СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 4 класса 2022 - 2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа предмета «Русский родной язык»  для обучающихся  в 4 классе, составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

2.Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья» от 19 декабря  20114 г.№ 1598;

3.Примерная  адаптированная основная  общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно -детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1;

4.Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021-2022 учебный год;

5.Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования» Ступени»;

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид 1 – 4 классы под редакцией С.В.Комаровой;

7. С учётом программы воспитания ОГАОУ «Центр образования» начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 4 класса 2022 - 2023 учебный год»

Приложение

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными

нарушениями (вариант 1)












Рабочая программа

учебного предмета «Речевая практика»

для обучающихся 4 класса

2022 - 2023 учебный год












Составитель: Чекалдина Е.О.

учитель начальных классов.












Биробиджан, 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский родной язык» для обучающихся в 4 классе, составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

2.Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 20114 г.№ 1598;

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно -детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1;

4.Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021-2022 учебный год;

5.Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования» Ступени»;

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид 1 – 4 классы под редакцией С.В.Комаровой;

7. С учётом программы воспитания ОГАОУ «Центр образования» начального общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю,34 учебные недели) для 4 класса.

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через выработку умений правильно выражать смысловую речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

― уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово,предложение, словосочетание);

― способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной

деятельности;

― формировать основы навыка полноценного чтения художественных

текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

-развивать навыки устной коммуникации;

― формировать положительные нравственные качества и свойства

личности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся

дети, испытывающие трудности в обучении. Проблемы обучающихся могут

быть связаны с педагогической и социальной запущенностью,

несформированностью предпосылок к школьному обучению, учебной

мотивации. Также у детей с ограниченными возможностями здоровья часто

наблюдаются поражения центральной нервной системы, особенно

перинатального характера. Самыми характерными признаками детей с

подобными нарушениями являются такие изменения в поведении ребёнка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональная неустойчивость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Категорию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризует недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Оценивается реально присутствующий опыт деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Речевая практика»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов.

Личностные учебные действия:

– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

– способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,

договоренностей;

–понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном

обществе;

– готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Планируемые предметные действия:

Минимальный уровень:

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Планируемые универсальных действий (БУД):

Формирование следующих базовых универсальных действий (БУД):

Коммуникативные базовые учебные действия:

– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,

ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

–использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

– обращаться за помощью и принимать помощь;

– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно

взаимодействовать с людьми;

– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные базовые учебные действия:

– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать

руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

– устанавливать видо-родовые отношения предметов;

– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на

наглядном материале;

– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

– читать и выражать свои мысли вслух;

– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями

окружающей действительности;

– работать с несложной по содержанию и структуре информацией

(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное

схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и

электронных и других носителях).


Содержание учебного предмета

В 4 классе, на ряду со специфической задачей повышения самостоятельности школьников в речевом общении встаёт задача знакомства детей с простейшими законами организации текста, в том числе письменного высказывания.

В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.

Аудирование и понимание речи. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления , испуга и др. соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты.

Общение и его значение в жизни. Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из того устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей.

Обращение, привлечение внимания. Обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение. Бытовые обращения к сверстникам в семье. Именные. Бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения. Специфика половозрастных обращений. Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения. Обращение в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут...», «меня зовут, а тебя?». Формулы «это...» , «Познакомься, пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познакомиться ( «Очень приятно!» «Рад познакомиться!».

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата. Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте». Развёртывание формул с помощью обращения по имени отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг, посмотреть в глаза. Формулы, сопровождающие получению подарка.

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Пожелания близким и малознакомым людям,

сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Поздравительные открытки. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Телефонный разговор.

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Мотивировка отказа.

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки.

Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения. Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Тематическое планирование

п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Делимся новостями

2

Я выбираю книгу

3

Играем в сказку

3 ч

4

Сочиняем сказку

3 ч

5

Я пассажир

4 ч

6

У телевизора

3 ч

7

Знаки-помощники

3 ч

8

Новогодние чудеса

7 ч


В гостях у леса

4 ч


Задушевный разговор

4 ч


Готовимся к празднику

5 ч


Приглашение

4 ч


В саду ли в огороде

2 ч


Я и взрослые

3 ч


Поздравление

7 ч


Мой помощник-телефон

3 ч


Скоро каникулы!

5 ч

Итого






Календарно-тематический планирование

П/п

Разделы, темы

часы

Виды учебной деятельности обучающихся.


План

Факт

Делимся новостями(4ч.)

1

Введение в ситуацию.

1

Поздравление с началом нового учебного года. Работа с иллюстрациями. Составление рассказа о том, как провели каникулы.

2.09


2

Расскажи мне о своих летних каникулах.


1

Составление рассказа с опорными словами по иллюстрации. Повторение правил этикета. Рисование рисунка.

3.09


3

Рассказываем о своих друзьях.

1

Составление рассказа о своём друге. Ответы на вопросы.

9.09


4

Игра «Вопрос на вопрос».


1

Составление рассказа о самых интересных событиях, прошедшим летом. Игра «Угадай мой рисунок».

10.09


Я выбираю книгу(4ч.)

5

Я выбираю книгу.


1

Работа по учебнику, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.

16.09


6

Книга - лучший собеседник.


1

Беседа о книге, что интересного можно узнать из книги.

17.09


7

Моя любимая книга.


1

Выбор книги, беседа и рассказ чем понравилась данная книга.

23.09


8

Виртуальная экскурсия в библиотеку.

13

Знакомство со школьной библиотекой̆, правила поведения в библиотеке.


24.09


Играем в сказку (3 часа)


9

Знакомство со сказкой̆ «Петушок-Золотой̆ гребешок».

1

Просмотр сказки, обсуждение.




30.09


10

Пересказ сказки.


1

Пересказ сказки с опорой̆ на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу».

1.10


11

Инсценировка сказки

1

Инсценированные сказки.

7.09



Сочиняем сказку (3 часа)


12

Моя любимая сказка.

1

Пересказ своей̆ любимой̆ сказки.

8.09


13

Сочиняем сказку.

1

Сочинение сказки по вопросам, работа в тетради.

14.10


14

Сочиняем свою сказку.


1

индивидуальное сочинение сказки по картинкам, началу

15.10


Я пассажир (4 часа)

15

Я пассажир.

1

Работа по картинкам, ответы на вопросы.

21.10


16

Правила поведения в транспорте.

1

Повторение правил поведения в транспорте.

22.10


17

Ролевая игра «В автобусе».

1

Проведение сюжетно- ролевой̆ игры, беседа, ответы на вопросы.

04.11


18

Виртуальная экскурсия «Мы и дорога»


1

Повторение ПДД.


05.11


У телевизора (3 часа)


19

Я у телевизора.

1

Беседа о назначении телевизора, работа по учебнику.

11.11


20

Полезные и вредные телевизионные передачи.

1

Беседа о передачах, которые показывают по телевизору, что можно смотреть.

12.11


21

Составь свою телевизионную передач

1

Составление собственных телепередач на неделю, время, канал и т.д.

18.11

19.11


Знаки-помощники (3 часа)


22

Знаки – помощники. Их значение


1

Рассматривание картинок, чтение стихотворения, ответы на вопросы. Разбор значений каждого знака.

25.11

26.11


23

Правила дорожного движения достойны уважения.

1

Работа с дорожными знаками. Рисование дорожных знаков.

02.12

03.12


24

Экскурсия на школьную площадку «Автогородок»

1

Показ, работы светофора, беседа на на площадке «Автогородка»

09.12


Новогодние чудеса (7 часов)


25

Новогодние превращения

1

Изготовление новогодних украшений из ваты, яйца, бумаги, фольги

10.12

16.12


26

В гости к Деду Морозу.

