Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю» директор МКОО АСШ
_________________ (Т.А. Касаткина)
_________ 2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Антропово 2019
Пояснительная записка
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне ее. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребенка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
С учетом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания школьников в рамках кружка «Юный эколог».
Программа ориентирована на средние классы (5-6). Программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи:
Обучающие:
дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
- экологические игры;
- викторины;
- поиск информации в читальном зале библиотеки;
- экскурсии;
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- защита проектов и исследовательских работ;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.
Планируемые результаты освоения кружка
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание программы
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
«ВВЕДЕНИЕ».
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле.
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»
Времена года на Земле
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Изменения окружающей среды
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений.
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.
Разнообразие животных, условия их жизни.
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ».
Динозавры – вымерший вид животных.
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.
Просмотр видеофильма о жизни динозавров.
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?.
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок.
Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА»
Реки и озера
Пресная вода. Осадки.
Получение кислорода под водой
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь).
Пресноводные животные и растения
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов.
Жизнь у рек и озер
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.
Околоводные птицы
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Акция «Сохраним первоцвет!»
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ»
Жизнь среди людей
Жизнь в городах. Человек и животное.
Ролевая игра «Это все кошки»
Домашние животные
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Викторина «Собаки – наши друзья»
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Уход за домашними животными
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
Подбор и обработка материала к проекту (презентация). Работа в группах.
Люди и паразиты
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД»
Почва
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Семена овощных и декоративных культур
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Заботы хлебороба весной
Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
Декоративные растения
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий |
1 | Введение. Жизнь на Земле. | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. |
2 | Времена года на Земле | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. |
4 | Изменения окружающей среды | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). |
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. |
6 | Условия жизни растений. | Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. |
7 | Разнообразие животных, условия их жизни. | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. |
8 | Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. |
9-10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?. | Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. |
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок. |
12 | Реки и озера | Пресная вода. Осадки. |
13 | Получение кислорода под водой | Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). |
14 | Пресноводные животные и растения | Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. |
15 | Жизнь у рек и озер | Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности). |
16-17 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. |
18 | Околоводные птицы | Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания. |
19 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. |
20 | Акция «Сохраним первоцвет!» | Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. |
21 | Жизнь среди людей | Жизнь в городах. Человек и животное. Ролевая игра «Это все кошки» |
22-23 | Домашние животные | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. |
24 | Викторина «Собаки – наши друзья» | Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». |
25-26 | Уход за домашними животными | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). |
27-28 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | Подбор и обработка материала к проекту (презентация). Работа в группах. |
29 | Люди и паразиты | Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. |
30-31 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» |
32 | Почва | Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). |
33 | Семена овощных и декоративных культур | Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. |
34 | Заботы хлебороба весной | Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. |