Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю» директор МКОО АСШ
_________________ (Т.А. Касаткина)
_________ 2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами»
Антропово 2019
П ояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мир оригами» разработана в соответствии со следующими документами:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с последующими изменениями; (Приказ Министерства Образования и Науки РФ №373 от 06.10.2009г);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с последующими изменениями;
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности» при введении федерального образовательного стандарта общего образования.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Также данная программа подходит для участия детей с ОВЗ. Согласно Конвенции о правах инвалидов, дети с ОВЗ - это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Занятия оригами способствует активизации обеих полушарий мозга, положительно действует на реализацию творческих способностей личности и стимулирует абстрактное мышление. Уровень развития детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Проблема развития мелкой моторики на занятиях оригами весьма актуальна, так как именно трудовая деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Оригами вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в выполнении работы.
Практическая деятельность на занятиях оригами позволяет педагогу более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на других занятиях.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное, культурное, эстетическое развитие младших школьников и детей с ОВЗ, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
В связи с поставленной целью реализация данной программы предусматривает постановку и решение следующих задач:
Обучающие:
-знакомить с особенностями оригами
-обучать различным приемам работы с бумагой;
-формировать умения следовать устным инструкциям;
-учить читать технологические, пооперационные карты и схемы;
познакомить с основными приёмами складывания базовых деталей;
-знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
-обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Коррекционно - развивающие:
-развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
-развивать волю, глазомер, пространственное воображение;
-развивать мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, развивать творческие способности и фантазии детей;
Воспитывающие:
-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность;
-воспитывать эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы;
-воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма;
-воспитывать самостоятельность в работе, волевые качества.
-воспитывать аккуратность, бережливость.
Место курса в учебном плане
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и детям с ОВЗ и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
К концу учебного года дети должны знать
- что такое оригами;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
Уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- различным приемам работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Программа нацелена на достижение двух уровней воспитательных результатов:
- воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.
- воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.
Содержание программы по внеурочной деятельности
№ | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Знакомство с оригами. Чудесные превращения бумажного листа Беседа по охране труда. | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - мотивация учения; -построение речевых высказываний; - целеполагание; - прогнозирование; |
| Модульное оригами. Квадрат – основная форма оригами. | |
2 | Знакомство с понятием «базовая форма» Изготовление квадрата. Условные обозначения в оригами Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) | - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
| Базовые формы | |
| Базовая форма «Треугольник». Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - моделирование; - знаково-символические; |
| Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок. Курочка и петушок. Утка. Сказочные птицы. Сова. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра; |
| Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка. Головастик и жук. | -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра; |
| Базовая форма « Двойной квадрат». Жаба. Стрекоза. Композиция: « Островок в пруду». | - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - целеполагание; - оценка; |
| Базовая форма « Конверт». Пароход. Подводная лодка. Композиция « В море» | формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений |
3 | Объёмные цветы к празднику. Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет гвоздик». Бутоны роз. Композиция «Букет роз». Подснежник. Нарциссы | -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; |
4 | Оригами на праздничном столе Салфетки «Лилия» «Золотая рыбка», «Веер», «Цветочек», «Петушиный гребень» | -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; |
5 | Подведение итогов. Оформление выставки. Конкурс « Самые умелые руки» Итоговое занятие « Чему научились за год» | - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; |
Календарно-тематическое планирование «Волшебный мир оригами»
№ п/п | Тема урока |
1 | Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий данной внеурочной деятельности. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене. |
2 | Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Схемы и условные обозначения. Термины, принятые в оригами. |
3 | Знакомство с понятием «базовая форма» Изготовление квадрата. Условные обозначения в оригами. Кармашек (кошелек). |
4 | Базовая форма «Квадрат». «Барбус». |
5 | Базовая форма «Квадрат». «Голубь». |
6 | Базовая форма «Квадрат». «Краб». |
7 | Базовая форма «Треугольник». Стилизованный цветок. |
8 | Базовая форма «Треугольник». Лисенок и собачка. |
9 | Базовая форма «Треугольник». Котик и бычок. |
10 | Базовая форма «Треугольник». Яхта и пароход. |
11 | Базовая форма «Треугольник». Композиция «Кораблик в море». |
12 | Базовая форма «Треугольник». Стаканчик. |
13 | Базовая форма «Треугольник». Синица и снегирь. |
14 | Базовая форма «Треугольник». Композиция «Птицы в лесу». |
15 | Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок. |
16 | Базовая форма «Воздушный змей». Курочка и петушок. |
17 | Базовая форма «Воздушный змей». Утка. |
18 | Базовая форма «Воздушный змей». Сова. |
19 | Базовая форма «Воздушный змей». Сказочная птица. |
20 | Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Домашние птицы на лужайке». |
21 | Базовая форма «Двойной треугольник». Подснежник. |
22 | Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка. |
23 | Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет роз». |
24 | Цветы к празднику 8 марта. Открытка «Букет гвоздик». |
25 | Базовая форма «Двойной квадрат». Головастик и жук. |
26 | Базовая форма «Двойной треугольник». Бабочка. |
27 | Базовая форма «Двойной квадрат». Жаба, Стрекоза. |
28 | Базовая форма «Двойной квадрат». Композиция «Островок в пруду». |
29 | Базовая форма « Конверт». Пароход. |
30 | Базовая форма « Конверт». Подводная лодка. Композиция «В море». |
31 | Оригами на праздничном столе Салфетки «Лилия», «Золотая рыбка». |
32 | Оригами на праздничном столе Салфетки «Веер», «Цветочек». |
33 | Оригами на праздничном столе Салфетки «Петушиный гребень». |
34 | Подведение итогов. Оформление выставки. Конкурс « Самые умелые руки» Итоговое занятие « Чему научились за год». |