ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
для 10-х классов
общеобразовательных учреждений
(2 часа в неделю, всего 70 ч)
УМК Г.Е. Рудзитиса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Гара Н.Н для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-11 классов (базовый курс).
УМК:
- учебник «Химия 10 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2009г.
- пособие для учителя «Уроки химии 10 класс», Н.Н.Гара, М., Просвещение, 2008г;
- Программы общеобразовательных учреждений, Химия, М, Просвещение,2008г.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004года, и учебному плану образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год.
Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов в год и 2 учебных часов в неделю.
За основу написания рабочей программы взята примерная программа. Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми же, что и в программе. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:
На освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах, теориях;
На овладение умениями применять полученные знания для объяснений разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
На развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
На воспитании убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
На применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляет современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. Распределение времени по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10 класс 68 ч/год (2 ч/нед.)
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.
Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч). Алкены.
Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.
Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Демонстрации. Получение ацетилена в лаборатории. Реакция ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).
Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Практические работы
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы (7 ч)
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки (4 ч)
Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических ка-учуков и синтетических волокон.
Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Требования к уровню подготовки десятиклассников.
Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в соответствии с целями образования, его содержанием и спецификой процесса обучения химии.
Выпускник должен уметь:
называть вещества по их химическим формулам; общие свойства металлов и неметаллов, классов неорганических и органических веществ; функциональные группы органических веществ; виды химических связей; типы кристаллических решеток; основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова; признаки классификаций химических элементов; признаки классификации неорганических и органических веществ; аллотропные видоизменения химических элементов; гомологи и изомеры различных классов органических веществ; признаки и условия осуществления химических реакций; типы химических реакций; среду раствора при растворении различных солей в воде; факторы, влияющие на скорость химических реакций; условия смещения химического равновесия; области применения отдельных неорганических и органических веществ; области практического применения металлических сплавов, силикатных материалов, пластмасс, продуктов важнейших химических производств, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля;
определять простые и сложные вещества; принадлежность веществ к определенному классу; валентность и степень окисления химических элементов по формулам соединений; заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях; вид химической связи в соединениях; наличие водородных связей между молекулами органических веществ; тип химических реакций по всем известным признакам; окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;
составлять формулы оксидов, гидроксидов, кислот, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления; молекулярные и структурные формулы органических веществ; схемы распределения электронов первых четырех периодов; уравнения химических реакций различных типов; уравнения химических реакций, подтверждающих свойства неорганических и органических веществ, их генетическую связь; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций; химические уравнения электролиза растворов солей бескислородных кислот; уравнения реакции гидролиза солей, в результате которой раствор приобретает щелочную или кислую среду; уравнения химических реакций, лежащих в основе промышленного получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола; план решения экспериментальных задач, распознавания веществ, принадлежащих к различным классам; отчет о проведенной практической работе по получению веществ и изучению их химических свойств;
характеризовать качественный и количественный состав вещества; химические элементы первых четырех периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и строению их атомов; свойства их высших оксидов и соответствующих им гидроксидов; химические свойства неорганических и органических веществ; строение атомов металлов; строение атомов неметаллов; общие и особые свойства металлов и наметаллов и их важнейших соединений; химическое строение органических веществ; связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением; свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина; типы сплавов и их свойства; круговороты кислорода, азота и углерода в природе; химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту; способы защиты окружающей среды от загрязнения; условия и способы предупреждения коррозии металлов;
объяснять зависимость свойств химических элементов от заряда ядер атомов и строения атомных электронных оболочек; физический смысл номеров групп, периода, порядкового номера в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерностей изменения свойств химических элементов расположенных: а) в одном периоде, б) в одной группе, главной подгруппы; сущность основных положений теории химического строения А.М.Бутлерова; закон сохранения массы веществ при химических реакциях; зависимость физических свойств веществ от типа их кристаллической решетки; способы образования ионной, ковалентной, донорно-акцепторной, металлической и водородной связей; механизм электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; сущность реакций ионного обмена; сущность процессов окисления и восстановления; причины многообразия органических веществ; зависимость скорости реакций от различных факторов;
должны соблюдать правила техники безопасности при работе с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами, личного поведения в химической лаборатории, повседневной жизни при обращении с веществами, способствующими защите окружающей среды от загрязнения, оказания первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами;
должны проводить опыты по получению, собиранию и изучению свойств неорганических и органических веществ; нагревание, отстаивание, выпаривание и фильтрование; распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, и карбонат-ионов, предельных и непредельных органических соединений; изготовление моделей молекул веществ: вода, углекислый газ, хлороводород, метан, этан, ацетилен, этанол, уксусная кислота; вычисления: а) молекулярной массы и молярной массы вещества по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) массовой доли элемента в веществе; г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции; д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей; е) массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ; расчеты по установлению формулы органического вещества.
Список литературы
1. Егоров А.С., Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008г
2. Егоров А.С., Аминова Г.Х., Экспресс-курс неорганической и органической химии, для поступающих в вузы, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008г;
3. Гара Н.Н., Пособие для учителя «Уроки химии 10 класс», М., Просвещение, 2008г;
4. Савинкина Е.В.,Логинова Г.П., Химия, Сборник задач 10-11 класс, М., «АСТ-ПРЕСС», 2008г;
5. Учебник «Химия 10 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2009г.
