Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ________ от _________________ Руководитель МО: /________/ _____________ | Согласовано с заместителем директора по УВР ______________________ /________/ / | Утверждаю Директор МКОУ СОШ № 10 Приказ № ___ от _________ /_________/ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по предмету «Семьеведение»
среднее общее образование 11 класс
ФИО педагога – разработчика: учитель истории Рудая НВ, 1 категория
г. Бирюсинск
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу Семьеведение ориентирована на обучающихся 11 классов. Предмет введен с целью формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия (распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018г. № 1375-р).
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Распоряжением Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, включающий в себя такие приоритетные вопросы, как: образование и семейное воспитание. В п.40, V раздела плана «Всестороннее образование – детям», указывается необходимость разработки предложений по вопросам формирования знаний о семейных ценностях у обучающихся, профилактике семейного неблагополучия .
Уроки семьи и семейных ценностей являются первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленной на возрождение воспитательного потенциала семьи. Роль семьи в жизни человека, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственные и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроках и классных часах в школе.
Содержание данного курса включает в себя изучение семьи как нравственной основы современного человека, анализ кризисных явлений современной семейной жизни, формирование положительных отношений в семье, анализ психологических аспектов мужского и женского поведения, изучение психологии детско-родительских отношений, формирование личностных качеств, необходимых для семейной жизни.
Предлагаемый курс нацеливает на выработку потребности в создании семьи, развитие адекватных межличностных отношений, на духовно-нравственное воспитание и развитие. Содержание курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, формами и методами деятельности учителя и ученика, видами творческой и самостоятельной работы. Данный курс разработан как альтернативный источник знаний, позволяющий у обучающихся сформировать правильные социальные установки при выборе спутника и создании семьи.
Цели курса:
расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления;
формировать уважительное отношение к семье и ее ценностям, будущему отцовству и материнству, подготовка их к сознательному созданию собственных семей.
Задачи курса:
формировать теоретические знания о семье как социальном институте; знакомить с нравственными нормами брака в традиционной культуре;
обучить нравственным основам взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
выработать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей;
формировать знания об особенностях развития детей и основных проблемах их воспитания; об экономике и быте семьи;
обучить умению разрешать и предупреждать конфликты, усвоение правил поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
выработать навыки взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- определять основные этапы динамики семейных отношений;
- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;
- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;
- различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка;
- определять способы формирования семейного бюджета;
- использовать традиции семьи в жизни;
- перечислять правила совместной жизни в семье;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- принимать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу урока;
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать самостоятельное высказывание;
- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам
- корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- выделять важную информацию из литературы разных типов;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;
- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;
- осуществлять классификацию и синтез объектов;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.
- моделировать различные жизненные ситуации.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;
- представление о семейных ценностях;
- уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;
- целостный взгляд на взаимоотношения полов;
- эстетические потребности и чувства;
- установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;
- готовность к бережному отношению к членам своей семьи.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
Введение.
Введение в курс предмета. Ознакомление с целями и задачами курса
Брак и семья.
Социальная сущность брака. Этапы развития брака. Отличия брака от семьи.
Брачный возраст и выбор партнера. Функции, типов брака.
Характеристика семьи.
Структура семьи и ее функции. Динамика развития семьи. Семейные кризисы.
Особенности супружеских взаимоотношений.
Факторы, способствующие развитию брачно-семейных отношений. Становление супружеских отношений. Деструктивные конфликты в семье. Предотвращение и разрешение супружеских конфликтов. Развод. Факторы риска распада брака.
Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.
Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.
Модели внебрачной семьи. Мотивы создания внебрачных семей.
Гендерные различия в семье.
Воспитание в семье.
Сущность родительства. Материнство. Отцовство. Динамика родительства.
Семейная депривация.
Депривация. Госпитализм.
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью.
Православие о браке и семье. Брак и семья в исламе. Взаимные обязанности супругов в разных религиях. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония.
Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.
Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной. Семья как домохозяйство. Структура домохозяйства.
Тематическое планирование
№п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Брак и семья | 4 |
3 | Характеристика семьи | 4 |
4 | Особенности супружеских взаимоотношений | 6 |
5 | Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений | 3 |
6 | Воспитание в семье | 6 |
7 | Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью. | 5 |
8 | Решение ситуативных задач | 1 |
9 | Семейная депривация | 1 |
10 | Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе | 3 |
| Итого | 34 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании курса у обучающихся должны быть сформированы:
представления о роли и значении брака и семьи для общества, об этических нормах
взаимоотношений мужчин и женщин, о внутреннем укладе семьи;
осознанное желание планировать семью;
навыки взаимодействия в межличностных отношениях. Обучающиеся должны уметь:
находить, анализировать и пользоваться необходимой информацией из доступных источников; использовать механизмы внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | дата |
план | факт |
1 | Введение | 1 | 02.09 | |
Брак и семья 4 часа | |
2 | Брак как основа семьи. иПонятия брака, его функции и типы | 1 | 09.09 | |
3 | Этапы развития брака. | 1 | 16.09 | |
4 | Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. Структура, динамика, добрачного поведения | 1 | 23.09 | |
5 | Брачный возраст и выбор партнера | 1 | 30.09 | |
Характеристика семьи. 4 часа | |
6 | Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений | 1 | 07.10 | |
7 | Структура семьи и ее функции | 1 | 14.10 | |
8 | Динамика развития семьи. | 1 | 21.10 | |
9 | Семейные кризисы | 1 | 28.10 | |
Особенности супружеских взаимоотношений. 6 часов | |
10 | Факторы, способствующие развитию брачно-семейных отношений. | 1 | 04.11 | |
11 | Становление супружеских отношений. | 1 | 11.11 | |
12 | Деструктивные конфликты в семье. | 1 | 25.11 | |
13 | Предотвращение и разрешение супружеских конфликтов. | 1 | 02.12 | |
14 | Развод. | 1 | 09.12 | |
15 | Факторы риска распада брака | 1 | 16.12 | |
Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. 3 |
16 | Альтернативные формы брака и семьи. | 1 | 23.12 | |
17 | Модели внебрачной семьи. | 1 | 06.01 | |
18 | Мотивы создания внебрачных семей. Гендерные различия в семье | 1 | 20.01 | |
Воспитание в семье 6 часов |
18 | Отношение к детям в современной семье. | 1 | 27.01 | |
19 | Ответственное родительство и единственный ребёнок в семье. | 1 | 03.02 | |
20 | Роль отца и матери в социализации детей | 1 | 10.02 | |
21 | Типы воспитания | 1 | 17.02 | |
22 | Семейные ценности | 1 | 03.03 | |
24 | Семейные ценности | 1 | 10.03 | |
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью. 5 часов | |
25 | Брак в семье с позиции иудаизма | 1 | 17.03 | |
26 | Православие о браке и семье | 1 | 24.03 | |
27 | Традиции брака и семьи в буддизме, исламе | 1 | 31.03 | |
28 | Взаимные обязанности супругов в разных религиях | 1 | 14.04 | |
29 | Супружество как семейная гармония. | 1 | 21.04 | |
Решение ситуативных задач 1 час | |
30 | Решение ситуативных задач | 1 | 28.04 | |
Семейная депривация 1 час |
31 | Семейная депривация | 1 | 05.05 | |
Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе 3 часа. |
32 | Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека | 1 | 11.05 | |
33 | Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье. | 1 | 18.05 | |
34 | Экономико-демографическое развитие семьи. Основные направления государственной семейной политики. | 1 | 24.05 | |