1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897(в редакции приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-примерными основными образовательными программами основного общего образования, одобренными Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию ( протокол заседания от 08.04.2015 №1\5);
- Основной образовательной программой МБОУ Можарская средняя школа
- Методическими рекомендациями по формированию учебного плана для образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования на 2019-2020 учебный год» от 18.02. 2019.
Для обучающихся с ОВЗ адаптация данной программы происходит следующим образом:
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Реальная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет обучающимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Реальная математика» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цели изучения программы:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Задачи изучения программы:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики;
осознание обучающимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью.
Место курса в учебном плане
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные
осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов;
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи;
осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные
понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
умение решать логические задачи;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов; умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.
В результате изучения курса шестиклассник научится:
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики;
применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
выполнять вычисления с реальными данными;
выполнять проекты по всем разделам данного курса.
4.Содержание курса внеурочной деятельности
1.Из истории математики
Становление науки. Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Интересные факты из истории математики. Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Живая счетная машина: счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Греческая математика. Евдокс, Евклид. Александрийский период. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. Старинные задачи.
2. Великие математики
Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России
Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.
3. Из науки о числах
Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия). Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки.
4.Логика в математике
Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания. Задачи на математическую логику. Задачи на планирование. Задачи на переливание жидкостей
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Примечание |
1 | Организационное занятие «Математическая смесь» | 1 | |
Из истории математики 10 ч |
2 | Становление науки. Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? | 1 | |
3-4 | Интересные факты из истории математики. Занимательные задачи | 2 | |
5 | Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Живая счетная машина: счет пятерками, десятками, двадцатками - по количеству пальцев рук и ног «счетовода». Цифры у разных народов. | 1 | |
6 | Первые математические открытия. Математическая наука в Вавилоне. | 1 | |
7 | Греческая математика. Евдокс, Евклид | 1 | |
8 | Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. | 1 | |
9 | Иероглифическая система древних египтян | 1 | |
10-11 | Старинные задачи, задачи- шутки | 2 | |
Великие математики 6 ч |
12 | Пифагор и его школа. | 1 | |
13-14 | Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления Архимеда | 2 | |
15 | Птолемей, Эратосфен, Гиппарх, Папп, Диофант. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. | 1 | |
16-17 | Развитие математики в России | 2 | |
Из науки о числах 12 |
18 | История развития числа. Арифметика каменного века. | 1 | |
19 | Открытие нуля. Основные свойства нуля. | 1 | |
20 | Число Шахеризады | 1 | |
21-22 | Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. | 2 | |
23 | Числа счастливые и несчастливые. | 1 | |
24-25 | Арифметические ребусы | 2 | |
26 | Некоторые приемы быстрого счета | 1 | |
27-28 | Числовые головоломки | 2 | |
29 | Арифметическая викторина | 1 | |
Логика в математике 4 |
30 | Логические рассуждения | 1 | |
31 | Методы рассуждений. | 1 | |
32-33 | Задачи на математическую логику. | 2 | |
34 | Смотр знаний | 1 | |
Список литературы и ресурсы:
1. «Учитесь мыслить нестандартно».Абдрашитов Б. М. и др. – М.: Просвещение, 2009.
2.«В лабиринте чисел».Александрова Э., Левшин В. – М.: Просвещение, 2007.
3. «Стол находок утерянных чисел».Александрова Э., Левшин В – М.: Детская литература,2008.
4. «Удивительный мир чисел».Кордемский Б.А., Ахадов А.А. – М.: Просвещение, 2009.
5. «Великие жизни в математике».Кордемский Б.А. – М.: Просвещение, 2009.
6. «С математикой в путь». Ленгдон Н., Снейп Ч – М.:Дрофа, 2011.
7. «Тысяча проблемных задач по математике».Лоповок Л.М. – М.Просвещение 2009.
8.Самоделки из бумаги.Перевертень Г.И. – М.: Просвещение, 2013.
9. «Как решать задачу?»Пойя Д. – М.: Просвещение, 2011.
10. «Зачем нужно решать задачи?»Шапиро А. Д. – М.: Просвещение, 2009.
11. http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru
7