СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семья и семейные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность введения данного курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению обусловлена утратой многих семейных ценностей в современном российском обществе и необходимостью возрождения института семьи. Очень высоким является уровень распада семьи, многие молодые люди не понимают ценности семейных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семья и семейные ценности"»

Марковский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области





РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2020 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Горбатенкова Г.Е.

Приказ № 109 от 02.09.2020 года









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Семья и семейные ценности»

Класс: 1-2

Направление: духовно-нравственное

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель программы: Чернина Наталья Михайловна,

учитель начальных классов














2020 -2021 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семья и семейные ценности" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе содержания Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Глубокинская школа».

Курс внеурочной деятельности «Семья и семейные ценности» предназначен для обучающихся начальных классов и направлен на достижение планируемых результатов.

Важными элементами системы семейных ценностей являются:

  • ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;

  • семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

  • круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

  • идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие будущих семей, но и общества в целом.

Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Новизна программы заключается в привлечении к реализации программы родителей (законных представителей), бабушек и дедушек обучающихся.

Актуальность введения данного курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению обусловлена утратой многих семейных ценностей в современном российском обществе и необходимостью возрождения института семьи. Очень высоким является уровень распада семьи, многие молодые люди не понимают ценности семейных отношений.

Православные традиции, которые составляют значительную часть отечественной культуры, во все времена являлись залогом духовного здоровья человека и общества, развития российского государства.

Данная программа позволит создать условия для успешной реализации основных положений Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, так как в ходе её изучения обучающиеся получат возможность расширить свои знания в области традиционных семейных ценностей, понять значимость семьи как основы гармоничной жизни человека.

Базовые семейные ценности, традиционные для отечественной культуры, лежащие в основе преподавания данного курса:

- семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливая семья;

- супружество, мужественность, женственность;

- человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;

- общение, дружба, семейное счастье, верность, жертвенность;

- умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;

- благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;

- семейный труд, общественное служение, ответственность за свою семью и перед своей семьёй;

- любовь к Родине, служение Отечеству;

- дом, достаток, хозяйственность, рачительность

Цель курса внеурочной деятельности: формирование и развитие представлений о здоровой, крепкой, благополучной семье.

Задачи курса внеурочной деятельности :

  • формировать бережное отношение к семейным традициям и реликвиям;

  • расширять знания о семейных ценностях, правилах взаимоотношений между членами семьи;

  • развивать умение общаться в семье, социуме;

  • воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1

Семейные ценности – что это?

1 час

1.

Вера, верность, доверие, честность

5 часов

2.

Любовь, забота, уважение

6 часов

3.

Общение, послушание, прощение

3 часа

4.

Традиции, преемственность, предания

8 часов

5.

Ответственность, обязанности

2 часа

6

Общение, взаимопонимание

5 часов

7

Семейное чтение

3 часа

8

Итоговое занятие

1 час


Итого:

34


Вид курса внеурочной деятельности : проблемно-ценностное общение,

Форма организации курса внеурочной деятельности :

  • рисунки,

  • проекты,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- умение самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой; осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, обычаям и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты).

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- готовность воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- формирование умений вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- умение строить сообщения в устной и письменной форме;

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

В результате освоения программного материала учащиеся будут знать:

- происхождение имен и фамилий;

- историю, традиции и обычаи, особенности, родословную своей семьи;

- семейные ценности;

- семейный кодекс;

- обязанности и права членов семьи;

- правила общения с членами семьи, взрослыми;

- техники управления эмоциональным состоянием;

- способы разрешения конфликтных ситуаций;

- правила ведения здорового образа жизни.

уметь:

- бережно относиться к семейным ценностям и членам семьи;

- соблюдать правила общения с членами семьи, взрослыми;

- заботиться о своем здоровье;

- находить способы разрешения конфликтных ситуаций;

- узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи и оформлять ее;

- выполнять семейные проекты;

- составлять сценарии и проводить семейные праздники.

