муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)
«26» августа 2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка и движение»
5 ”Г” класса
(2 вариант)
2022 - 2023 учебный год
Учитель:
Шлыкова А.С.
Согласовано
Зам.директора по УВР Пихай Ю.П._______
г. Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МКОУ С(К)Ш №14;
- учебного плана АООП (вариант 2)
Данная программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Программа составлена для учащихся 5 класса с умеренной степенью умственной отсталости (2 вариант).
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и движения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Содержанием работы на уроках музыки и движения в пятом классе является музыкальноритмическая деятельность детей. Основными видами деятельности на уроках являются слушание музыки, выполнение музыкально-ритмических движений, пение, игра на простейших музыкальных инструментах.
Содержание учебного предмета
Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредоточиться в ответ на её звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Происходит обобщение и уточнение элементарных знаний учащихся о музыке, обращая особое внимание на формирование их элементарных представлений о чувствах, которые она вызывает. Развитие восприятия учащимися отдельных звуков, музыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах.
Проводятся игры на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, на ориентировку в пространстве класса с учётом динамики музыкального произведения.
Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым, подражая его интонации; воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню – не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением). Закрепление и развитие навыков пения, сформированных в предыдущих классах. Исполнение песен в два-три куплета с лексикой, доступной для понимания и воспроизведения учащимися; произведений с различными движениями. Стимулирование желания учащихся петь, обучая их пению с инструментальным сопровождением и без него, вместе с учителем и самостоятельно.
Музыкально-ритмические движения способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На уроках поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения; выполнять элементарные движения с предметами, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого. Совместно с учащимися создание различных образов в инсценировках песен. Привлечение учащихся к участию в музыкальных играх-драматизациях, вырабатывая у них навыки речи и движений, взаимодействия друг с другом в элементарных диалогах. В процессе музыкально-ритмических движений совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Игра на музыкальных инструментах является составной частью урока музыки и движения. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувства партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Дальнейшее обучение музицирования на музыкальных инструментах. В ходе музицирования обучение учащихся различать музыкальные инструменты по тембру. Развитие умений учащихся подыгрывать на музыкальных инструментах мелодий, исполняемых учителем, сопровождение мелодий народных и композиторских песен. Учащиеся учатся самостоятельно импровизировать на музыкальных инструментах.
Музыкальный материал для пения, слушания, музыкально-ритмических движений подбирается с учётом возрастных особенностей, возможностей, развития и интересов детей. В репертуар включаются песни и музыкально-ритмические движения для исполнения на школьных праздниках и концертах.
Описание места учебного предмета в учебном процессе
Рабочая программа по курсу «Музыка и движение» в 5 классе рассчитана 2 раза в неделю (33 учебные недели).
Ожидаемый результат Предметные результаты.
Учащиеся должны знать: Достаточный уровень элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им: вдох, внимание, начало пения и его окончание;
различные темпы: быстро, медленно;
силу звучания: тихо, громко;
звуки: шумовые, музыкальные, высокие, низкие, длинные, короткие; минимальный уровень
различные темпы: быстро, медленно; силу звучания: тихо, громко;
звучание некоторых инструментов.
Учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
правильно сидеть или стоять при пении;
различать весёлый и грустный характер музыки;
петь спокойно, без выкриков, ясно проговаривая слова;
пользоваться приёмами игры на детских музыкальных инструментах; исполнять произведения с движениями;
звучание инструментов симфонического и народного оркестров;
различать на слух песню, танец, марш;
определять настроение и характер мелодии;
выполнять простейшие плясовые движения под музыку.
Минимальный уровень
правильно сидеть или стоять при пении;
различать весёлый и грустный характер музыки;
пользоваться приёмами игры на детских музыкальных инструментах; определять настроение и характер мелодии; выполнять простейшие плясовые движения под музыку.
Личностные результаты.
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п\п | Наименование разделов | Содержание тем учебного предмета |
1. | Музыкальные жанры | | Дать элементарные представления о разных жанрах в музыке: песня, хоровод, танец, марш. Формирование представлений учащихся о временах года (осени), природных явлениях средствами музыки. Разучивание осенних песенок-танцев. Коррекция внимания, памяти с помощью приобщения детей к пению, учить подпевать повторяющиеся слова («мяу-мяу»), звукоподражание. Познакомить с жанром танец. Отличать танец среди разной музыки. Исполнение танцевальных движений. |
2. | Средства музыкальной выразительности. | | Познакомить детей со звуками высокими и низкими, учить их различать. Музыкальный материал по выбору. Познакомить детей со звуками короткими и длинными. Учить выполнять простейшие ритмические рисунки. Познакомить детей с понятием «динамика», учить различать музыку громкую и тихую. Познакомить с инструментом, его видами, прослушать звучание инструмента, просмотр видео. Игра на инструменте. Определить, к какой группе инструментов относится. |
3. | Мы - слушатели. | | Формирование представлений учащихся о зиме, природных явлениях средствами музыки. Формирование представлений учащихся о весне, природных явлениях средствами музыки. Определение настроения музыки. Учить в движении передавать настроение. Слушание звучания разных инструментов |
4 | Мы - исполнители. | | Передача различных по характеру мелодий через движение. Слушание маршевых песен, отстукивание ритма марша, маршировка. Слушание сказочных мелодий, передача настроения, характера музыки через движение. Разучивание песни о маме к празднику по выбору учителя. Исполнение простых ритмических рисунков на муз.инструментах. Учить проявлять песенное творчество |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Музыка и движение»
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов |
1 2 | | Песня, танец, марш. | 2 |
3 4 | | Осенний хоровод. | 2 |
5 6 | | Музыкальное путешествие в осенний лес | 2 |
7 8 | | Жанр песня. | 2 |
9 10 | | Жанр танец. | 2 |
11 12 | | Жанр марш. | 2 |
13 14 | | Сказка в музыке | 2 |
15 16 | | Музыка веселая и грустная. | 2 |
17 18 | | Музыка плясовая и маршевая. | 2 |
19 20 | | Маршируем как солдаты. | 2 |
21 22 | | Мы – исполнители. Песенка для мам. | 2 |
23 24 | | Мы - слушатели. Музыкальные инструменты | 2 |
25 26 | | Бубен. | 2 |
27 28 | | Барабан | 2 |
29 30 | | Металлофон. | 2 |
31 32 | | Балалайка. | 2 |
33 34 | | Скрипка. | 2 |
35 36 | | Фортепиано. | 2 |
37 38 | | Мы – исполнители. Веселый оркестр. | 2 |
39 40 | | Шумовой оркестр | 2 |
41 42 | | Мы – слушатели. Звуки зимы. | 2 |
43 44 | | Мы – исполнители. Песни Нового года. | 2 |
45 46 | | Мы – исполнители. Новогодний хоровод. | 2 |
47 48 | | Музыка быстрая и медленная. | 2 |
49 50 | | Диагностические уроки. Промежуточная диагностика | 2 |
51 52 | | Эти разные звуки. | 2 |
53 54 | | Мы - исполнители. К нам гости пришли. | 2 |
55 56 | | Голоса животных. | 2 |
57 58 | | Пение птиц. | 2 |
59 60 | | Мы - слушатели. Музыкальный образ весны. | 2 |
61 62 | | Мы – слушатели. Путешествие в лето. | 2 |
63 64 | | Волшебный ансамбль. | 2 |
65 66 | | Мы - слушатели. Музыкальные инструменты: гитара. Маракасы. | 2 |