СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "В мире профессий" в начальной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "В мире профессий" в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "В мире профессий" в начальной школе»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мир ПРОФЕССИЙ»

4 класс















2023-2024 г.











  1. Пояснительная записка


Программа курса «В мире профессий» для обучающихся составлена в соответствии с требованием Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа направлена на достижения планируемых результатов в рамках социального направления.


Актуальность данного курса связана с тем, что в условиях модернизации и инновационного развития российского общества возникает потребность в формировании и развитии успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к осознанному выбору профессии требует от учащегося как можно более раннего осознания своих способностей, интересов, стремления к выбору профессии.


Важное место принадлежит профессиональному самоопределению младших школьников, которое можно рассматривать как подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.


Отличительные особенности. Особенностью данного курса является то, что в процессе обучения, учащиеся младших классов не только смогут ориентироваться в мире профессий, но и развивать основные качества личности, которые считаются необходимыми для успешного выполнения любой работы (коммуникабельность, целеустремленность, ответственность, интеллектуальное развитие, мышление, память, внимания), а также попробовать себя в разных сферах труда, выполняя упражнения-пробы.


  1. Структура документа.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире профессий» представляет собой целостный документ и включает разделы:


  1. Основные цели и задачи изучения курса.

  2. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.

  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации, видов деятельности и описание разделов.

  5. Тематическое планирование.


Основной целью изучения курса является содействие в профессиональном самоопределение учащихся, создание условий для формирования интереса и мотивации к труду, трудолюбия и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

Основные задачи курса:

Обучающие:

формировать первичное представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

создание условий для осознания своих склонностей и интересов в мире профессий;

создание условий для первичного осознания своих возможностей в мире профессий.


Развивающие:

развивать интересы, склонности, способности учащихся, их самооценку через знакомство с профессиями;

повышать мотивацию учащихся к труду;

развивать познавательный интерес к разнообразным сферам трудовой деятельности;

формировать культуру труда;

развивать речь, память и воображение;

создать условий для формирования универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные) профессионального самоопределения.

Воспитательные:

создать условий для формирования духовно-нравственных основ и этики профессионального самоопределения;

  • воспитывать любовь к труду;

  • воспитывать уважение к людям труда;

  • формировать целеустремленность, инициативность, самостоятельность.

Сроки реализации программы

В 4-в классе программа по курсу «В мире профессий» рассчитана на 34 часа в год (1 час) в неделю.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году" и от 10.08.2023 №1314 "О переносе выходных дней в 2024 году" с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 34 часа.


Место курса внеурочной деятельности в учебном плане. Программа внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 2-4 классов, с учетом реализации ее учителями внеурочной деятельности, занимающимися с детьми в возрасте 8-10 лет. Обучение по данной программе не требует от учащихся обладания какими-либо специальными способностями, умениями или навыками. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведения 1 часа в неделю: 2-4 класс- 34 часа в неделю. Срок реализации программы 3 года. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами изучения курса являются формирование умений:

  • выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;

  • развитие речи, памяти и воображения;

  • развитие целеустремленности, инициативности, самостоятельности;

  • овладение способами изучения психологических особенностей своей личности.

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию профессиональных склонностей и способностей;

  • учебно-познавательная мотивация к познанию и обучению для профессионального самоопределения;

  • ценностно-смысловые ориентации и установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные предпочтения и интересы в мире профессий;

  • трудолюбие и другие, социально значимые для профессиональной деятельности личностные качества;

заинтересованное, активное участие в практической деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности;

анализировать причины успеха и неуспеха, осваивать позитивные установки: «у меня все получится».

Познавательные УУД:

пользоваться приемами анализа и синтеза при просмотре видеозаписей, проводить сравнения, анализ профессий;

приобретать знания о собственных возможностях, склонностях и интересах;

проявлять и развивать свои интересы, склонности, способности, самооценку;

понимать и примерять полученную информацию, относящуюся к миру профессий;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

овладение навыками успешного взаимодействия в коллективе;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

формулировать свои затруднения»;

вступает в диалог, умеет слушать и понимать речь других.


Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:

  1. Результаты первого уровня – приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий.

  2. Результаты второго уровня – приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности.

  3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других.

  4. Содержание курса внеурочной деятельности


Материал каждого занятия рассчитан на 35 мин. Данный курс построен с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения курса учитываются темп развития специальных умений и навыков и может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал. Теория закрепляется одновременно на практике.


Игры в рамках программы курса по содержанию, использованию наглядного материала могут быть достаточно разнообразны. Особенности каждого занятия обусловлены как поставленными целями, так и степенью информированности учащихся в той или иной профессиональной сфере.


В данной программе представлены структурные компоненты каждого занятия. Особенности их применения (проведения) могут меняться с учетом целей и задач каждого занятия, подготовленности и осведомленности группы. Также следует отметить, что ведущий может самостоятельно подбирать игровые упражнения для проведения занятий.


Структурные компоненты занятий:

  1. Ознакомительный компонент. Предполагает краткое ознакомление учащихся с той сферой деятельности, которая выбрана для занятия.

  2. Конструктивно-практический компонент. Позволяет в игровой форме ознакомиться с профессиями, предметом и орудиями труда, а также условиями трудовой деятельности.

  3. Завершающий компонент. Назначение компонента – создание эмоционально положительного впечатления от занятий, стимулирование учащихся к самопознанию и осознанному профессиональному выбору.


Формы и методы проведения занятий:

Программа предполагает использование различных видов деятельности: викторины, конкурсы; анкетирование; беседы, дискуссии; игры по станциям, ролевые игры; проекты; выставки; презентации; встречи с интересными людьми; экскурсии (очные и заочные).

  • Практическая деятельность – элементы профориентационных проб, практикоориентированные и информационные проекты, работа в рабочей тетради (для 3 года обучения), рисование, аппликации, профориентационные мастерские, мастер классы, выполнения реальных трудовых задач и поручений.

  • Словесная деятельность – тематические занятия, беседы, дискуссии, экскурсии, просмотр мультфильмов о профессии, встречи с интересными людьми, успешными родителями.

  • Игровая деятельность – сюжетно ролевые, карточные, ситуативные, компьютерные игры, также коммуникационные игры и упражнения, игры направленные на развития памяти, внимания, воображения, занятия фантазии, викторины, конкурсы, проекты, марафоны, олимпиады, кресты.










  1. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий»



п\п



Наименование раздела, темы.



Количество часов


Дата проведения

1

Вводное занятие

1

07.09

2-7

Выбираем, играя

6

14.09

21.09

28.09

05.10

12.10

19.10

8-11

Профессии моей семьи

4

26.10

09.11

16.11

23.11

12-14

Карта профессий,

связанных с творчеством

3

30.11

07.12

14.12

15-17

Карта профессий

«строительная отрасль»

3

21.12

28.12

11.01

18-20

Карта профессий сферы

«медицина»

3

18.01

25.01

01.02

21-23

Карта профессий сферы

«Торговля»

3

08.02

15.02

22.02

24-26

Карта рабочих профессии

3

29.02

07.03

14.03

27-29

Карта профессий в технической отрасли

3


21.03

04.04

11.04

30-33

Путешествия в «Город мастеров»

4

18.04

25.04

02.05

16.05



34



Итоговое занятие



1

23.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

г.Волгодонска

от 30.08.2023 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Н.С. Клочкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР____________О.Н. Жданова





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!