СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Учись учиться" в 3 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прог7рамма внеурочной деятельности по курсу "Учись учиться" в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Учись учиться" в 3 классе»

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учись учиться» общеинтеллектуального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистриро-ванный в Минюсте России от 05.07.2021 № 64100,

- учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2022- 2023 учебный год.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы обучающихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности обучающихся. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.


Цель программы - это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий


Задачи программы

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,

сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и

закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний обучающихся исходя из интересов и специфики их способностей.

- формирование и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса обучающихся;

- развитие быстроты реакции.

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе



Сроки реализации программы

В 3 классе программа по внеурочной деятельности «Учись учиться» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю. На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году" с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 32 часа, так как 1 час выпадает на праздничные и выходные дни: 08.03.2023.

Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.


2. Общая характеристика программы


Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие школьно-значимых функций, познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий определяет успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала, готовит обучающихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Реализация программы рассчитана на четыре года, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.


Основные принципы, на которых построена программа:

* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

- увеличение объёма материала от класса к классу.

* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований обучающихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.



3.Результаты курса внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

• овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

• концентрировать, переключать своё внимание

Познавательные УУД:

• уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

• выделять существенные признаки и закономерности предметов

• развить вербально-логическое мышление

• учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

• улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти

Коммуникативные УУД:

• учиться работать в паре и в группе

• выполнять различные роли

• слушать и понимать речь других ребят

• осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией



4.Содержание курса внеурочной деятельности

Kypc представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно- мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.


Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти.

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,

Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операции анализа и синтеза.

«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания.

«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание»,

«Развивай быстроту реакции».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».

Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями. «Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.

«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,

Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями. «Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти. «Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».

Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти. «Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».

Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».

Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления. «Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».

Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.30 Упражнения на развитие ассоциативного мышления. «Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».




5. Календарно – тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения


1

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

l

07.09

2

Начальная диагностика (тестирование)

1

14.09

3

Упражнения на развитие мышления (вербальное,

мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.

1

21.09

4

Упражнения на развитие зрительной памяти

1

28.09

5

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

1

05.10

6

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза

1

12.10

7

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

i

19.10

Упражнения на развитие внимания

1

26.10

9

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

09.11

10

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

1

16.11

11

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

23.11

12

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

30.11

13

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

07.12

14

Упражнения на установление связи между понятиями

1

14.12

15

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию

1

21.12

16

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания

1

28.12

17

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти

1

11.01

18

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

18.01

19

Упражнения на развитие способности к классификации и

абстрагированию

1

25.01

20

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

01.02

21

Упражнения на развитие вербально - логического мышления

1

08.02

22

Упражнения на установления связи между понятиями

1

15.02

23

Упражнения на развитие логического мышления

1

22.02

24

Упражнения на развитие зрительной памяти

1

01.03

25

Упражнения на развитие зрительной памяти

1

15.03

26

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

22.03

27

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

05.04

28

Упражнения на развитие логического мышления

1

12.04

29

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

19.04

30

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления

1

26.04

31

Упражнения на развитие логического мышления

1

03.05

32

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

1

10.05

33

Диагностика, тестирование

1

17.05


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

г.Волгодонска

от 30.08.2022 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Д.Н. Батрунов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!