СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного занятия «В мире книг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли .

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного занятия «В мире книг»»

Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей

начальных классов

_________ Кавылина Н.В.

Протокол №1

от _________2018 г

Согласовано

и.о. заместителя директора по УВР

___________ Баканова Т.Л.


_____________2018г

Утверждаю

Директор школы

__________ Буянова Г.В.


Приказ №______

_________

от____________ 2018г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочного занятия

«В мире книг»



Образовательная область: образовательная деятельность.

Ступень обучения: начальная школа, 3 класс.

Срок реализации: 2018-2019 учебный год.

Составитель программы: Кавылина Надежда Васильевна, учитель.





















с. Новообинцево

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

2.Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

3.Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48

4. Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

5. Авторской программы внеурочной деятельности Л. А. Ефросининой «В мире книг». 6.Образовательной программе начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ»

7. Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2018/2019 учебный год

8.Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ»



Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Задачи занятий:

создание на практике условий для реализации читательских умений;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.





Общая характеристика курса.

Внеурочное занятие «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли .

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Программа рассчитана на учащихся 3 класса, содержит 34 часа (1 час в неделю)

Ценностные ориентиры содержания занятий «В мире книг».

Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Планируемые результаты изучения факультатива.

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;

пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

вести диалог о прочитанной книге.



Содержание программы

3 класс (34 ч)



№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

История книги. Библиотеки.

4

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

3

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы.

3

4

Книги о родной природе.

3

5

Книги Л.Н.Толстого для детей.

3

6

Животные – герои детской литературы.

4

7

Дети – герои книг.

3

8

Книги зарубежных писателей.

2

9

Книги о детях войны.

3

10

Газеты и журналы для детей.

3

11

«Книги, книги, книги…»

2

12

Обобщение изученного.

1


Итого

34





Тематическое планирование

Тема занятия

Формы внеур. деят-ти

Дата (по плану)

(уч. неделя)

Дата (по факту)


История книги. Библиотеки. 4ч.




1

Беседа по ТБ. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Чтение и обсуждение книг

1


2

Библия. Детская библия (разные издания).

Работа с книгами

2


3

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Беседа

3


4

Система библиотечного обслуживания.

Экскурсия в библиотеку

4



По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. 3ч.




5

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне»

Работа с книгой

5


6

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка».

Рассматривание и сравнение книг

6


7

Конкурс - кроссворд «Волшебные предметы»

Конкурс

7



Книги-сборники. Басни и баснописцы. 3ч.




8

Книги-сборники басен И.Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Чтение и обсуждение книг

8


9

Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев.

Чтение и обсуждение книг

9


10

Чтение басен с «бродячими сюжетами». Басни Эзопа и Л.Н.Толстого.

Конкурс чтецов

10



Книги о родной природе. 3ч.




11

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Работа в группах

11


12

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление)

Презентация книги

12


13

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Творческое задание

13



Книги Л.Н.Толстого для детей. 3ч.




14

Книги Л.Н.Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Составление выставки книг

14


15

Книга «Азбука Л.Н.Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведения Л.Н.Толстого.

Работа в группах

15


16

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого»

Работа в группах

16



Животные – герои детской литературы. 4ч.




17

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Презентация

17


18

Читальный зал: работа с книгой А.Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Работа с книгой

18


19

Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А.Брема «Жизнь животных».

Презентация

19


20

Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!»

Конкурс отзывов

20



Дети – герои книг. 3ч.




21

Книги о детях (Л.Пантелеев, А.Гайдар, В.Драгунский и др.) Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.Пантелеева «Честное слово».

Выставка книг.

Литературная игра.

21


22

По страницам книги В.Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Чтение и обсуждение книг

22


23

Проект «Расскажи о любимом писателе»

Проект

23



Книги зарубежных писателей. 2ч.




24

Книги зарубежных писателей (Ц.Топелиус, Дж. Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).. Список книг зарубежных писателей для детей.

практическая работа

24


25

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг.

Работа в парах

25



Книги о детях войны. 3ч.




26

Книга Л.Воронковой «Девочка из города».

Чтение и обсуждение книги

26


27

Книга В.Железникова «Девушка в военном».

Работа в читальном зале

27


28

«Связь поколений»: сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Творческая работа

28



Газеты и журналы для детей. 3ч.




29

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

Работа в библиотеке

29


30

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк»

Работа с журналами и газетами

30


31

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала.

Презентация

Работа в группах

31



«Книги, книги, книги…». 2ч.




32

Книги их типы и виды.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Практическая работа в библиотеке

32


33

Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене

Работа в парах

33



Обобщение изученного. 1ч.




34

Библиотечная мозаика «Что узнали о книгах?»

Игра

34




ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМММЫ

п/п


Дата


Характер изменения

Причина корректировки

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись учителя, внесшего изменение


Подпись администратора






































Обеспечение материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Цифровое оборудование

Ноутбук, экран, медиа проектор, сканер, копир, принтер.

Литература

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!