |
Нравственные качества | | | | | | | | | | | | | | | |
Само- воспитание | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка результатов:
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый воспитанник имеет 5 оценок.
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 – 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Анализ работы за 2020-2021 учебный год.
В 2021-2022 учебном году коррекционно-воспитательная работа в группе проводилась в рамках общешкольной темы, в соответствии с планом воспитательной работы, поставленными задачами. Воспитательные мероприятия составлены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.
Воспитательские часы и кружковая работа способствовали не только развитию творческих способностей, расширению кругозора, представлений об окружающей среде, но и развитию умения общаться с окружающими людьми, сверстниками, соблюдать при этом общепринятые нормы поведения.
Содержание воспитательной работы троилось с учетом интеллектуальных особенностей воспитанников, их потребностей. С детьми велась индивидуальная коррекционно – развивающая работа во время занятий и в свободное время.
В течение учебного года проводились консультации и анкетирование родителей воспитателями, профилактические беседы с учащимися, которые имели замечания от педагогов, ведение дневников наблюдения на каждого воспитанника интерната.
В ходе проводимой работы, воспитанники продолжают учиться анализировать поступки других ребят, но затрудняются при применении данных ситуаций по отношению к себе.
Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.
В следующем учебном году ещё предстоит работать над формированием у детей умений и навыков адаптивного поведения, привычек жить в обществе, дружеских отношений, норм культурного поведения, самостоятельности, потребности в общении, знаний о нормах межличностных отношений, санитарно-гигиенических норм.
Работа с родителями
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, повышение психолого – педагогических знаний родителей.
Родительские собрания:
Классные – проводить 1 раз в четверть или по мере необходимости, общешкольные – 1 раз в год.
Открытые уроки, внеклассные мероприятия, Дни открытых дверей.
Индивидуальные тематические консультации.
Совместные творческие дела:
Проведение праздников, экскурсии, выставки, походы, выпускные вечера в 4,9, и 12 классах.
Социологические опросы, анкетирование, тестирование.
Участие родителей в управлении школы;
Управляющий совет школы;
Родительские комитеты.
Родительские собрания.
№ п/п | Четверть | Тема собрания |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Актив родителей класса
Функциональные обязанности в классе | Ф. И. О. родителей | Место работы, должность | Домашний адрес и телефон |
Член Совета школы | | | |
Председатель родительского комитета | | | |
Члены родительского комитета | | | |
| | |
| | |
| | |
2. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Направление «Гражданско - патриотическое воспитание»
Цель: приобщение к духовным ценностям Отечества, воспитание гражданственности, патриотизма; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, формирование соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
-поддерживать интерес к истории страны, выдающимся людям, участникам военных действий;
-воспитывать гражданственность, патриотизм и другие лучшие человеческие качества.
Формы реализации: встречи с участниками боевых действий; участие в конкурсах чтецов, певцов, посвящённых Дню Победы, Дню Защитника Отечества; участие в праздновании Дня Победы; участие в военно-спортивной игре «Зарница; экскурсии в краеведческий музей;
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем;
- формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Формы работы: спецкурсы по нравственной и правовой тематике; экскурсии, виртуальное знакомство с историческими и памятными местами страны, края, села; встречи с представителями правоохранительных структур; праздники получения паспорта; 6 театральные и кинопросмотры с последующим обсуждением и творческими работами; организация экскурсий; литературная гостиная как форма изучения нравственно-эстетического наследия страны.
Направление «Художественно - эстетическое воспитание»
Цели и задачи:
-воспитание у учащихся понимания красоты труда человека и природы как источника художественного творчества; понимания прекрасного в произведениях искусства и в окружающей действительности;
-воспитывать интерес к художественному творчеству, стремление заниматься различными видами искусства.
-развивать у учащихся творческое мышление, актерское мастерство.
-формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.
Формы работы личный пример; беседы; уроки рисования, музыки, МХК, занятия в кружках, студиях; экскурсии; посещение театра, выставок, музеев, фестивалей; утренники и вечера.
Направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»
Цели: - сохранение и укрепление здоровья учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи: - воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества;
- развивать задатки и склонности к различным видам спорта.
Формы работы: физкультминутки, соревнования, походы, товарищеские встречи, беседы, тематические классные часы, спартакиада, оформление стендов, спортивные секции, Дни здоровья.
Направление «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»
Цели: Создание условий для социального становления и развития экологической культуры обучающихся через организацию совместной природоохранной деятельности; воспитание человека, приспособленного к требованиям общества.
Задачи:
- реализовать интересы и потребности подростка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма, краеведения;
-организовать значимые для подростков дела, акции, ролевые игры по сохранению природного наследия города;
-формировать нравственную экологическую позицию личности подростка;
-развивать у подростков личный экологически ориентированный опыт взаимодействия с окружающим миром.
-включать обучающихся в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность
-развивать умения и навыки трудовой деятельности;
-воспитывать самостоятельность, предприимчивость, настойчивость, добросовестность;
-проводить профориентационную работу.
Формы работы: тематические классные часы, праздники, практико-ориентированные проекты экологической направленности, игровые проекты экологической направленности, родительские собрания; знакомство с типами, классами, группами профессий, условиями труда; посещение предприятий; проекты, презентации, творческие работы; встречи с представителями разных профессий; работа с психологической службой школы;
взаимодействие с Центром занятости населения; ремонт и уборка класса; благоустройство школьной спортплощадки и пришкольного участка; самостоятельное трудоустройство в летнее время.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности
и дополнительного образования.»
Воспитание внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
Общекультурное(художественно-эстетическое). Кружки «Танцевальный», «Вокальный», «Творческая мастерская», «Театральный», «Аппликация» создающие благоприятные условия для самореализации детей, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Секции «Волейбол», «Лыжи», направленные на физическое развитие воспитанников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Социальное, общественно-полезная деятельность. Кружки «Волшебный сундучок», «Вязание крючком» направленный на развитие творческих способностей детей, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Модуль «Профориентационная и трудовая деятельность»
Совместная деятельность педагогов и детей по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение воспитанников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб детей.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить воспитанника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
циклы профориентационных воспитательских часов «Мир профессий», «Путешествие в мир профессий», «Все работы хороши - выбирай на вкус», « Кем быть» направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры: Игра «Лишний инструмент», «Покажи профессию», «Кто это?» (отгадайте о каких профессиях идёт речь симуляции, расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие воспитанникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок вакансий по договору с Центром занятости населения с.Ермолаево,
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, по интересующим профессиям и направлениям образования;
индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
Родительские комитеты классов, участвующие в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На индивидуальном уровне:
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности.
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя руководство группой детей, педагог организует индивидуальную работу с воспитанниками вверенного ему группой детей; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями воспитанников или их законными представителями
Работа с группой детей:
• инициирование и поддержка участия группы в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с воспитанниками вверенного ему группы детей (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с воспитанниками группы, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
• проведение воспитательских часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и воспитанников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с воспитанниками:
• изучение особенностей личностного развития
группы детей через наблюдение за поведением воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими воспитанниками группы; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в группе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации воспитателя с классным руководителем, с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем группы и интеграцию воспитательных влияний на воспитанников;
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. 13 Важным средством воспитания являются традиции, которые не только формируют общие интересы, но и придают школе то особое и неповторимое, что отличает ее от других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь. В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между педагогами, учениками и родителями. В системе школьного воспитания яркими примерами ключевых дел являются: цикл общешкольных праздников, связанных со знаменательными датами и событиями:
«Торжественная линейка 1 сентября», «Здравствуй, Осень», общешкольные концерты ко дню воспитателя ,ко дню учителя, День пожилого человека «К людям с добром!»
«Концерт, посвящённый Дню Матери», «Концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 Марта», «День Победы», «День снятия блокады Ленинграда», «День защитника Отечества», Новогодние праздники: утренники, «Последний звонок»;
Тематические недели: «Золотая осень»- Конкурс рисунков, поделок из природного материала «Дары осени».
