ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
СОГЛАСОВАНО С методическим советом школы-интерната Протокол №1 от 27.08.2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната ______________ Н.В. Лобанова «28» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Память и мудрость отечества»
Составитель Е.Н. Михайлова
2020 - 2021 учебный год
Программа кружка «Память и мудрость отечества» предназначена для воспитанников 3-х - 9х классов
Характеристика программы:
- направленность духовно-нравственная;
- тип программы: модифицированная;
- срок реализации: 1 год;
- возрастная категория: 10-17 лет;
- составитель программы: воспитатель Михайлова Е.Н;
- формы обучения: очная;
- методы обучения: словесные, наглядные;
- тип занятия: комбинированный;
- формы проведения занятий: беседа, творческая мастерская, практическое занятие, выставка;
- срок освоения программы определяется содержанием программы - 34 учебных часа;
- режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часа (из расчета 1 час – 40 минут) с учетом перерыва 10 минут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: Освоение воспитанниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому ядру, коду и смыслам родной культуры. Развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.
1.Дальнейшее обогащение полученных вначале курса представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками.
2.Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам и выдающимся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры.
3.Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт ощущения укоренённости в российской этнической и социокультурной среде.
4.Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
5.Содействие социализации гражданской и культурной идентичности.
6.Формирование навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме.
7.Формирование понимания у учащихся духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труд, служение, творчество), расширение культурологической компетентности.
8 Формирование гражданской ответственности и осознание учащимся, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
9 Приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
Одной из основных причин трудно обучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности.
В самом общем виде интелектуальной недостаточности состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с легкой умственной отсталостью: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Обучающийся с легкой умственной отсталостью при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа кружка предполагает развитие у воспитанников широкого круга компетентностей: социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной
Результаты | Воспитанник научится |
Личностные | - Формировать основы российской гражданской идентичности, Чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре всех народов; -Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -Развивать этнических чувств как регуляторов морального поведения; -Быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, регулировать свое эмоциональное состояние; -Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
Метапредметные | - понимать цели и задачи учебной деятельности и находить средства для ее осуществления; -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы ее достижения; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; -адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; -осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; -читать тексты различных стилей и жанров, строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; -осуществлять логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения; -слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - смысловому чтению текстов различных стилей и жанров, построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. |
Предметные | - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, миролюбие как основы культуры многонационального народа России; -представлять и понимать духовно- нравственные истоки, корни российской культуры, ее роль в современном обществе; - знать выдающиеся памятники культуры и образа жизни; - представлять и понимать назначение ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: труд, служение, творчество, сотворчество; - понимать, где находятся истоки человеческого творчества; - знать опыт предков на пути к истине. |
Планируемые результаты работы кружка «Память и мудрость отечества»:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
сформированность российской гражданской идентичности, базирующейся на духовно- нравственном наследии Православия;
сформированность представлений о разных точках зрения происхождения мира;
сформированность мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, включающего в себя основы православной традиции;
нравственное сознание и поведение на основе духовно-нравственных норм Православия;
готовность противостоять идеологии безнравственности, потребительства, агрессии и другим негативным социальным явлениям;
готовность к дальнейшему духовному образованию и саморазвитию. Метапредметные результаты:
Современные образовательные технологии, применяемые на занятиях:
1 Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время занятий различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
2 Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
3 Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
4 Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
5 Проблемное обучение (например, отгадывание темы урока) – создание в учебной деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. | 1 |
2 | Соха и топор | Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха. Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное конструкций, трудовые операции. Многофункциональность универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости. Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие. Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу. | 4 |
3 | Крестьянские хоромы | Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом. Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души. Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом. Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры. Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его обитателей. Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом. | 6 |
4 | Соловки | Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря. Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в Экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря. Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь. Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение. Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира. | 5 |
5 | Храм Покрова на Нерли | Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура. Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи. Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом. Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного. Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров. Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты). | 4 |
6 | Икона «Живоначальная Троица» | Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним. Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания. Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет. Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру. Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир. Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру. | 5 |
7 | Московский Кремль | Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России. Московский Кремль – символ Российского государства. Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила. Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы. Кремль – центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством» Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата. Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства. Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь- колокол). | 5 |
8 | Летописи | Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение впредопределенности истории, ее поучительности для новых поколений. Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные. Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном. Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм. Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти. | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата |
I полугодие |
1 | I | Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. | 1 | 05.09 |
2 | II | Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха. | 1 | 12.09 |
3 | | Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное конструкций, трудовые операции. Многофункциональность универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. | 1 | 19.09 |
4 | | Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие. Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община. | 1 | 26.09 |
5 | | Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости. | 1 | 03.10 |
6 | III | Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом. | 1 | 10.10 |
7 | | Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души. | 1 | 17.10 |
8 | | Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом. Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры. | 1 | 24.10 |
9 | | Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. | 1 | 07.11 |
10 | | Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его обитателей. Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство. | 1 | 14.11 |
11 | | Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом. | 1 | 21.11 |
12 | IV | Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. | 1 | 28.11 |
13 | | Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря. | 1 | 05.12 |
14 | | Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в Экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря. | 1 | 12.12 |
15 | | Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь. Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение. | 1 | 19.12 |
16 | | Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира. | 1 | 26.12 |
II полугодие |
17 | V | Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура. | 1 | 16.01 |
18 | | Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи. Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом. | 1 | 23.01 |
19 | | Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного. Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров. | 1 | 30.01 |
20 | | Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты). | 1 | 06.02 |
21 | VI | Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним. | 1 | 13.02 |
22 | | Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания. Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет. | 1 | 20.02 |
23 | | Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. | 1 | 27.02 |
24 | | Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру. Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир. | 1 | 06.03 |
25 | | Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру. | 1 | 13.03 |
27 | VII | Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России. | 1 | 20. 03 |
28 | | Московский Кремль – символ Российского государства. Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила. Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы. | 1 | 03.04 |
29 | | Кремль – центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. | 1 | 10.04 |
30 | | Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством» Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства. | 1 | 17.04 |
31 | | Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь- колокол). | 1 | 24.04 |
31 | VIII | Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение впредопределенности истории, ее поучительности для новых поколений. | 1 | 08.05 |
32 | | Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные. Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. | 1 | 15.05 |
33 | | «Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном. Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм. | 1 | 22.05 |
34 | | Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти. | 1 | 29.05 |
Всего: 34 часа |
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ
1 Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
2 Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
3 Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
4 Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
5 Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
6 Способы развития монологической речи (обязательно).
7 Развитие диалогической речи и культура общения.
8 Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
9 Охрана психического, физического здоровья учащихся.
10 Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
11 Организация восприятия с опорой на анализаторы.
12 Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
13 Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
14 Использование эффективных инновационных технологий.
15 Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
16 Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.
Способы оценки результатов обучения:
1.Устный опрос.
2.Беседа.
3.Тесты.
4.Составление кроссворда по теме.
5.Анализ исторических источников.
6.Анализ иллюстраций к тексту.
7.Составление характеристики
исторических персонажей.