1

Составление письма к деду Морозу.

17.12


27

Готовимся к празднику.


1

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору. Самостоятельное составление письма Деду Морозу.

23.12


28

Новогодние поздравления.

1

Составление текста поздравительных открыток

24.12


29

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка»

1

Просмотр сказки, обсуждение.


13.01


30

Пересказ сказки

1

Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы, составление небольшого рассказа.

14.01


31

Закрепление пройденного за полугодие. Тестирование


20.01


В гостях у леса (4 часа)


32

Виртуальный поход в лес

1

Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы, составление небольшого рассказа.

21.12


33

Я на прогулке в лесу.

1

Зарисовка, ответы на вопросы, работа по учебнику.

27.01


34

Мы друзья или враги природы?

1

Составление правил поведения в лесу, работа с серией картинок. Запрещающие знаки.

28.01



35

Учимся понимать животных

1

Работа с предметными и сюжетными картинками. Просмотр видеофильма о лесных животных, их повадках. Составление рассказа о животном.

04.02


Задушевный разговор (4 часов)


36

Сущность задушевного разговора

1

Вопросы и ответы о семье ученика. Работа с серией картинок о взаимоотношениях в семье.

10.02


37

Вместе в беде и в радости.


1

Чтение стихотворения, беседа по содержанию, работа по картинкам.

11.02


38-39

Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».


2

Чтение рассказа. Беседа по вопросам. Подготовка к пересказу. Тестирование по рассказу

17.02

18.02


Готовимся к празднику (5 часов)



40

23 февраля- день защитника Отечества.

1

Беседа. Виртуальная экскурсия в музей Воинской Славы

24.02


41-42

Готовимся к празднику.


2

Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы, составление поздравлений. Изготовление открытки.

25.02


03.03


43

Праздник 8 марта. Мамин день

1

Рассказ о празднике. Составление поздравительного текста

04.03


44

Изготовление открытки.

1

Открытка с праздником

10.03


Приглашение (4 часов)


45

Поздравляю!

1

Ответы на вопросы, работа по картинкам. План приглашения на праздник.

11.03


46

Пригласительная открытка.


1

Составление текста приглашения родителям и учителю, оформление. Доставка адресатам.


17.03


47

Пригласительная открытка.

1

Составление пригласительной̆ открытки другу на день рождение. Доставка адресатам.

18.03


48

Игра « В гостях»

1

Правила этикета в гостях


В саду ли в огороде (2 часа)

49

Виртуальное посещение огорода и сада

1

Видео фильмы. Беседа .

24.03


50

Составление план посадки и ухода за растением в огороде и саду

1

Составление памятки юному любителю природы, зарисовки.

25.03


Я и взрослые ( 3 часа)

51

Культура общения с взрослыми

1

Ролевая игра. Проигрывание составленных диалогов.

31.03


52

Культура общения с малознакомыми людьми.

1

Ролевая игра. Проигрывание составленных диалогов

01.04


53

Обобщающий урок по теме

1

Повторение изученного. Тест.

07.04


Поздравления (4 часа)

54

Поздравляю!

1

Составление поздравления по плану

08.04


55

Поздравительная открытка ветерану

1

Изготовление открытки. Фрагменты Парада Победы.

14.04


56

Поздравление с днём рождения.


1

Произношение поздравления (стоять прямо, обращаться к имениннику, произносить текст).

торжественно, доброжелательно) Разучить поздравления на день рождения.

15.04


57

Поздравление с днём рождения.


1

Разучивание поздравления на день рождения. Подготовка устных и письменных поздравлений, рисование открытки.

21.04


Мой помощник-телефон (3 часа)

58-59

Значение телефона в жизни человека. Я -помощник

2

Вопросы и ответы по теме урока. Работа с предметными и сюжетными рисунками7

22.04


60

Современная техника в доме

1

Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам

28.04


Поздравления ( 3 часа). Продолжение

61

Этих дней не смолкнет слава!