«ЗОЖ»- Викторина «Спорт, спорт, спорт»
«Наш край родной Башкортостан»- Беседа «Люди каких национальностей проживают в нашем крае»
«Широкая масленица»- Беседа о Масленице.
Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -патриотические акции «Свеча памяти», «Бессмертный полк»; -экологическая акция: акция “Зеленый двор», «Покормим птиц». Трудовые бригады и т.д.
3. Календарно-тематическое планирование
Сентябрь - месяц «Внимание, дети!»
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Если я не соблюдаю закон, я выпадаю из жизни общества. Наше правительство | | |
Президент – правитель, защитник интересов России в мире. | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | День воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812г.) | | |
Благоустройство детской площадки | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Взаимозависимость здоровья и физических показателей | | |
Практическое занятие «Оказание первой доврачебной помощи при ДТП» | | |
| Взаимосвязь деятельности мозга и продолжительности сна | | |
4. | «Экологическое воспитание» | | | |
5 | «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Операция «Уют»: благоустройство и презентация игровых комнат и спален | | |
| Международный день мира | | |
| Труд и производство товаров и услуг: моя самооценка будущего. Потребительская корзина – что это такое? | | |
Октябрь – месяц здоровья и права.
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Уголовное законодательство. Кража. Причины ее (Нежелание работать, отсутствие денег). | | |
Уголовное законодательство. Разбой, грабеж. «Неформальные группы» и закон | | |
«Уголовная ответственность за терроризм»; «Поведение и действия воспитанников в случае возникновения пожара в школе»; | | |
| Суд. Умение отстаивать свои права | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Игра-викторина по правилам дорожного движения | | |
Кружковая работа и экскурсии | | |
Этносуббота | | |
| Как действовать при возникновении пожара | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | «Уровни развития отношений» | | |
«Девушка в современном социуме» | | |
| История одного обмана: мифы и факты об алкоголе | | |
| Беременность: как ее избежать? | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Спортивная суббота | | |
| Подготовка к зиме (шефская работа) | | |
| Генеральная уборка | | |
Ноябрь - месяц правовых знаний и профилактики правонарушений «Здоровое поколение».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Международный день толерантности | | |
Россия- многонациональное государство | | |
«Терроризм – угроза обществу»; | | |
| За какие проступки, деяния наступает уголовная ответственность | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Кружковая работа, игровая программа | | |
Моя ориентировка в современном мире | | |
Мое представление о красоте тела и движений | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | «5 качеств настоящего мужчины» | | |
Известно каждому на свете: должны здоровыми быть дети! | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Профориентационная суббота | | |
| Генеральная уборка | | |
| Потребность трудиться - зачем она? | | |
| Подготовка инвентаря к зимнему сезону | | |
Декабрь - «Волшебница зима».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Самостоятельное планирование воспитателей | | |
Государственный праздник – День Конституции. Основные конфликтные ситуации. Пути решения конфликтной ситуации в трудовом коллективе | | |
Мой вклад в развитие России | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Культурная суббота | | |
Кружковая работа, игровая программа | | |
Организационные мероприятия по подготовке к проведению новогодней дискотеки | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Скрытые вопросы. Опасное погружение | | |
Лыжная эстафета. СПИД – болезнь наркомана | | |
| Мои запросы к интимному партнеру | | |
| Что такое наркомания? | | |
| Национальные традиции, обычаи «Как встречают Новый год в…» Алкоголь и преступление | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он? | | |
| Красота и душа человека | | |
Январь – «Мир профессий»
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Широка страна моя родная…»Закон о труде, трудовой договор, трудовой контракт | | |
Трудовая дисциплина | | |
Моральный облик человека. Закон о клевете | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Мое воображение в творчестве | | |
Кружковая работа | | |
25 января – Татьянин день | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Кто такие моржи»? | | |
«Диета: плюсы и минусы» | | |
