муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано Зам. директора по ВР ____________Е.А. Мостовая от 27.08.2020 протокол №__1_ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С. Цветкова от _27.08.2020_ приказ № _156_ |
| | |
Рассмотрено на заседании МС Председатель МС ___________Т.И. Галкина от 27.08.2020 протокол № _1__ | | Принято на заседании педагогического совета от _27.08.2020 протокол № __1_ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по предмету «Здоровая планета»_________
в 5-А классе
на 2020/2021 учебный год
Разработал учитель __Беднарчик С.Н._____
(фамилия, инициалы)
___________________________
(квалификационная категория)
2020
Нормативная правовая база реализации рабочей программы
1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.;
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
4. Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на 2020-2021 уч. год.
На изучение программы внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы внеурочной деятельности в 5-а классе в 2020-2021 учебном году запланировано 34 часа (календарно-тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).
Формы организации учебного процесса: дистанционная (синхронная и асинхронная) и очная. При использовании дистанционных образовательных технологий для опосредственного взаимодействия с обучающимися используются следующие сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч Zoom и другие.
1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по экологическому направлению «Здоровая планета» является сформированность следующих умений:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по экологическому направлению «Здоровая планета» - является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живой и окружающей средой;
- представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
- выполнять проект;
- назвать правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;
- позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Средством формирования этих действий служит познавательный материал, ориентированный на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки, филармонию;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания, владеть диалогической формой речи;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности);
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося.
Критерии оценки планируемых результатов
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской и проектной деятельности, пассивное участие.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской и проектной деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить исследовательскую и проектную деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
«Здоровая планета»
в 5 классе с указанием форм организации занятий
Модуль 1. Основы безопасности здоровья
Цель: сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.
- Посещение мед. учреждений
- Беседа с медработником школы
-Изготовление плакатов на тему: «Здоровый образ жизни»
Модуль 2. Разговор о правильном питании
Цель: Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня.
-Выпуск плакатов на тему: «Здоровое питание»
-Посещение школьной столовой
- Изучение школьного меню
-Выполнение проектов на заданную тему
- Просмотр документальных фильмов о здоровом питании
Модуль 3. Влияние живой природы на здоровье человека
Цель: Воспитание и развитие таких качеств личности, как: патриотизм, гражданственность, уважение друг к другу, к прошлому и настоящему родного края.
- Выполнение проектов экологической направленности
-Просмотр документальных фильмов
-Экскурсии по городу
Экологическое краеведение
-Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях
III. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
5 класс
№ | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Виды деятельности |
Теория | Практика |
Модуль 1. Основы Безопасности Здоровья (22 час) |
Раздел 1 Опасные ситуации природного характера (15 ч) |
1 | Погода и ее основные показатели. | 12 | 6 | 6 | Беседа. Экскурсии в парк |
2 | Опасные природные явления ( гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. | 2 | 1 | 1 | Беседа Просмотр видео роликов |
3 | Личная безопасность при пожаре. | 1 | | 1 | Экскурсия в пожарную часть |
Раздел 2 Опасные ситуации социального характера(5ч) |
4 | «Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. | 2 | | 2 | Ролевая игра |
5 | Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. | 3 | | 3 | Прогулка по городу |
Раздел 3Дорожно-транспортная безопасность (2 ч) |
6 | Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами | 2 | 1 | 1 | Беседа с инспектором ГИБДД, Наблюдение за пешеходами |
7 | «Внимание - светофор» | 2 | 1 | 1 | Просмотр видеоролика, игра |
Модуль 2. Разговор о правильном питании (6ч) |
8 | Разнообразие питания | 4 | 1 | 3 | Конкурс презентаций, Составление меню обеда |
9 | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет» | 2 | 1 | 1 | Выполнение и защита проектов |
Модуль 3. Влияние живой природы на здоровье человека (4 ч) |
Раздел 1 Человек в биосфере (2ч) |
10 | Роль человека в изменении биоразнообразия планеты | 2 | 1 | 1 | Просмотр видеороликов Беседа Выполнение презентаций |
Раздел 2 Экологическое воспитание (4 ч) |
11 | Природа и почва Донского края осенью | 1 | | 1 | экскурсия в парк |
12 | Природа и почва Донского края весной | 1 | | 1 | экскурсия в парк |
| Итого | 34 ч | 12 | 22 | |
IV. Календарно-тематическое планирование
5-а класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | | | Формы организации деятельности |
| | | План | Факт | |
1 | Погода и ее основные показатели | 1 | 02.09. | | Экскурсия в парк |
2-3 | «Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. | 1 1 | 09.09. 16.09. | | Ролевая игра |
4 | Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами | 1 | 23.09. | | Наблюдение за пешеходами |
5 | Разнообразие питания | 1 | 30.09. | | Конкурс презентаций |
6 | Разнообразие питания | 1 | 07.10 | | Составление меню обеда |
7-8 | Природа и почва Донского края осенью | 2 | 14.10. 21.10. | | Наблюдение за листвой. Прогулка в парке |
9-11 | Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. | 3 | 28.10. 11.11. 18.11. | | Беседа. Показ видеороликов |
12-13 | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет» | 2 | 25.11. 02.12. | | Защита проекта |
14-15 | Твой режим дня | 2 | 09.12. 16.12. | | Дискуссия |
16 | Роль человека в изменении биоразнообразия планеты | 1 | 23.12. | | Просмотр фильма |
17-21 | Прогулка по знакомым улицам. Повторение ППД | 1 1 1 1 1 | 13.01. 20.01. 27.01. 03.02. 10.02. | | Знакомство с улицами города. |
22-23 | Витамины. Польза и вред | 2 | 17.02. 24.02. | | Дискуссия |
24-25 | Акция «Покорми птиц» | 2 | 03.03. 10.03. | | Подкармливание птиц |
26-27 | Роль хлеба в питании детей. Польза и вред жиров | 1 1 | 17.03. 31.03. | | Образно- ролевая игра |
28 | Правила питания | 1 | 07.04. | | Тестирование онлайн |
29 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | 14.04. | | Посадка деревьев. Документальный фильм |
30-31 | Природа и почва Донского края весной. | 1 | 21.04. 28.04. | | Экскурсия в парк онлайн |
32 | Влияние ландшафта на здоровье человека | | 05.05. | | Дискуссия |
33 | Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. | 1 | 12.05. | | Просмотр фильма |
34 | Влияние ландшафта на здоровье человека. | 1 | 19.05. | | Дискуссия |
| Итого | 34 | | | |
15