владеть:

  • навыками решения проблем творческого и поискового характера;

  • речевыми средствами и средствами информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

  • навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Программа адресована учащимся 1-2 классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Содержание программы

Семейные ценности – что это? (1 час)

Понятие «семейные ценности». Познавательная беседа «Что ты знаешь о семейных ценностях», Игра «Какие ценности есть у твоей семьи?»

Вера, верность, доверие, честность (5 часов)

Праздник верности

Во что верит человек? Основы веры. Что значит «жить по вере»?

Верность традициям

Значение семьи в жизни человека. Семейное счастье – миф или реальность? Радость семейной жизни.

Верность друг другу

Житие святых Петра и Февронии. Государственный праздник «День семьи, любви и верности». Рассказы родителей об истории любви и верности.

Цени доверие других

Вера, доверие, верность как ценности семейной жизни.

Я буду честным перед родителями

Понятия «честность». Важность честности для семейных отношений.

Любовь, забота, уважение (6 часов)

С любовью к маме

Дружба истинная и ложная. Что такое любовь? Важно ди показывать любовь к родителям.

С уважением к старшим

Чувство уважения друг к другу. Тонкая грань между уважением и чувством страха. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения.

Наша дружная семья

Значение детей в жизни семьи. Положение детей в семье. Старшие члены семьи. Игры на сплочение.

Забота о младших и старших

Проблемы однодетных семей. Особенности многодетных семей и воспитания в них.

Мои сестрёнки и братишки

Моделирование отношений между братьями и сестрами в семье. Совместные игры, увлечения.

Мы ждем на праздник всех друзей

Что значит быть необходимым? Для чего человеку необходимо быть уверенным в собственной значимости? Праздник.

Общение, послушание, прощение (3 часа)

К маме с разговором

Важность бесед с родителями. Кому можно доверять в своей семье.

В стране послушания

Нужно ли быть послушным? Работа с картинками.

Нам счастья не сулит обида чья-то

Раскрытие понятия «прощение». Всех и всегда ли можно прощать? Почему прощать так трудно? Тренинговые упражнения «Прошу меня простить».

Традиции, преемственность, предания (8 часов)

Традиции народов мира

Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье (традиции гостеприимства, многодетности и т.д.)

Традиции моей семьи

Презентации обучающихся об их семейных традициях.

Общее увлечение

Что для нашей семьи важно? Что нас объединяет? Показ семьями номеров, характеризующих увлечение семьи.

Хобби нашей семьи

Презентации обучающихся о семейных хобби.

Профессии наших родителей

Конкурс рисунков. Оформление выставки. Подготовка экскурсии.

Семейные династии

Посещение музея. Рассказ экскурсовода о знаменитых семейных династиях города.

Чему я могу научиться в семье

Игра-викторина «В гостях у меня дома».

Семейные предания

Значение семейного предания для воспитания личности. Древо семьи. Семейные реликвии.

Ответственность, обязанности (2 часа)

Веселые уроки поведения

Что значит быть ответственным? Раскрытие содержание понятия «ответственность»; формирование у детей ответственности за свои мысли, поступки и действия; Сочинение и иллюстрирование рассказов.

Мои обязанности в доме

Распределение обязанностей между членами семьи. Рассказы обучающихся о своих обязанностях.

Общение, взаимопонимание (5 часов)

Культура общения

Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений.

О дружбе мальчиков и девочек

Взаимопонимание, поддержка и уважение – основы крепкой семьи. Как подружиться брату с сестрой. Рисуем своих близких.

Как научиться слышать друг друга?

Идеальная семья – та, в которой дети не соперничают друг с другом за родительское внимание, а любые проблемы решаются за круглым кухонным столом и чаепитием.

Ролевая игра «Поменяемся местами»

Дружба в семье

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени, грубости, несдержанности, каприз, претензий.

