СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

 Экологическое воспитание личности школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог»»

Муниципальная казённая образовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области







«Утверждаю» директор МКОО АСШ

_________________ (Т.А. Касаткина)

_________ 2019 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный эколог»

















Антропово 2019



Пояснительная записка

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне ее. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребенка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

С учетом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания школьников в рамках кружка «Юный эколог».


Программа ориентирована на средние классы (5-6). Программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.


Цели программы:


  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Задачи:


Обучающие:

  • дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания.

  • формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

  • развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

  • Формы организации внеурочной деятельности:

  • - учебные занятия;

  • - познавательные беседы;

  • - экологические игры;

  • - викторины;

  • - поиск информации в читальном зале библиотеки;

  • - экскурсии;

  • - наблюдения;

  • - опыты;

  • - эксперименты;

  • - организация выставок, фотовыставок, презентаций;

  • - защита проектов и исследовательских работ;

  • - совместная деятельность обучающихся и родителей.


Планируемые результаты освоения кружка


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.







Содержание программы

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

«ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Изменения окружающей среды

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Условия жизни растений.

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.

Разнообразие животных, условия их жизни.

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ».

Динозавры – вымерший вид животных.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?.

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА»

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

Получение кислорода под водой

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь).

Пресноводные животные и растения

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов.

Жизнь у рек и озер

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.

Околоводные птицы

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Акция «Сохраним первоцвет!»

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ»

Жизнь среди людей

Жизнь в городах. Человек и животное.

Ролевая игра «Это все кошки»

Домашние животные

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Викторина «Собаки – наши друзья»

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту (презентация). Работа в группах.

Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД»

Почва

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Семена овощных и декоративных культур

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Заботы хлебороба весной

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Декоративные растения

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».



Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Содержание занятий

1

Введение. Жизнь на Земле.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

2

Времена года на Земле


Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

4

Изменения окружающей среды


Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».


Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

6

Условия жизни растений.


Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.

7

Разнообразие животных, условия их жизни.


Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

8

Динозавры – вымерший вид животных.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

9-10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?.


Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок.

12

Реки и озера

Пресная вода. Осадки.

13

Получение кислорода под водой


Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь).

14

Пресноводные животные и растения


Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов.

15

Жизнь у рек и озер


Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

16-17

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.

18

Околоводные птицы


Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.

19

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»


Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

20

Акция «Сохраним первоцвет!»


Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

21

Жизнь среди людей


Жизнь в городах. Человек и животное.

Ролевая игра «Это все кошки»

22-23

Домашние животные


Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

24

Викторина «Собаки – наши друзья»


Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

25-26

Уход за домашними животными


Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

27-28

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».


Подбор и обработка материала к проекту (презентация). Работа в группах.

29

Люди и паразиты


Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.


30-31

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями


Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»


32

Почва


Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).


33

Семена овощных и декоративных культур


Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.


34

Заботы хлебороба весной


Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!