МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей Протокол №1 от 27.08.2020 г. Руководитель ШМО ______________ В.С. Бакутина «27» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ Д.А. Щербаков «27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2020 г. № 145 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 28.08.2020 г. №1 Директор __________ Т.В. Круподёрова М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка и движение»
4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
(индивидуальное обучение)
Программу составила
Круподёрова Татьяна Викторовна,
учитель индивидуального обучения
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:
- с учебным планом МБОУ СШ №5 на 2020-2021 учебный год;
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.
Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с отклонениями в развитии. Является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающегося с проблемами в развитии. Формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.
Цель: овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся.
Задачи:
- формирование элементарных знаний о музыке и собственную музыкально исполнительскую деятельность;
- формировать умение ориентироваться в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку;
- развивать музыкально-исполнительские навыки;
- обучение навыкам самоконтроля;
- развитие долговременной памяти;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- помочь самовыражению учащихся через занятия музыкальной деятельностью;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Место учебной дисциплины в учебном плане.
На изучение учебной дисциплины «Музыка и движение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, из которых 0,5 часа в неделю – индивидуально на дому, 17 часов в год (34 учебные недели).
Виды деятельности на уроках музыки.
«Пение»
«Слушание музыки»
«Игра на музыкальных инструментах»
«Элементы музыкальной грамоты»
«Музыкально-ритмические движения»
«Театрализованная деятельность»
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- названия инструментов и их звучание (колокольчик, погремушка, треугольник, бубен, барабан);
- элементарные сведения о нотной записи (ноты, нотный стан, счет линеек)
- характер музыкальных произведений;
Обучающиеся должны уметь:
- брать правильно дыхание и распределять правильно его при пении;
- петь знакомую мелодию в сопровождении инструмента и без него;
- различать на слух песню, танец, марш;
- использовать динамические оттенки при исполнении (тихо-громко);
- различать звучание отдельных инструментов;
- пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, погремушки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка и движение»
Обучающейся должен уметь:
слушать и понимать мелодии разных музыкальных жанров (марш, песня, вальс);
видеть и понимать доступные по содержанию видеозаписи концертов;
узнавать и напевать мелодии знакомых песен;
слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя;
передавать простейшие ритмические движения: ходить, двигаться по кругу, парами;
выполнять элементарные движения с предметами;
выполнять простейшие танцевальные движения под музыку;
узнавать и показывать музыкальные инструменты и выбирать их по звучанию;
соотносить реальный предмет (музыкальный инструмент) с его изображением.
Обучающийся должен знать:
название и содержание 3-4 песен;
название 3-х музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, барабан;
3-4 простых танцевальных движения под разные жанры музыки;
направления движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Промежуточная аттестация проводится в форме динамического контроля.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол–во часов |
1-2 | «Марш» С. Прокофьев – слушание «Маршируем вместе» - муз. ритм. игра | 1 |
3-4 | Бубен. «Тише – громче в бубен бей» - дид. игра | 1 |
5-6 | Погремушка. «Как у наших у ворот» - подыгрывание | 1 |
7-8 | «Игра с погремушками» Ф. Фролов «Пляска с погремушками» И. Арсеева | 1 |
9-10 | Высоко и низко «Два веселых гуся» | 1 |
11-12 | «Из – под дуба» - р. н. песня – ритм «Ворон» -игра - прибаутка | 1 |
13-14 | Колокольчик. «Воробушки» - М. Красев слушание | 1 |
15-16 | «Марш» М. Роббер «Кулачки – ладошки игра | 1 |
17-18 | «Новогодний хоровод» муз. ритм. движения «Дед Мороз» слушание | 1 |
19-20 | «В лесу родилась елочка» подпевание «Звери на елке» И. Агафонов слушание | 1 |
21-22 | Треугольник. «Два петушка» Г. Левкодимов – слушание «Займи домик» М. Магиденко игра | 1 |
23-24 | Барабан. «Марш» С. Прокофьев слушание «Бравые солдаты» разучивание | 1 |
25-26 | Танец. «Барыня» р. н. песня слушание | 1 |
27-28 | «Плясовая» В. Семенов слушание. «Матрешки» муз. ритм. движения «Васька – кот» игра | 1 |
29-30 | «Клоуны» Д. Кабалевский слушание «Не опоздай» игра | 1 |
31-32 | «Песня о весне» Г. Фрид слушание «Светит месяц» р. н. мелодия слушание | 1 |
33-34 | «Сорока сорока» р.н. песня «Воробушки» М. Красев слушание «Курочки и петушок» игра | 1 |
Учебно-методический комплекс
Перечень оборудования и дидактического материала.
Детские музыкальные инструменты; аудио и видиозаписи; звуковые игрушки, книжки, картинки; учебно – наглядный материал; костюмы; куклы бибабо и т.д.
Список литературы
Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.
Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.