Беседа по теме «День Победы». Экскурсия к обелиску.

29.04


62

Подвиг наших дедов и прадедов

6 мая

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой̆ отечественной̆ войне. Составление поздравлений с Днём Победы.

05.05


63

Подвиг наших дедов и прадедов

1

Просмотр и обсуждение фильма «Парад Победы»


06.05


Скоро каникулы! (5 часов)

64

Летние каникулы

1

Конструирование возможных диалогов. Проигрывание ситуации.

12.05


65

Составление предложений по теме «Лето»

1

Составление предложений с опорой̆ на схемы и слова по картинке, а далее на основе личного опыта.

13.05


66-67

Резерв

2


19.05

20.05


68

Итоговое занятие

1

Повторение материала, проеденного за год.

26.05




Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации

1. Когда тебе дарят подарки, ты говоришь:

А) спасибо В) сколько стоит

С) благодарю за подарок, мне очень приятно Д) хочу ещё подарок

2. Человек должен относиться к природе так:

А) защищать и охранять природу

В) помогать восстанавливать вырубленные леса

С) беречь и защищать природу

Д) помогать животным заботиться об их потомстве

3. Кто из обитателей природы питается орехами?

А) кедровки и сойки В) белки и барсуки С) лисы и волки Д) кабаны

4. Продолжи предложение: «Зимующими называют птиц, которые …»

А)перебираются на зиму ближе к жилью человека;

В) осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются;

С) зимуют в наших краях.

5. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.

Понедельник — рабочий день, а воскресенье - __________________

Понедельник - первый день недели, а воскресенье - ______________

Январь — первый месяц года, март - __________________________

Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________

Январь год начинает, а ____________________________ заканчивает

6. Составление рассказа о праздновании дня рождения

Мы с друзьями водили хоровод (играли в «Каравай»).

У меня был день рождения.

Они принесли много подарков.

День рождения был весёлый!

На день рождения ко мне приходили друзья.



Тест для учащихся 4 класса

по предмету «Развитие речи» (с вариантами ответов)

Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по развитию речи за курс начальной школы.



Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.



1. Подчеркни названия весенних месяцев.

Январь, март, август, май, февраль, сентябрь, апрель, декабрь.



2. Расположи названия весенних месяцев по порядку.

март (1)

май (3)

апрель (2)



3. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.

Понедельник — рабочий день, а воскресенье - __________________ (выходной)

Понедельник - первый день недели, а воскресенье - ______________ (последний)

Январь — первый месяц года, март - __________________________ (третий)

Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________ (летний)

Январь год начинает, а ____________________________ заканчивает (декабрь)



4. Продолжи предложение: «Домашними называют животных, которые …»

- живут в природе и сами заботятся о себе;

- живут возле человека и человек о них заботится.



5. Подчеркни названия диких животных.

Медведь, корова, лошадь, лось, свинья, овца, белка, лиса, заяц, кролик.



6. Напиши общее название каждой группе слов.

Малина, клубника, черника - _______________________. (ягоды)

Сапоги, ботинки, туфли - __________________________. (обувь)

Пчела, бабочка, стрекоза - _________________________. (насекомые)

Кресло, шкаф, диван - ____________________________. (мебель)

Малина, клубника, смородина - ____________________. (ягода)

Морковь, капуста, огурец - ________________________. (овощи)



7. Подбери к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Соедини слова стрелочкой.

Берёза ягода

малина дерево

коза насекомое

волк домашнее животное

бабочка дикое животное



8. Подчеркни названия ранне цветущих растений.

Медуница, мать-и-мачеха, ромашка, роза, колокольчик, подснежник.



9. Продолжи предложение: «Зимующими называют птиц, которые …»

- перебираются на зиму ближе к жилью человека;

- осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются;

- зимуют в наших краях.


10. Подчеркни названия перелётных птиц.

Ворона, воробей, ласточка, скворец, голубь, кукушка, соловей, дятел, грач.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!