РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир ПРОФЕССИЙ»
4 класс
2023-2024 г.
Пояснительная записка
Программа курса «В мире профессий» для обучающихся составлена в соответствии с требованием Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа направлена на достижения планируемых результатов в рамках социального направления.
Актуальность данного курса связана с тем, что в условиях модернизации и инновационного развития российского общества возникает потребность в формировании и развитии успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к осознанному выбору профессии требует от учащегося как можно более раннего осознания своих способностей, интересов, стремления к выбору профессии.
Важное место принадлежит профессиональному самоопределению младших школьников, которое можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Отличительные особенности. Особенностью данного курса является то, что в процессе обучения, учащиеся младших классов не только смогут ориентироваться в мире профессий, но и развивать основные качества личности, которые считаются необходимыми для успешного выполнения любой работы (коммуникабельность, целеустремленность, ответственность, интеллектуальное развитие, мышление, память, внимания), а также попробовать себя в разных сферах труда, выполняя упражнения-пробы.
Структура документа.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире профессий» представляет собой целостный документ и включает разделы:
Основные цели и задачи изучения курса.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации, видов деятельности и описание разделов.
Тематическое планирование.
Основной целью изучения курса является содействие в профессиональном самоопределение учащихся, создание условий для формирования интереса и мотивации к труду, трудолюбия и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Основные задачи курса:
Обучающие:
формировать первичное представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
создание условий для осознания своих склонностей и интересов в мире профессий;
создание условий для первичного осознания своих возможностей в мире профессий.
Развивающие:
развивать интересы, склонности, способности учащихся, их самооценку через знакомство с профессиями;
повышать мотивацию учащихся к труду;
развивать познавательный интерес к разнообразным сферам трудовой деятельности;
формировать культуру труда;
развивать речь, память и воображение;
создать условий для формирования универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные) профессионального самоопределения.
Воспитательные:
создать условий для формирования духовно-нравственных основ и этики профессионального самоопределения;
воспитывать любовь к труду;
воспитывать уважение к людям труда;
формировать целеустремленность, инициативность, самостоятельность.
Сроки реализации программы
В 4-в классе программа по курсу «В мире профессий» рассчитана на 34 часа в год (1 час) в неделю.
На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году" и от 10.08.2023 №1314 "О переносе выходных дней в 2024 году" с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 34 часа.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане. Программа внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 2-4 классов, с учетом реализации ее учителями внеурочной деятельности, занимающимися с детьми в возрасте 8-10 лет. Обучение по данной программе не требует от учащихся обладания какими-либо специальными способностями, умениями или навыками. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведения 1 часа в неделю: 2-4 класс- 34 часа в неделю. Срок реализации программы 3 года. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения курса являются формирование умений:
выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
развитие речи, памяти и воображения;
развитие целеустремленности, инициативности, самостоятельности;
овладение способами изучения психологических особенностей своей личности.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию профессиональных склонностей и способностей;
учебно-познавательная мотивация к познанию и обучению для профессионального самоопределения;
ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные предпочтения и интересы в мире профессий;
трудолюбие и другие, социально значимые для профессиональной деятельности личностные качества;
заинтересованное, активное участие в практической деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности;
анализировать причины успеха и неуспеха, осваивать позитивные установки: «у меня все получится».
Познавательные УУД:
пользоваться приемами анализа и синтеза при просмотре видеозаписей, проводить сравнения, анализ профессий;
приобретать знания о собственных возможностях, склонностях и интересах;
проявлять и развивать свои интересы, склонности, способности, самооценку;
понимать и примерять полученную информацию, относящуюся к миру профессий;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Коммуникативные УУД:
овладение навыками успешного взаимодействия в коллективе;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формулировать свои затруднения»;
вступает в диалог, умеет слушать и понимать речь других.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
Результаты первого уровня – приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий.
Результаты второго уровня – приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других.
Содержание курса внеурочной деятельности
Материал каждого занятия рассчитан на 35 мин. Данный курс построен с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения курса учитываются темп развития специальных умений и навыков и может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал. Теория закрепляется одновременно на практике.
Игры в рамках программы курса по содержанию, использованию наглядного материала могут быть достаточно разнообразны. Особенности каждого занятия обусловлены как поставленными целями, так и степенью информированности учащихся в той или иной профессиональной сфере.
В данной программе представлены структурные компоненты каждого занятия. Особенности их применения (проведения) могут меняться с учетом целей и задач каждого занятия, подготовленности и осведомленности группы. Также следует отметить, что ведущий может самостоятельно подбирать игровые упражнения для проведения занятий.
Структурные компоненты занятий:
Ознакомительный компонент. Предполагает краткое ознакомление учащихся с той сферой деятельности, которая выбрана для занятия.
Конструктивно-практический компонент. Позволяет в игровой форме ознакомиться с профессиями, предметом и орудиями труда, а также условиями трудовой деятельности.
Завершающий компонент. Назначение компонента – создание эмоционально положительного впечатления от занятий, стимулирование учащихся к самопознанию и осознанному профессиональному выбору.
Формы и методы проведения занятий:
Программа предполагает использование различных видов деятельности: викторины, конкурсы; анкетирование; беседы, дискуссии; игры по станциям, ролевые игры; проекты; выставки; презентации; встречи с интересными людьми; экскурсии (очные и заочные).
Практическая деятельность – элементы профориентационных проб, практикоориентированные и информационные проекты, работа в рабочей тетради (для 3 года обучения), рисование, аппликации, профориентационные мастерские, мастер классы, выполнения реальных трудовых задач и поручений.
Словесная деятельность – тематические занятия, беседы, дискуссии, экскурсии, просмотр мультфильмов о профессии, встречи с интересными людьми, успешными родителями.
Игровая деятельность – сюжетно ролевые, карточные, ситуативные, компьютерные игры, также коммуникационные игры и упражнения, игры направленные на развития памяти, внимания, воображения, занятия фантазии, викторины, конкурсы, проекты, марафоны, олимпиады, кресты.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | 07.09 |
2-7 | Выбираем, играя | 6 | 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 |
8-11 | Профессии моей семьи | 4 | 26.10 09.11 16.11 23.11 |
12-14 | Карта профессий, связанных с творчеством | 3 | 30.11 07.12 14.12 |
15-17 | Карта профессий «строительная отрасль» | 3 | 21.12 28.12 11.01 |
18-20 | Карта профессий сферы «медицина» | 3 | 18.01 25.01 01.02 |
21-23 | Карта профессий сферы «Торговля» | 3 | 08.02 15.02 22.02 |
24-26 | Карта рабочих профессии | 3 | 29.02 07.03 14.03 |
27-29 | Карта профессий в технической отрасли | | 3 | | 21.03 04.04 11.04 |
30-33 | Путешествия в «Город мастеров» | 4 | 18.04 25.04 02.05 16.05 |
34 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска от 30.08.2023 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Н.С. Клочкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР____________О.Н. Жданова |