СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Семья и семейные ценности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Семья и семейные ценности"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

художественно-эстетических дисциплин, физической культуры, ОБЖ, технологии

Протокол № ___

от «___»______2022г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной

работе

______Ю.В. Севастьянова

«___»___________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Сусанинская школа

__________С.П. Мудрая

Приказ № _____

от «___»_________2022г.




:




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

КРУЖОК «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»







Направление: духовно-нравственное

Класс: 11

Составитель:

педагог-психолог Цисарь Ирэна Викторо

Количество часов: 34








2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа обучения на дому кружка по внеурочной деятельности «Семья и семейные ценности» разработана для обучающейся 11 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым» Андрушко Марии, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и положения «Об организации внеурочной деятельности» в МБОУ Сусанинская школа, приказ №198 от 26.08.2016г., на основе авторской программы Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова «Семьеведение», Пенза 2012.

Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью формирования у обучающихся патриотического воспитания.

Целями патриотического воспитания заключаются в формировании у обучающихся:

  • ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому;

  • уважения к Конституции, государственной символике, родному языку,

  • самосознания гражданина Российской Федерации, осознание единства прав и обязанностей гражданина России;

  • бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны;

  • готовности к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности;

  • активной жизненной позиции;

  • ценности свободы, других ценностей демократического общества.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования – воспитать личность, способную к адаптации в современных условиях, на основе развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Сегодня уровень гражданского самосознания общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения любого человека, в том числе и современного школьника.

Программа «Семья и семейные ценности» направлена на формирование активной жизненной позиции и представления о современной семье, становления гражданского самосознания личности, осознания учениками семейных ценностей. Она призвана сформировать у школьников основы семейной жизни, разумное отношение к деньгам в рамках семейного бюджета, научить пятиклассников культурно дискутировать, высказывать собственное суждение, аргументировать его.

Доказано, что воспитание гражданина – патриота – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для формирования гражданских качеств подростка. Организация внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления, как достаточно сложной формы деятельности, продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно решать проблемы становления гражданского самосознания личности.



Цель и задачи программы

Цель: осознание обучающимися назначения и смысла семьи в жизни человека через знакомство с традиционными для России семейными ценностями на примерах жизни православных семей, формирование представлений о здоровой, крепкой, благополучной семье. 


Задачи:

- ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни;

- изучение и возрождение семейных традиций;

- воспитание у обучающихся чувства ответственности за свою семью;

- формирование представлений о семейных ролях и гармоничных взаимоотношениях в семье;

- формирование социокультурных семейных ценностей, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины. 


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты:

- формирование у обучающихся осознанного понимания значимости семьи в жизни человека и создания в будущем счастливой семьи;

формирование уважительного отношения к институту семьи и брака;

- получение опыта эмоционально-ценностного отношения посредством изучения истории жизни святых семей православной церкви;

- приобщение к культурно-историческому опыту построения модели благополучной и счастливой семьи;

развитие познавательного интереса к изучению семейных традиций в разных культурах народов мира;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умения понимать других людей и сочувствовать им.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

овладение способностью формулировать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий и её анализ;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

Коммуникативные:

- готовность и умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

- умение представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, доклад, презентация и др.);

- умение высказывать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам;

Предметные результаты:

- способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию в ходе изучения семейных традиций, установление причин и последствий важных событий в жизни семьи;

- понимание значения нравственности, религии в жизни человека, семьи и общества;

- уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- наличие представлений об исторической роли традиционных религий России в становлении российской государственности, гражданского общества, института семьи и брака;

- знание и соблюдение норм морали, стремление следовать нравственным, духовным идеалам как подготовка к созданию семьи и выстраиванию гармоничных взаимоотношений;

- понимание значимости семейных ценностей, сознательного самоограничения в поступках, поведении, неприятия потребительского отношения к жизни для сохранения семьи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


11 КЛАСС

Что такое семья?

Понятие семьи. Создание семьи. Брак: гражданский и церковный. Юридическая и духовная стороны брака. Значение семьи.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, беседа.

Фундамент семьи — духовное единство членов семьи, опирающееся на нравственный закон. Традиционная структура семьи. Типы семей. Обязанности и семейные роли супругов в современной семье. Отражение традиционной семьи в искусстве и библейской истории.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, схемами и таблицами. Коллективная: дискуссия по проблеме.

