СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Химия". 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа: Гара, Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Химия". 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

С. И. Евдокимова

Приказ №______

от ________2019



Рабочая программа



учителя высшей квалификационной категории


Ершовой Татьяны Анатольевны


«ХИМИЯ»

Основное общее образование, 8 Б, В, Г классы

(базовый уровень)



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Т.А. Ершова

______________2019



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________Т.Д. Буракова

_____________2019





2019/2020 учебный год

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 класса.

Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа: Гара, Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе пособия, входящего в УМК - Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н.Н. Гара. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014.

Уровень освоения содержания образования по предмету: базовый.

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 18» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 18» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 8 Б, 8 В, 8 Г классов МБОУ «СОШ № 18».

Сроки освоения программы: 2019/2020 учебный год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: устный опрос, домашняя работа, письменные работы (самостоятельные работы, проверочные работы, тестирование, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, зачеты, проекты).


















  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы по ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

10) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

11) умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;

12) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов их разрешения.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7) овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на уровень среднего общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

9) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Основные понятия химии

Выпускник научится:

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.























  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.



Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


Раздел 3. Строение вещества

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.



























  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

контрольных работ

практических работ

1

Первоначальные химические понятия

20

1

2

2

Кислород. Горение

5


1

3

Водород

3


1

4

Вода. Растворы

7

1

1

5

Количественные отношения в химии

5



6

Основные классы неорганических соединений

11

1

1

7

Периодический закон и строение атома

7



8

Строение вещества. Химическая связь

7

1


9

Резервное время

5



Итого

70

4

6







Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Номер урока

Тема

Дата проведения

Примечания

8 Б

8 В

8 Г

План

Факт

План

Факт

План

Факт


Первоначальные химические понятия (20 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства








Методы познания в химии








Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени








Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей








Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли








Физические и химические явления. Химические реакции








Атомы, молекулы и ионы








Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки








Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы








Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса








Закон постоянства состава веществ








Химические формулы. Относительная молекулярная масса








Массовая доля химического элемента в соединении








Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений








Составление химических формул по валентности








Атомно-молекулярное учение








Закон сохранения массы веществ








Химические уравнения








Типы химических реакций








Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»








Кислород. Горение (5 ч)

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода








Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе








Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода








Озон. Аллотропия кислорода








Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений








Водород (3 ч)

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода

и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом








Химические свойства водорода и его применение








Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств








Вода. Растворы (7 ч)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды








Физические и химические свойства воды. Применение воды








Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде








Массовая доля растворённого вещества








Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества








Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы»








Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»








Количественные отношения в химии (5 ч)

Моль - единица количества вещества. Молярная масса








Вычисления по химическим уравнениям








Закон Авогадро. Молярный объём газов








Относительная плотность газов








Объёмные отношения газов при химических реакциях








Основные классы неорганических соединений (11 ч)

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение








Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение, физические свойства








Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований








Амфотерные оксиды и гидроксиды








Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения








Химические свойства кислот








Соли: классификация, номенклатура, способы получения








Свойства солей








Генетическая связь между основными классами неорганических соединений








Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»








Контрольная работа по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»








Периодический закон и строение атома (7 ч)

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов








Периодический закон Д. И. Менделеева








Периодическая таблица химических элементов








Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент








Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона








Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева








Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома»








Строение вещества. Химическая связь (7 ч)

Электроотрицательность химических элементов








Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь








Ионная связь








Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов








Окислительно-восстановительные реакции








Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь»








Контрольная работа по темам «Периодический закон и строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»








Резервное время (5 ч)

Резерв. Повторение изученного по темам «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы»








Резерв. Повторение изученного по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»








Резерв. Повторение изученного по теме «Периодический закон и строение атома»








Резерв. Повторение изученного по теме «Периодический закон и строение атома»








Резерв. Повторение изученного по теме «Строение вещества. Химическая связь»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!