СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и право"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области



Принята

ШМО

Протокол от________2019 г.№___


Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 9 г. Россоши

__________________В.В. Калашникова

Приказ от______ 2019 г.______



Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Мы и право»

(социальное направление)


8 а, б, в классы



Срок реализации 1 год



Составитель:

Шапошникова В.А.


г. Россошь

2019

Пояснительная записка


Обоснование актуальности программы

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, индивидуальная беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях.


Цель программы:

  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с детьми в объединении.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;

  • развитие социального интеллекта;

  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;

  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;

  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;

  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.





Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);

  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);

  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);

  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);

  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми).

Ожидаемые результаты:

  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;

  • предупреждение стрессовых состояний;

  • практическое использование навыков конструктивного общения;

  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

Данная программа универсальна по своей структуре. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся 5-х классов. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

Тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (план)

классы

Раздел,

темы занятий

Цель занятий

Путешествие в мир общения


1

03.09.2019

05.09.2019

03.09.2019

05.09.2019

8-а, 8-б

8-в

Знакомство. «Кто я? Какие мы?»

Обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.


1

10.09.2019

12.09.2019

10.09.2019

12.09.2019

8-а, 8-б

8-в

Учимся работать дружно.

1

17.09.2019

19.09.2019

17.09.2019

19.09.2019

8-а, 8-б

8-в

Как понимать друг друга без слов.

Доброе слово всем приятно.

1

24.09.2019

26.09.2019

24.09.2019

26.09.2019

8-а, 8-б

8-в

О человеческом счастье.

1

01.10.2019

03.10.2019

01.10.2019

03.10.2019

8-а, 8-б

8-в

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

1

08.10.2019

10.10.2019

08.10.2019

10.10.2019

8-а, 8-б

8-в

А нужны ли правила?

1

15.10.2019

17.10.2019

15.10.2019

17.10.2019

8-а, 8-б

8-в

Азбука вежливости. Социально-педагогическая игра.

Ваши права

1

22.10.2019

24.10.2019

22.10.2019

24.10.2019

8-а, 8-б

8-в

Закон – один для всех.



Помочь учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”


1

05.11.2019

07.11.2019

05.11.2019

07.11.2019

8-а, 8-б

8-в

Знакомство с Конвенцией по правам ребенка.

1

12.11.2019

14.11.2019

12.11.2019

14.11.2019

8-а, 8-б

8-в

Изучение статей Конвенции по правам ребенка.

1

19.11.2019

21.11.2019

19.11.2019

21.11.2019

8-а, 8-б

8-в

Устав школы и правила поведения учащихся школы.

1

26.11.2019

28.11.2019

26.11.2019

28.11.2019

8-а, 8-б

8-в

Что такое нарушение закона?

1

03.12.2019

05.12.2019

03.12.2019

05.12.2019

8-а, 8-б

8-в

Обзор статей Конвенции по правам ребёнка.

1

09.12.2019

12.12.2019

09.12.2019

12.12.2019

8-а, 8-б

8-в

Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?”

1

17.12.2019

19.12.2019

17.12.2019

19.12.2019

8-а, 8-б

8-в

Инсценировка сказок. Игра-путешествие.

1

24.12.2019

26.12.2019

24.12.2019

26.12.2019

8-а, 8-б

8-в

Заключение. Итоговая диагностика.

Развитие социального интеллекта. Мы живем среди людей

1

21.01.2020

16.01.2020

21.01.2020

16.01.2020




Развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов.

8-а, 8-б

8-в

Жизнь даётся один раз.

1

28.01.2020

23.01.2020

28.01.2020

23.01.2020

8-а, 8-б

8-в

Нужны ли любовь и внимание?

1

04.02.2020

30.01.2020

04.02.2020

30.01.2020

8-а, 8-б

8-в

Дети нуждаются в первоочередной помощи.

1

11.02.2020

06.02.2020

11.02.2020

06.02.2020

8-а, 8-б

8-в

Охрана здоровья.

1

18.02.2020

13.02.2020

18.02.2020

13.02.2020

8-а, 8-б

8-в

В мире денег.

1

25.02.2020

20.02.2020

25.02.2020

20.02.2020

8-а, 8-б

8-в

«Дом, в котором мы живем». Социально-педагогическая игра.


Социализация подростков


Приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

Социальная адаптация учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращаться с деньгами.

1

03.03.2020

27.02.2020

03.03.2020

27.02.2020

8-а, 8-б

8-в

Роль телевидения в нашей жизни.

1

10.03.2020

05.03.2020

10.03.2020

05.03.2020

8-а, 8-б

8-в

Кто изобрел радио?

1

17.03.2020

12.03.2020

17.03.2020

12.03.2020

8-а, 8-б

8-в

Волшебный мир театра…

1

07.04.2020

19.03.2020

07.04.2020

19.03.2020

8-а, 8-б

8-в

Мы идем в магазин.

1

14.04.2020

02.04.2020

14.04.2020

02.04.2020

8-а, 8-б

8-в

Компьютерные игры: за или против?

1

21.04.2020

09.04.2020

21.04.2020

09.04.2020

8-а, 8-б

8-в

Умение противостоять группе.

Государство. Я часть своей страны

1

28.04.2020

16.04.2020

28.04.2020

16.04.2020

8-а, 8-б

8-в

Наш флаг - наша гордость.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

1

12.05.2020

23.04.2020

12.05.2020

23.04.2020

8-а, 8-б

8-в

История герба и гимна.

1

19.05.2020

30.04.2020

19.05.2020

30.04.2020

8-а, 8-б

8-в

«Дом, который строим мы».

Социально-педагогическая игра.

1

26.05.2020

07.05.2020

26.05.2020

07.05.2020

8-а, 8-б

8-в

Имею право жить достойно.

1

29.05.2020

14.05.2020

29.05.2020

14.05.2020

8-а, 8-б

8-в

Игра «Красный Крест: история и современность».

1

30.05.2020

21.05.2020

30.05.2020

21.05.2020

8-а, 8-б

8-в

Интеллектуальный марафон «Что мы знаем о правах ребёнка?»

Методическое обеспечение программы

объединения дополнительного образования

«Мы и право»

Общая направленность занятий – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.Данная программа дает учащимся представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам, компьютерные программы, презентации, слайды .

Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей.

Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским садам, больным детям. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относиться к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.




ЛИТЕРАТУРА


Н.Н. Бобкова. Азбука права. – Волгоград. Учитель. 2006 г.

Всеобщая декларация прав человека. (1948 г.)

Конвенция ООН по правам ребёнка (1990 г.).












Лист корректировки





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!