Понятие отцовства. Мужественность. Роль отца в воспитании сына, дочери. Модели отцовства. Проблемы современного отцовства. Образ отца в русской литературе, кино.

Формы организации деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий; просмотр и обсуждение видеофильмов.

Понятие материнства. Женщина — хранительница семейного очага. Женственность. Роль матери в воспитании детей. Сила материнской молитвы о детях. Проблемы современного материнства. Образ матери в литературе и искусстве.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, ответы на вопросы, выполнение заданий; просмотр и обсуждение видеофильмов.

Рождение и воспитание детей. Ребёнок — продолжатель рода. Условия воспитания детей. Уважение к родителям. Дисциплина в семье. Совместный труд. Забота. Многодетность как условие преодоления детского эгоцентризма.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: обсуждение проблемы, монологическое высказывание, аргументация мнений и анализ различных точек зрения.

Сохранение мира и добрых отношений в семье. Модель счастливой семьи: деликатность, вежливость, взаимное уважение, равноправие, готовность и желание сделать для другого больше, чем для себя. Правила выстраивания бесконфликтных отношений в семье. 

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: лекция с элементами беседы. Парная: создание модели благополучной семьи.

Понятия «возраст семьи», «супружество», «многолетие». Возрастные рамки семьи. Духовные основы семьи — залог её многолетия.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Парная: работа с раздаточными материалами, выполнение и представление выполненных заданий. Групповая: дискуссия по проблеме.

Практикум №1. Роль отца. Отцовство. Просмотр видеофильма и обсуждение.

Практикум №2. Просмотр видеофильма о материнстве и его обсуждение

Практикум №3. Просмотр видеофильма о детях в семье и его обсуждение



Духовные основы семейной жизни.

Семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливая семья. Супружество, мужественность, женственность.

Человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание. Общение, дружба, семейное счастье, верность, пожизненность брака.

Умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других жертвенность.

Благочестивое воспитание, почитание старших, послушание. Семейный труд, общественное служение, ответственность за свою семью и перед семьёй.

Любовь к Родине, служение Отечеству. Дом, достаток, хозяйственность, рачительность.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, беседа, составление таблицы. Индивидуальная: тренинг, подбор материалов для выставки, презентации, сообщения.

Понятие счастья. Представление о счастье в народном сознании. Определение счастье в высказываниях русских поэтов, мыслителей и русских святых. Поиск счастья — путь духовно-нравственных исканий.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: анкетирование. Парная: работа с притчей, пословицами, текстами, выполнение заданий. Индивидуальная: сочинение-размышление о счастье.

Понятие любви. Любовь и влюблённость. Разновидности любви. Христианская духовная культура о любви. Апостол Павел: характеристика любви (1 Ин. 4:16). Тема любви в русской литературе и живописи, библейской и русской истории. Понимание любви учащимися на основе собственного жизненного опыта.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с текстами, составление схем и таблиц. Коллективная: дискуссия по проблеме.

Нравственный уклад жизни — непременное условие сохранения семьи и успеха в жизни. «Слово о полку Игореве». «Домострой» Сильвестра. Семья в русской литературе XIX века на примере произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского. Отражение своеобразия семейных отношений в художественной литературе XX века.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Групповая: работа с раздаточными материалами, подготовка, слушание и обсуждение сообщений. Индивидуальная: подготовка выставок, написание сочинений- рассуждений на конкурс по теме.

Любовь как семейная ценность. Семейные ценности в религиозных культурах народов России. Иерархия социальных ролей. Традиции в создании семьи. Семейные праздники. Взаимоотношения детей и родителей.

Формы организации и виды деятельности обучающихся. Круглый стол. Групповая: слушание и обсуждение сообщений, презентаций, обобщение учебного материала. Творческие проекты.

Практикум №4. Работа с текстами по теме «Любовь - высшая человеческая ценность».

Практикум №5. Час духовного общения.

Практикум №6. Работа с текстами русской литературы

Практикум №7. Работа с текстами русской литературы.

Практикум №8. Круглый стол «Брак и семья в религиозных культурах народов России»

Практикум №9. Подготовка к презентации творческих проектов «Духовные ценности моей семьи».

Практикум №10. Презентация творческих проектов «Духовные ценности моей семьи».

Практикум №11. Презентация творческих проектов «Духовные ценности моей семьи». Подведение итогов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


11 КЛАСС

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Что такое семья?

13

10

3

2

Духовные основы семейной жизни.

21

13

8

ИТОГО:

34

23

11


 

 

























9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!