| Спортивный игры среди детей старших классов, посвященные 78-й годовщине снятия блокады Ленинграда немецко-фашистскими войсками | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Составление плана : квартиры, класса, этажа, школы… | | |
| Составление плана уборки различных помещений: квартиры, класса, этажа, школы… | | |
| Как анализировать житейскую ситуацию | | |
Февраль - месяц военно-патриотического воспитания «Моё Отечество».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Жилищное законодательство. Приватизация. Покупка и продажа жилплощади | | |
День памяти А.С. Пушкина | | |
«Самые дорогие для нас слова: Родина, мир …» | | |
| Конституция России о защите Отечества | | |
| Экскурсия на производство. | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | 8 февраля день памяти юного героя - антифашиста | | |
День памяти воинов - интернационалистов | | |
Неделя детской и юношеской книги | | |
| Кружковая работа | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Ванная процедура: баня | | |
Большой спорт и здоровье. Токсикомания и дети | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Анализ событий своей жизни: причины и следствия | | |
| Волонтерская суббота | | |
| Что значит «зарабатывать много денег»? | | |
| Трудовой десант | | |
Март – «В мире прекрасного».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Международный женский день. Чаепитие. Праздничный стол для наших девушек | | |
Социальные льготы граждан России. Уголовный кодекс о сексуальном насилии | | |
Органы опеки и их функции. Права и обязанности попечителя и опекуна. Откуда берутся беспризорные дети? | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | «Театральная весна» конкурс представлений (подготовка) | | |
Неделя детской и юношеской книги | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Особенности женского организма | | |
Профилактика венерических заболеваний | | |
| 16 марта- Всемирный день сна. Как сон влияет на наш организм | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Приготовление блюд для праздничного стола | | |
| Безопасная суббота | | |
| Уборка территории | | |
Апрель - Экологический месячник «Цвети Земля».
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | Учись быть пешеходом ПДД. «Наша безопасность в наших руках» | | |
История космонавтики. Свод законов в защиту окружающей среды | | |
Безработица. Как ее избежать? | | |
| Всероссийский субботник «Участие - мой гражданский долг». Права и обязанности избирателя | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Кружковая работа, игровая программа | | |
Конкурс стихов «Эта хрупкая планета» | | |
Поэтический вечер «Я помню чудное мгновенье…» | | |
| Гостиная: «С днем рождения, Земля» | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Смех и здоровье. Забавы, эстафеты, конкурсы | | |
Озоновые дыры. Препараты, разрушающие озоновый слой. | | |
| Взаимосвязь состояния здоровья и профессии | | |
| Весенняя спартакиада | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Лес – наше богатство. Причина лесных пожаров. Ваше действие при пожаре в лесу. | | |
| Весна на участке (подготовительные земельные работы). | | |
| Экологическая суббота | | |
| Кем я хочу и могу стать( варианты, модели будущего с прогнозами успешности и не успешности; пути выхода из сложных ситуаций | | |
Май - Месячник воинской славы России «Поклонимся великим тем годам…»
№ п\п | Направление | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | «Гражданско - патриотическое воспитание» | «Этот праздник с сединою на висках…» (9 мая – День Победы) | | |
17 мая Международный день телефона доверия | | |
Итоговое занятие «Мои дела и поступки как человека и гражданина» | | |
| 1 июня – Международный день защиты детей | | |
2. | «Художественно - эстетическое воспитание» | Эстетическое воспитание | | |
Кружковая работа, игровая программа | | |
3. | «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья» | Чистота и уют в моем доме – залог моего здоровья | | |
Умеешь ли ты отдыхать? (активный отдых - это что?) Скажи наркотикам нет! | | |
| Беседы по профилактике травматизма в летний период времени | | |
| Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха. | | |
4. | «Экологическое воспитание» «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» | Озеленение пришкольного участка | | |
| Патриотическая суббота | | |
| Самостоятельное планирование | | |
| Беседы по профилактике травматизма в летний период времени | | |
Лист корректировки календарно – тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |