Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
станицы Нижнебаканской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29 августа 2015года
председатель педсовета
________Л.Г.Кан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы:
ориентирована по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Волшебный мир оригами»
4 года
младшие школьники 1-4 класс (6,6-11 лет)
Илларионова С.И.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» общеинтеллектуального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности оригами занимает одно из ведущих положений и является на сегодняшний день актуальным. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко творческое воображение и мышление.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами»является программой общеинтеллектуальной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Пути, средства методы достижения цели
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Место проведения:школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения
Программа реализуется за 4 года , рассчитана на 135 часов: 1класс-33 часа, 2-4 классы-34 часа.
Периодичность занятий – 1 час в неделю по 35-40 минут.
Прохождение программы в 1 классе осуществляется за счет перераспределения материала при составлении календарно-тематического планирования на каникулярное время и выходные дни, а также выдача материала в форме интенсива.
Возрастная характеристика детского коллектива
Программа адресована учащимся 1- 4 классов (6,6 лет-11 лет)
Формы организации детского коллектива
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия:
2. Учебно-тематический план
1 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауди торные | Внеуадиторные |
1 | Знакомство с оригами | 1 | 1 | | Знакомятся с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами. Учатся читать нструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. |
2 | Квадрат -основная фигура оригами | 4 | 4 | | Учатся правилам безопасности труда при работе ручным инструментом. Знакомятся с понятием «базовые формы». Изготавливают квадрат из прямоугольного листа бумаги (два способа). Формулирование познавательной цели. |
3 | Базовая форма «Треугольник» и «Воздушный змей» | 10 | 7 | 3 | Знакомятся с правилами безопасности труда при работе ручным инструментом. Учатся базовым формам «Треугольник» и «Воздушный змей». Построение. логической цепи рассуждений |
4 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 4 | 3 | 1 | Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Учатся базовым формам «Двойной треугольник». Самостоятельное. создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
5 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 2 | 1 | Знакомятся с правилами безопасности труда при работе ручным инструментом. Учатся базовым формам «Двойной квадрат», собирают модели из базовых форм. Умение. осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
6. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 2 | 1 | Знакомятся с правилами безопасности труда при работе ручным инструментом. Учатся базовым формам «Конверт», собирают модели из базовых форм. Поиск и выделение информации. |
7. | Весенние цветы | 3 | 2 | 1 | Получают информацию из разных источников о легендах о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывают цветы на основе изученных базовых форм. Оформляют композиции и поздравительные открытки. |
8. | Впереди - лето! | 2 | 1 | 1 | Проведение конкурса «Самые умелые руки». Умение. с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
9. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 3 | | 3 | Беседуют на тему «Чему мы научились на занятиях?» Оформляют выставку моделей, изготовленных в течение года. Оформляют портфолио. Умение. точно выражать свои мысли; |
| Итого | 33 | 22 | 11 | |
| 2 класс |
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауди торные | Внеуадиторные |
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 2 | 1 | 1 | Заполняют диагностические карты «Оценка результатов освоения программы». Повторяют условные знаки, принятых в оригами и основных приемов складывания. Умение. точно выражать свои мысли; |
2. | Простые базовые формы оригами | 2 | 2 | | Повторяют изученные базовые формы. Зарисовывают условные знаки и схемы складывания базовых форм. Постановка. Вопросов. |
3. | Осенние композиции | 2 | 2 | | Повторяют правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Складывают цветы. Оформляют композиции. Поиск и выделение информации |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 3 | 3 | | Знают правила безопасности труда при работе ручным инструментом. |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 2 | | Знают правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Знакомятся с новой базовой формой. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник и квадрат» | 5 | 5 | | Знать правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Уметь самостоятельно складывать базовые формы «Двойной треугольник и квадрат». |
7. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | | Знать правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Знакомство с новой базовой формой. Формулирование познавательной цели |
8. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | 3 | 2 | 1 | Оформляют поздравительные открытки. Организуют и участвуют в празднике «Я люблю свою маму». Планирование и прогнозирование; |
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 4 | 3 | 1 | Знать правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Знакомство с новой базовой формой. Формулирование познавательной цели |
10. | Базовая форма «Дверь» | 4 | 3 | 1 | Знать правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Знакомство с новой базовой формой. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
11. | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Подводят итоги работы за год. Планирование и прогнозирование. |
12. | Оформление выставочных работ | 2 | | 2 | Оформляют выставку моделей, изготовленных в течение года. Собирают материал в портфолио. |
| ИТОГО: | 34 | 26 | 8 | |
3 класс |
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауди торные | Внеуадиторные |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | | Получают информацию из разных источников об истории развития искусства оригами. Нравственно -этическое оценивание |
2. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | | Заполняют диагностические карты, читают условные знаки и схемы, выполняют разметку листа бумаги. Построение логической цепи рассуждений |
3. | Чудесные превращения бумажного листа | 5 | 5 | | Умеют пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой, изготавливают и оформляют подарки. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
4. | Модульное оригами | 5 | 4 | 1 | Знакомятся с правилами безопасности труда при работе ручным инструментом. Собирают модели из базовых форм. Умеют самостоятельно складывать базовые формы и подбирать нужный вид бумаги. |
5. | Оригами на праздничном столе | 5 | 4 | 1 | Узнают историю развития искусства украшения праздничного стола, складывают салфетки из бумаги различных видов и из ткани. |
6. | Валентинки из оригами | 1 | 1 | | Знакомятся с историей создания валентинок, выполняют разметку листа бумаги, побрирают нужный цвет бумаги. Поиск и выделение информации |
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта | 3 | 2 | 1 | Складывают цветы на основе изученных базовых форм. Оформляют композиции и поздравительные открытки. Готовят объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японскую вазу для цветов. Работают в группах, умеют высказать своё мнение, объяснить ход работы. Поиск и выделение информации |
8. | Оригами - почта! | 4 | 2 | 2 | Изготавливают солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Узнают о датском и английском письме. Оформляют оригинальный конверт (2 варианта). Формулирование познавательной цели |
9. | Базовая форма «Дом» | 2 | 2 | | Складывают самолеты и истребители. Организуют летные соревнования моделей. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
10. | Впереди – лето! | 3 | 2 | 1 |
11. | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Иллюстрируют сказку «Теремок» в технике оригами. Планирование и прогнозирование; |
12. | Оформление выставочных работ | 2 | | 2 | Оформляют итоговую выставку и проведение экскурсий. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме |
| ИТОГО: | 34 | 24 | 10 | |
4 класс |
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауди торные | Внеуадиторные |
1. | Вводные занятия. | 2 | 1 | 1 | Заполнение диагностической карты, чтение условных знаков и схем. Формулирование познавательной цели |
2. | Оригами в Интернете | 3 | 2 | 1 | Уметь находить нужные сайты в интернете. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. | Изделия из складки | 4 | 4 | | Знать правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Проявлять творческую самостоятельность. Поиск и выделение информации |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 5 | 4 | 1 | Знакомятся с базовой формой «Катамаран». Расширяют знания о модульном оригами. Нравственно - этическое оценивание |
5. | Новогодние украшения | 4 | 3 | 1 | Знают правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Умеют самостоятельно складывать базовые формы и подбирать нужный вид бумаги. Постановка вопросов. |
6. | Базовая форма «Птица» | 4 | 4 | | Знакомятся с базовой формой «Птица». Складывают изделия на ее основе. Формулирование познавательной цели |
7. | Цветы и вазы оригами | 4 | 4 | | Знают правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Умеют самостоятельно складывать базовые формы |
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 | 2 | | Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемных фигур. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
9. | Творческие работы | 2 | | 2 | Знают правила безопасности труда при работе ручным инструментом. Умеют самостоятельно складывать базовые формы, работать в коллективе, в парах. Нравственно -этическое оценивание |
10. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Умеют анализировать образец и свою работу, оценивать работу свою и других учащихся. Планирование и прогнозирование. |
11. | Оформление выставочных работ | 2 | | 2 |
| ИТОГО: | 34 | 25 | 9 | |
3. Содержание программы
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общеинтеллектуальой направленности, оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект, мелкую моторику рук.
