Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Принята ШМО Протокол от________2019 г.№___ | Утверждаю: Директор МКОУ СОШ № 9 г. Россоши __________________В.В. Калашникова Приказ от______ 2019 г. № ______ |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Мы и право»
(социальное направление)
8 а, б, в классы
Срок реализации 1 год
Составитель:
Шапошникова В.А.
г. Россошь
2019
Пояснительная записка
Обоснование актуальности программы
В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, индивидуальная беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях.
Цель программы:
создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с детьми в объединении.
Задачи программы:
предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
развитие социального интеллекта;
повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
профилактика социальной дезадаптации учащихся.
Функции программы:
диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми).
Ожидаемые результаты:
адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
предупреждение стрессовых состояний;
практическое использование навыков конструктивного общения;
высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.
Данная программа универсальна по своей структуре. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.
В реализации программы принимают участие учащиеся 5-х классов. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (план) | классы | Раздел, темы занятий | Цель занятий |
Путешествие в мир общения |
| 1 | 03.09.2019 05.09.2019 | 03.09.2019 05.09.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Знакомство. «Кто я? Какие мы?» | Обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации. |
| 1 | 10.09.2019 12.09.2019 | 10.09.2019 12.09.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Учимся работать дружно. |
| 1 | 17.09.2019 19.09.2019 | 17.09.2019 19.09.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Как понимать друг друга без слов. Доброе слово всем приятно. |
| 1 | 24.09.2019 26.09.2019 | 24.09.2019 26.09.2019 | 8-а, 8-б 8-в | О человеческом счастье. |
| 1 | 01.10.2019 03.10.2019 | 01.10.2019 03.10.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». |
| 1 | 08.10.2019 10.10.2019 | 08.10.2019 10.10.2019 | 8-а, 8-б 8-в | А нужны ли правила? |
| 1 | 15.10.2019 17.10.2019 | 15.10.2019 17.10.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Азбука вежливости. Социально-педагогическая игра. |
Ваши права |
| 1 | 22.10.2019 24.10.2019 | 22.10.2019 24.10.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Закон – один для всех. | Помочь учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?” |
| 1 | 05.11.2019 07.11.2019 | 05.11.2019 07.11.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. |
| 1 | 12.11.2019 14.11.2019 | 12.11.2019 14.11.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Изучение статей Конвенции по правам ребенка. |
| 1 | 19.11.2019 21.11.2019 | 19.11.2019 21.11.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Устав школы и правила поведения учащихся школы. |
| 1 | 26.11.2019 28.11.2019 | 26.11.2019 28.11.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Что такое нарушение закона? |
| 1 | 03.12.2019 05.12.2019 | 03.12.2019 05.12.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Обзор статей Конвенции по правам ребёнка. |
| 1 | 09.12.2019 12.12.2019 | 09.12.2019 12.12.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?” |
| 1 | 17.12.2019 19.12.2019 | 17.12.2019 19.12.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Инсценировка сказок. Игра-путешествие. |
| 1 | 24.12.2019 26.12.2019 | 24.12.2019 26.12.2019 | 8-а, 8-б 8-в | Заключение. Итоговая диагностика. |
Развитие социального интеллекта. Мы живем среди людей |
| 1 | 21.01.2020 16.01.2020 | 21.01.2020 16.01.2020 | | | Развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов. |
8-а, 8-б 8-в | Жизнь даётся один раз. |
| 1 | 28.01.2020 23.01.2020 | 28.01.2020 23.01.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Нужны ли любовь и внимание? |
| 1 | 04.02.2020 30.01.2020 | 04.02.2020 30.01.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Дети нуждаются в первоочередной помощи. |
| 1 | 11.02.2020 06.02.2020 | 11.02.2020 06.02.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Охрана здоровья. |
| 1 | 18.02.2020 13.02.2020 | 18.02.2020 13.02.2020 | 8-а, 8-б 8-в | В мире денег. |
| 1 | 25.02.2020 20.02.2020 | 25.02.2020 20.02.2020 | 8-а, 8-б 8-в | «Дом, в котором мы живем». Социально-педагогическая игра. |
| Социализация подростков | Приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса. Социальная адаптация учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращаться с деньгами. |
| 1 | 03.03.2020 27.02.2020 | 03.03.2020 27.02.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Роль телевидения в нашей жизни. |
| 1 | 10.03.2020 05.03.2020 | 10.03.2020 05.03.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Кто изобрел радио? |
| 1 | 17.03.2020 12.03.2020 | 17.03.2020 12.03.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Волшебный мир театра… |
| 1 | 07.04.2020 19.03.2020 | 07.04.2020 19.03.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Мы идем в магазин. |
| 1 | 14.04.2020 02.04.2020 | 14.04.2020 02.04.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Компьютерные игры: за или против? |
| 1 | 21.04.2020 09.04.2020 | 21.04.2020 09.04.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Умение противостоять группе. |
Государство. Я часть своей страны |
| 1 | 28.04.2020 16.04.2020 | 28.04.2020 16.04.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Наш флаг - наша гордость. | Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. |
| 1 | 12.05.2020 23.04.2020 | 12.05.2020 23.04.2020 | 8-а, 8-б 8-в | История герба и гимна. |
| 1 | 19.05.2020 30.04.2020 | 19.05.2020 30.04.2020 | 8-а, 8-б 8-в | «Дом, который строим мы». Социально-педагогическая игра. |
| 1 | 26.05.2020 07.05.2020 | 26.05.2020 07.05.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Имею право жить достойно. |
| 1 | 29.05.2020 14.05.2020 | 29.05.2020 14.05.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Игра «Красный Крест: история и современность». |
| 1 | 30.05.2020 21.05.2020 | 30.05.2020 21.05.2020 | 8-а, 8-б 8-в | Интеллектуальный марафон «Что мы знаем о правах ребёнка?» |
Методическое обеспечение программы
объединения дополнительного образования
«Мы и право»
Общая направленность занятий – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.Данная программа дает учащимся представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.
Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам, компьютерные программы, презентации, слайды .
Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей.
Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.
Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским садам, больным детям. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относиться к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.
ЛИТЕРАТУРА
Н.Н. Бобкова. Азбука права. – Волгоград. Учитель. 2006 г.
Всеобщая декларация прав человека. (1948 г.)
Конвенция ООН по правам ребёнка (1990 г.).
Лист корректировки