Семейное чтение (3 часа)

Пословицы и поговорки о семье

Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Иллюстрирование.

Поэты о семье

Чтение стихотворений о семье, обсуждение и инсценировка

Любимая сказка, рассказанная на ночь

Чтение, инсценировка сказок.

Моя семья – моя крепость

Праздник с приглашением родителей, бабушек и дедушек.

Итоговое занятие (1 час)

Анкетирование детей и родителей «Семейные ценности моей семьи»

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программного материала обучающиеся будут знать:

- происхождение имен и фамилий;

- историю, традиции и обычаи, особенности, родословную своей семьи;

- семейные ценности;

- обязанности и права членов семьи;

- правила общения с членами семьи, взрослыми;

- техники управления эмоциональным состоянием;

- способы разрешения конфликтных ситуаций;

- правила ведения здорового образа жизни.

Будут уметь:

- бережно относиться к семейным ценностям и членам семьи;

- соблюдать правила общения с членами семьи, взрослыми;

- заботиться о своем здоровье;

- находить способы разрешения конфликтных ситуаций;

- узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи и оформлять ее;

- выполнять семейные проекты;

- составлять сценарии и проводить семейные праздники.




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Семейные ценности – что это? – 1 час

Семейные ценности – что это?



Вера, верность, доверие, честность -5 часов

Праздник верности

1


Верность традициям

1


Верность друг другу

1


Цени доверие других

1


Я буду честным перед родителями

1


Любовь, забота, уважение-6 часов

С любовью к маме

1


С уважением к старшим

1


Наша дружная семья

1


Забота о младших и старших

1


Мои сестрёнки и братишки

1


Мы ждем на праздник всех друзей

1


Общение, послушание, прощение -3 часа

К маме с разговором

1


В стране послушания

1


Нам счастья не сулит обида чья-то

1


Традиции, преемственность, предания – 8 часов

Традиции народов мира

1


Традиции моей семьи

1


Общее увлечение

1


Хобби нашей семьи

1


Профессии наших родителей

1


Семейные династии

1


Чему я могу научиться в семье

1


Семейные предания

1


Ответственность, обязанности – 2 часа

Веселые уроки поведения

1


Мои обязанности в доме

1


Общение, взаимопонимание - 5 часов

Культура общения

1


О дружбе мальчиков и девочек

1


Как научиться слышать друг друга?

1


Дружба в семье

1


Моя семья – моя крепость. Семейный праздник «Моя семья»

1


Семейное чтение -3 часа

Пословицы и поговорки о семье

1


Поэты о семье

1


Любимая сказка, рассказанная на ночь

1


Итоговое занятие

1






список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы семьи в современной России [Текст]: Сборник материалов. - Пенза, 2002.

  2. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. [Текст]/Н. Арсеньев. // Воспитание школьников – 1998. – №4.

  3. Байбородова Л..В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003

  4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) [Текст]/ Э. Берн. – М., 2010.

  5. Варанкина, Л.И. Моя родословная [Текст]/Л.И. Варанкина. - Курганск, 2001.

  6. Господникова, М.К. Проектная  деятельность в начальной школе [Текст]/ авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.

  7. Давыдов, Ю.С. Семья как институт социализации и уникальная среда воспитания этнической толерантности: Известия Академии педагогических и социальных наук [Текст]/ Ю.С. Давыдов, А.Ю. Гранкин. - М.: Академия педагогических и социальных наук, 2003. – № VII.

  8. Дик, Н.Ф. Семейные традиции в воспитании [Текст]/ Н.Ф. Дик - Ростов-на Дону, 1993.

  9. Дмитриева, С.Ю. Приобщение младших школьников к семейным ценностям в процессе этнокультурного образования [Текст] /С.Ю. Дмитриева //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.100-103

  10. Ирзабеков, В. Тайна русского слова. [Текст]/В. Ирзабеков. – М: Даниловский благовестник, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!