1 класс- 33часа
Знакомство с оригами 1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Квадрат – основная форма оригами 4 ч.
Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Базовая форма:«Треугольник» 5 ч.
Стилизованный цветок.
Лисёнок и собачка.
Яхта и пароход.
Стаканчик.
Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
Базовая форма: «Воздушный змей» 5 ч.
Кролик и щенок.
Курочка и петушок.
Сова.
Сказочные птицы.
Композиция «Домашние птицы на лужайке».
Базовая форма: «Двойной треугольник» 4 ч.
Рыбка и бабочка.
Головастик и жук.
Лилия.
Базовая форма: «Двойной квадрат» 3 ч.
Жаба.
Яхта.
Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма: «Конверт»3 ч.
Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
Весенние цветы 3 ч.
Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Впереди – лето!2 ч.
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговые занятия. Оформление выставочных работ 3 ч.
Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
2класс
Вводные занятия 2 ч.
Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Простые базовые формы оригами 3 ч.
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Осенние композиции 2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовая форма: «Треугольник» 3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы.
Базовая форма: «Воздушный змей»2 ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
Базовая форма: «Двойной треугольник»2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
Базовая форма: «Двойной квадрат»3 ч.
Золотая рыбка.
Краб.
Композиция «Аквариум».
Базовая форма: «Конверт»2 ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта3 ч.
Оформление поздравительной открытки. Конкурс «Я люблю свою маму».
Базовая форма: «Рыба»4 ч.
Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».
Базовая форма:«Дверь»4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция «В деревне».
Итоговые занятия.Оформление выставочных работ 2 ч.
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года.
3 класс
Вводное занятие2 ч.
История развития искусства оригами. Входная диагностика.
Чудесные превращения бумажного листа5 ч.
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами5 ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе5 ч.
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Валентинки из оригами1 ч.
Изготовление валентинок.
Цветы к празднику 8 Марта3 ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта3 ч.
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
4 класс
Вводное занятие2 ч.
Беседа по охране труда.Входная диагностика обученности.
Оригами в Интернете3 ч.
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«TraveltoOriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Изделия из складки4 ч.
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Базовая форма «Катамаран»5 ч.
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Новогодние украшения4 ч.
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Базовая форма «Птица»4 ч.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Цветы и вазы оригами4 ч.
Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Базовая форма «Лягушка»2 ч.
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
Творческие работы2 ч.
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Итоговое занятие2 ч.
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы бумагой, знакомство с историей оригами, изготовление простейших базовых форм, учатся организации своего рабочего места.
второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения форм-модулей, работая по образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: учащиеся самостоятельно закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии форм, их видах, свойствах, основные приемы работы, способах складывания базового треугольника происхождении, пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой, подбирать бумагу нужного цвет, выполнять разметку листа бумаги, а также технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей. Учащихся принимают участие в проектной деятельности: разрабатывают замысел, искщут пути его реализации, воплощают его в изделии, демонстрируют как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
5.Формы и виды контроля
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически.
Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Методические рекомендации
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует формы, пытается понять как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Учащиеся могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Количество |
| Библиотечный фонд | |
1. | Оригами. Самые красивые модели. Ростов- на- Дону Издательский дом «Владис» 2010 год | 1 |
| 2. Печатные пособия | |
2 | Таблицы, схемы модулей | 4 |
| 3. Технические средства обучения | |
3 | Классная доска | 1 |
4 | Магнитная доска | 1 |
5 | Мультимедийная доска | 1 |
6 | Компьютер | 1 |
7 | Принтер лазерный | 1 |
| 4. Оборудование класса | |
8 | Ученические двухместные столы с комплектом стульев | 15 |
9 | Стол учительский с тумбой | 1 |
10 | Компьютерный стол | 1 |
11 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | 4 |
12 | Пенал для хранения, дидактических материалов, плакатов. | 1 |