СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету «Семьеведение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу Семьеведение ориентирована на обучающихся 11 классов. Предмет введен с целью формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия/ 

Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.             

Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету «Семьеведение»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска









Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ________

от _________________

Руководитель МО:

/________/ _____________


Согласовано

с заместителем директора

по УВР

______________________

/________/ /

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 10

Приказ № ___ от _________

/_________/ /











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по предмету «Семьеведение»





среднее общее образование 11 класс









ФИО педагога – разработчика: учитель истории Рудая НВ, 1 категория

























г. Бирюсинск

2022


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу Семьеведение ориентирована на обучающихся 11 классов. Предмет введен с целью формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия (распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018г. № 1375-р).

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Распоряжением Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, включающий в себя такие приоритетные вопросы, как: образование и семейное воспитание. В п.40, V раздела плана «Всестороннее образование – детям», указывается необходимость разработки предложений по вопросам формирования знаний о семейных ценностях у обучающихся, профилактике семейного неблагополучия .

Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.

Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.

Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.

Цели курса:

  1. расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;

  2. формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.

Задачи курса:

  1. формировать теоретические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;

  2. обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

  3. выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;

  4. формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;

  5. обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

  6. выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  7. развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

Предметные:

Обучающиеся научатся:

- определять основные этапы динамики семейных отношений;

- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;

- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;

- различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка;

- определять способы формирования семейного бюджета;

- использовать традиции семьи в жизни;

- перечислять правила совместной жизни в семье;

- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу урока;

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать самостоятельное высказывание;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам

- корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- выделять важную информацию из литературы разных типов;

- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;

- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;

- осуществлять классификацию и синтез объектов;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.

- моделировать различные жизненные ситуации.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;

- представление о семейных ценностях;

- уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;

- целостный взгляд на взаимоотношения полов;

- эстетические потребности и чувства;

- установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;

- готовность к бережному отношению к членам своей семьи.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

Введение.

Введение в курс предмета. Ознакомление с целями и задачами курса

Брак и семья.

Социальная сущность брака. Этапы развития брака. Отличия брака от семьи.

Брачный возраст и выбор партнера. Функции, типов брака.

Характеристика семьи.

Структура семьи и ее функции. Динамика развития семьи. Семейные кризисы.

Особенности супружеских взаимоотношений.

Факторы, способствующие развитию брачно-семейных отношений. Становление супружеских отношений. Деструктивные конфликты в семье. Предотвращение и разрешение супружеских конфликтов. Развод. Факторы риска распада брака.

Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.

Модели внебрачной семьи. Мотивы создания внебрачных семей.

Гендерные различия в семье.

Воспитание в семье.

Сущность родительства. Материнство. Отцовство. Динамика родительства.

Семейная депривация.

Депривация. Госпитализм.

Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью.

Православие о браке и семье. Брак и семья в исламе. Взаимные обязанности супругов в разных религиях. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия.

Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония.

Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.

Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной. Семья как домохозяйство. Структура домохозяйства.

  1. Тематическое планирование

№п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Брак и семья

4

3

Характеристика семьи

4

4

Особенности супружеских взаимоотношений

6

5

Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений

3

6

Воспитание в семье

6

7

Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью.

5

8

Решение ситуативных задач

1

9

Семейная депривация

1

10

Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

3


Итого

34 ч

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:

представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах

взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;

осознанное желание планировать семью;

навыки взаимодействия в межличностных отношениях. Обучающиеся должны уметь:

находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников;  использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.














  1. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности


урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

дата

план

факт

1

Введение

1

02.09


Брак и семья 4 часа


2

Брак как основа семьи. иПонятия брака, его функции и типы

1

09.09


3

Этапы развития брака.

1

16.09


4

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. Структура, динамика, добрачного поведения

1

23.09


5

Брачный возраст и выбор партнера

1

30.09


Характеристика семьи. 4 часа


6

Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений

1

07.10


7

Структура семьи и ее функции

1

14.10


8

Динамика развития семьи.

1

21.10


9

Семейные кризисы

1

28.10


Особенности супружеских взаимоотношений. 6 часов


10

Факторы, способствующие развитию брачно-семейных отношений.

1

04.11


11

Становление супружеских отношений.

1

11.11


12

Деструктивные конфликты в семье.

1

25.11


13

Предотвращение и разрешение супружеских конфликтов.

1

02.12


14

Развод.

1

09.12


15

Факторы риска распада брака

1

16.12


Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. 3

16

Альтернативные формы брака и семьи.

1

23.12


17

Модели внебрачной семьи.

1

06.01


18

Мотивы создания внебрачных семей. Гендерные различия в семье

1

20.01


Воспитание в семье 6 часов

18

Отношение к детям в современной семье.

1

27.01


19

Ответственное родительство и единственный ребёнок в семье.

1

03.02


20

Роль отца и матери в социализации детей

1

10.02


21

Типы воспитания

1

17.02


22

Семейные ценности

1

03.03


24

Семейные ценности

1

10.03


Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью. 5 часов


25

Брак в семье с позиции иудаизма

1

17.03


26

Православие о браке и семье

1

24.03


27

Традиции брака и семьи в буддизме, исламе

1

31.03


28

Взаимные обязанности супругов в разных религиях

1

14.04


29

Супружество как семейная гармония.

1

21.04


Решение ситуативных задач 1 час


30

Решение ситуативных задач

1

28.04


Семейная депривация 1 час

31

Семейная депривация

1

05.05


Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе 3 часа.

32

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека

1

11.05


33

Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье.

1

18.05


34

Экономико-демографическое развитие семьи.

Основные направления государственной семейной политики.

1

24.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!