Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
С. И. Евдокимова
Приказ №______
от ________2019
Рабочая программа
учителя высшей квалификационной категории
Ершовой Татьяны Анатольевны
«ХИМИЯ»
Основное общее образование, 8 Б, В, Г классы
(базовый уровень)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ Т.А. Ершова
______________2019
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
__________Т.Д. Буракова
_____________2019
2019/2020 учебный год
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 класса.
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа: Гара, Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе пособия, входящего в УМК - Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н.Н. Гара. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014.
Уровень освоения содержания образования по предмету: базовый.
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 18» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ № 18» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 8 Б, 8 В, 8 Г классов МБОУ «СОШ № 18».
Сроки освоения программы: 2019/2020 учебный год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: устный опрос, домашняя работа, письменные работы (самостоятельные работы, проверочные работы, тестирование, контрольные работы, лабораторные работы, практические работы, зачеты, проекты).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы по ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11) умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
12) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов их разрешения.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7) овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на уровень среднего общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
9) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Основные понятия химии
Выпускник научится:
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Раздел 3. Строение вещества
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
контрольных работ | практических работ |
1 | Первоначальные химические понятия | 20 | 1 | 2 |
2 | Кислород. Горение | 5 | | 1 |
3 | Водород | 3 | | 1 |
4 | Вода. Растворы | 7 | 1 | 1 |
5 | Количественные отношения в химии | 5 | | |
6 | Основные классы неорганических соединений | 11 | 1 | 1 |
7 | Периодический закон и строение атома | 7 | | |
8 | Строение вещества. Химическая связь | 7 | 1 | |
9 | Резервное время | 5 | | |
Итого | 70 | 4 | 6 |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Тема | Дата проведения | Примечания |
8 Б | 8 В | 8 Г |
План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
Первоначальные химические понятия (20 ч) |
| Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства | | | | | | | |
| Методы познания в химии | | | | | | | |
| Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени | | | | | | | |
| Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | | | | | | | |
| Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли | | | | | | | |
| Физические и химические явления. Химические реакции | | | | | | | |
| Атомы, молекулы и ионы | | | | | | | |
| Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки | | | | | | | |
| Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы | | | | | | | |
| Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса | | | | | | | |
| Закон постоянства состава веществ | | | | | | | |
| Химические формулы. Относительная молекулярная масса | | | | | | | |
| Массовая доля химического элемента в соединении | | | | | | | |
| Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений | | | | | | | |
| Составление химических формул по валентности | | | | | | | |
| Атомно-молекулярное учение | | | | | | | |
| Закон сохранения массы веществ | | | | | | | |
| Химические уравнения | | | | | | | |
| Типы химических реакций | | | | | | | |
| Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия» | | | | | | | |
Кислород. Горение (5 ч) |
| Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода | | | | | | | |
| Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе | | | | | | | |
| Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода | | | | | | | |
| Озон. Аллотропия кислорода | | | | | | | |
| Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений | | | | | | | |
Водород (3 ч) |
| Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом | | | | | | | |
| Химические свойства водорода и его применение | | | | | | | |
| Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств | | | | | | | |
Вода. Растворы (7 ч) |
| Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды | | | | | | | |
| Физические и химические свойства воды. Применение воды | | | | | | | |
| Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде | | | | | | | |
| Массовая доля растворённого вещества | | | | | | | |
| Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества | | | | | | | |
| Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы» | | | | | | | |
| Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» | | | | | | | |
Количественные отношения в химии (5 ч) |
| Моль - единица количества вещества. Молярная масса | | | | | | | |
| Вычисления по химическим уравнениям | | | | | | | |
| Закон Авогадро. Молярный объём газов | | | | | | | |
| Относительная плотность газов | | | | | | | |
| Объёмные отношения газов при химических реакциях | | | | | | | |
Основные классы неорганических соединений (11 ч) |
| Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение | | | | | | | |
| Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение, физические свойства | | | | | | | |
| Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований | | | | | | | |
| Амфотерные оксиды и гидроксиды | | | | | | | |
| Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения | | | | | | | |
| Химические свойства кислот | | | | | | | |
| Соли: классификация, номенклатура, способы получения | | | | | | | |
| Свойства солей | | | | | | | |
| Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | | | | | | | |
| Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | | | | | | | |
| Контрольная работа по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | | | | | | | |
Периодический закон и строение атома (7 ч) |
| Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов | | | | | | | |
| Периодический закон Д. И. Менделеева | | | | | | | |
| Периодическая таблица химических элементов | | | | | | | |
| Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент | | | | | | | |
| Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона | | | | | | | |
| Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева | | | | | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома» | | | | | | | |
Строение вещества. Химическая связь (7 ч) |
| Электроотрицательность химических элементов | | | | | | | |
| Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь | | | | | | | |
| Ионная связь | | | | | | | |
| Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | | | | | | | |
| Окислительно-восстановительные реакции | | | | | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь» | | | | | | | |
| Контрольная работа по темам «Периодический закон и строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь» | | | | | | | |
Резервное время (5 ч) |
| Резерв. Повторение изученного по темам «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы» | | | | | | | |
| Резерв. Повторение изученного по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | | | | | | | |
| Резерв. Повторение изученного по теме «Периодический закон и строение атома» | | | | | | | |
| Резерв. Повторение изученного по теме «Периодический закон и строение атома» | | | | | | | |
| Резерв. Повторение изученного по теме «Строение вещества. Химическая связь» | | | | | | | |