Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов _________ Кавылина Н.В. Протокол №1 от _________2018 г | Согласовано и.о. заместителя директора по УВР ___________ Баканова Т.Л. _____________2018г | Утверждаю Директор школы __________ Буянова Г.В. Приказ №______ _________ от____________ 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного занятия
«В мире книг»
Образовательная область: образовательная деятельность.
Ступень обучения: начальная школа, 3 класс.
Срок реализации: 2018-2019 учебный год.
Составитель программы: Кавылина Надежда Васильевна, учитель.
с. Новообинцево
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
3.Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48
4. Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
5. Авторской программы внеурочной деятельности Л. А. Ефросининой «В мире книг». 6.Образовательной программе начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ»
7. Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2018/2019 учебный год
8.Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Задачи занятий:
создание на практике условий для реализации читательских умений;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общая характеристика курса.
Внеурочное занятие «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли .
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса, содержит 34 часа (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания занятий «В мире книг».
Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Планируемые результаты изучения факультатива.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | История книги. Библиотеки. | 4 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | 3 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы. | 3 |
4 | Книги о родной природе. | 3 |
5 | Книги Л.Н.Толстого для детей. | 3 |
6 | Животные – герои детской литературы. | 4 |
7 | Дети – герои книг. | 3 |
8 | Книги зарубежных писателей. | 2 |
9 | Книги о детях войны. | 3 |
10 | Газеты и журналы для детей. | 3 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 |
12 | Обобщение изученного. | 1 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Формы внеур. деят-ти | Дата (по плану) (уч. неделя) | Дата (по факту) |
| История книги. Библиотеки. 4ч. | | | |
1 | Беседа по ТБ. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. | Чтение и обсуждение книг | 1 | |
2 | Библия. Детская библия (разные издания). | Работа с книгами | 2 | |
3 | Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | Беседа | 3 | |
4 | Система библиотечного обслуживания. | Экскурсия в библиотеку | 4 | |
| По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. 3ч. | | | |
5 | Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне» | Работа с книгой | 5 | |
6 | Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка». | Рассматривание и сравнение книг | 6 | |
7 | Конкурс - кроссворд «Волшебные предметы» | Конкурс | 7 | |
| Книги-сборники. Басни и баснописцы. 3ч. | | | |
8 | Книги-сборники басен И.Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. | Чтение и обсуждение книг | 8 | |
9 | Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев. | Чтение и обсуждение книг | 9 | |
10 | Чтение басен с «бродячими сюжетами». Басни Эзопа и Л.Н.Толстого. | Конкурс чтецов | 10 | |
| Книги о родной природе. 3ч. | | | |
11 | Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. | Работа в группах | 11 | |
12 | Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление) | Презентация книги | 12 | |
13 | Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. | Творческое задание | 13 | |
| Книги Л.Н.Толстого для детей. 3ч. | | | |
14 | Книги Л.Н.Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. | Составление выставки книг | 14 | |
15 | Книга «Азбука Л.Н.Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведения Л.Н.Толстого. | Работа в группах | 15 | |
16 | Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого» | Работа в группах | 16 | |
| Животные – герои детской литературы. 4ч. | | | |
17 | Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. | Презентация | 17 | |
18 | Читальный зал: работа с книгой А.Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. | Работа с книгой | 18 | |
19 | Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А.Брема «Жизнь животных». | Презентация | 19 | |
20 | Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» | Конкурс отзывов | 20 | |
| Дети – герои книг. 3ч. | | | |
21 | Книги о детях (Л.Пантелеев, А.Гайдар, В.Драгунский и др.) Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.Пантелеева «Честное слово». | Выставка книг. Литературная игра. | 21 | |
22 | По страницам книги В.Железникова «Жизнь и приключения чудака». | Чтение и обсуждение книг | 22 | |
23 | Проект «Расскажи о любимом писателе» | Проект | 23 | |
| Книги зарубежных писателей. 2ч. | | | |
24 | Книги зарубежных писателей (Ц.Топелиус, Дж. Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).. Список книг зарубежных писателей для детей. | практическая работа | 24 | |
25 | Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг. | Работа в парах | 25 | |
| Книги о детях войны. 3ч. | | | |
26 | Книга Л.Воронковой «Девочка из города». | Чтение и обсуждение книги | 26 | |
27 | Книга В.Железникова «Девушка в военном». | Работа в читальном зале | 27 | |
28 | «Связь поколений»: сбор материалов, оформление «Книги памяти». | Творческая работа | 28 | |
| Газеты и журналы для детей. 3ч. | | | |
29 | Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. | Работа в библиотеке | 29 | |
30 | История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк» | Работа с журналами и газетами | 30 | |
31 | Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала. | Презентация Работа в группах | 31 | |
| «Книги, книги, книги…». 2ч. | | | |
32 | Книги их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для детей. | Практическая работа в библиотеке | 32 | |
33 | Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене | Работа в парах | 33 | |
| Обобщение изученного. 1ч. | | | |
34 | Библиотечная мозаика «Что узнали о книгах?» | Игра | 34 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМММЫ
п/п | Дата | Характер изменения | Причина корректировки | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись учителя, внесшего изменение | Подпись администратора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Обеспечение материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Цифровое оборудование
Ноутбук, экран, медиа проектор, сканер, копир, принтер.
Литература
Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.