СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Реальная математика»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса»

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

-примерными основными образовательными программами основного общего образования, одобренными Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию ( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);

- Основной образовательной программой МБОУ Можарская средняя школа

- Методическими рекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования на 2019-2020 учебный год» от 18.02. 2019.

Для обучающихся с ОВЗ адаптация данной программы происходит следующим образом:

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

  обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;


Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Реальная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет обучающимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Реальная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цели изучения программы:

формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

развитие математических способностей и логического мышления;

развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Задачи изучения программы:

создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики;

осознание обучающимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью.

Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.

2. Общая характеристика учебного предмета (курса)

В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.


3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной

деятельности

Личностные

осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов;

знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи;

осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе;

рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные

понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;

овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;

умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;

умение решать логические задачи;

умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов; умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи

развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.

В результате изучения курса шестиклассник научится:

анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

решать задачи из реальной практики;

применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами;

строить речевые конструкции;

изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их

выполнять вычисления с реальными данными;

выполнять проекты по всем разделам данного курса.


4.Содержание курса внеурочной деятельности


1.Из истории математики

Становление науки. Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Интересные факты из истории математики. Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Живая счетная машина: счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Греческая математика. Евдокс, Евклид. Александрийский период. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. Старинные задачи.


2. Великие математики

Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России

Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.


3. Из науки о числах

Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия). Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки.


4.Логика в математике

Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Задачи на математическую логику. Задачи на планирование. Задачи на переливание жидкостей

5.Календарно-тематическое планирование


Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Примечание

1

Организационное занятие «Математическая смесь»

1


Из истории математики 10 ч

2

Становление науки. Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения?

1


3-4

Интересные факты из истории математики.

Занимательные задачи

2


5

Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Живая счетная машина: счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов.

1


6

Первые математические открытия. Математическая наука в Вавилоне.

1


7

Греческая математика. Евдокс, Евклид

1


8

Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.

1


9

Иероглифическая система древних египтян

1


10-11

Старинные задачи, задачи- шутки

2


Великие математики 6 ч

12

Пифагор и его школа.

1


13-14

Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда

2


15

Птолемей, Эратосфен, Гиппарх, Папп, Диофант. Мухаммед из Хорезма и математика Востока.

1


16-17

Развитие математики в России

2


Из науки о числах 12

18

История развития числа. Арифметика каменного века.

1


19

Открытие нуля. Основные свойства нуля.

1


20

Число Шахеризады

1


21-22

Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа.

2


23

Числа счастливые и несчастливые.

1


24-25

Арифметические ребусы

2


26

Некоторые приемы быстрого счета

1


27-28

Числовые головоломки

2


29

Арифметическая викторина

1


Логика в математике 4

30

Логические рассуждения

1


31

Методы рассуждений.

1


32-33

Задачи на математическую логику.

2


34

Смотр знаний

1



Список литературы и ресурсы:


1. «Учитесь мыслить нестандартно».Абдрашитов Б. М. и др. – М.: Просвещение, 2009.

2.«В лабиринте чисел».Александрова Э., Левшин В. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Стол находок утерянных чисел».Александрова Э., Левшин В – М.: Детская литература,2008.

4. «Удивительный мир чисел».Кордемский Б.А., Ахадов А.А. – М.: Просвещение, 2009.

5. «Великие жизни в математике».Кордемский Б.А. – М.: Просвещение, 2009.

6. «С математикой в путь». Ленгдон Н., Снейп Ч – М.:Дрофа, 2011.

7. «Тысяча проблемных задач по математике».Лоповок Л.М. – М.Просвещение 2009.

8.Самоделки из бумаги.Перевертень Г.И. – М.: Просвещение, 2013.

9. «Как решать задачу?»Пойя Д. – М.: Просвещение, 2011.

10. «Зачем нужно решать задачи?»Шапиро А. Д. – М.: Просвещение, 2009.

11. http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!