6. Программы общеобразовательных учреждений, Химия, М, Просвещение,2008г.
№ п/п | Дата | Тема урока | Химический эксперимент | Медиаресурсы | Домашнее задание |
10 КЛАСС органическая химия Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч) |
1 | | Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Дем. Модели молекул органических соединений. Дем. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Дем. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание, горение. | Презентация «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова». | §1,2, до с.8 ответить на вопросы 1-6, с.10 (устно) |
2 | | Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития. | | Презентация «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова». | §2, ответить на вопросы 7-12, с.10 (устно) |
3 | | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. | | Презентация «Л.Полинг» | §3,записи, ответить на вопросы 1-6, с.13 (устно) |
4 | | Классификация органических соединений. | | | §4, записи |
УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (8 ч) |
1/5 | | Алканы. Строение, номенклатура. | Л/О №1: Изготовление моделей молекул УВ и галогенпроизводных. | Презентация «Алканы» | §5-6, упр.6,7,8,10,11, с.27. |
2/6 | | Физические и химические свойства алканов. | Дем. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, растворам KMnO4 и Br2 – воды. | Презентация «Алканы. Метан», «Геометрия молекул» Презентация «Химические свойства алканов» | §7(без применения и получения), упр.18,20, задача5. |
3/7 | | Получение и применение алканов. | | | § 7,упр. 19, задача 4, с.27 |
4/8 | | Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания. | | Презентация «Решение задач на вывод формул органических веществ» | Повторить §5-7, задачи 6,7, с.28 |
5/9 | | Циклоалканы. | | | §8, упр.4,с.31 |
6/10 | | Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. | Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. | | С. 32-33,отчет. Повторить §5-8, Правила ТБ |
7/11 | | Повторение и обобщение материала темы: «Алканы». | | | Повторить §1-8, записи, правила. Задачи 1,2, схема превращений. |
8/12 | | Контрольная работа№1 по теме: «Алканы». | | | Задача3. |
Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч) |
1/13 | | Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. | | Презентация «Алкены» | §9, упр.4,7, с. 43 |
2/14 | | Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова. | | | §10, упр. 12, 13*, 16*, задача 2, с.43 |
3/15 | | Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств | | | Пов.§10, Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи, задача 4, с.43 |
4/16 | | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук | Дем: Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. | Презентация «Диеновые УВ. Каучуки.» | §11, 12, упр.8, задача 2, с.49 |
5/17 | | Ацетилен и его гомологи | Дем: Реакции ацетилена с раствором KMnO4 и Br2 – водой. Горение ацетилена.. | Презентация «Алкины. Ацетилен» | §13, кроме получения и применения, упр.5, задача 1, с.55 |
6/18 | | Получение и применение ацетилена | Дем: Получение ацетилена в лаборатории. | Презентация «Углеводороды» | §13, задачи 3, 4, с.55 |
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч) |
1/19 | | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. | | Презентация «Бензол и его свойства». | §14, упр.4-6, с.66-67. |
2/20 | | Физические и химические свойства бензола и его гомологов. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. | Дем: Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Дем: Окисление толуола. | Презентация «Бензол и его свойства». | §15, упр.9, задачи 2,4, с.67 |
3/21 | | Получение и применение бензола и его гомологов. | . | | Из §14,15, записи, упр.10*, задача 3, с.67 |
4/22 | | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | | Презентация «Углеводороды» | Пов.§14-15, упр. 12,13*,с.67 |
Тема 5. Природные источники углеводородов (5 ч) |
1/23 - 2/24 | | Урок- конференция. Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти. Коксохимическое производство | Лабораторный опыт №2: Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. | Презентация «Нефть» Презентации учащихся. | §16-19, сообщения и презентации уч-ся, ответить на вопросы с.78-79 |
3/25 | | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | | | Пов.§16-19, ответить на вопросы с.78-79, задачи2,3, с.79 |
4/26 | | Повторение и обобщение материала темы: «Углеводороды». | | | Пов.§9-19, схема превращений, задачи 1,2 |
5/27 | | Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды». | | | Задача 3, |
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч) |
1/28 | | Анализ результатов к/р №2. Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура | | Презентация «Предельные одноатомные спирты» | §20, упр.5-7, с.88 |
2/29 | | Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека | | Презентация «Влияние этанола на организм человека» | §21 (без получения и применения), упр.9 и 11, задачи 2, 4*, с. 88, тесты КИМ |
3/30 | | Получение спиртов. Применение. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | | Презентация «Спирт-друг или враг?» | §21, задача 3, с.88 и задача по инд. карточке*, |
4/31 | | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. | | | Пов.§20-21, схемы превращений упр.14,15*, тест ЕГЭ, часть С |
5/32 | | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
| Лабораторные опыты: №3:Растворение глицерина в воде. №4:Реакция глицерина с гидроксидом меди(II). | Презентации «Предельные многоатомные спирты», «Деятельность А. Нобеля на благо России.» | §22, упр.4 и 6*, задачи 3 и 2*, с.92, тест ЕГЭ, часть А |
6/33 | | Строение, свойства и применение фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Токсичность фенола и его соединений. | Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. | | §23, 24, упр.3, 7а), 7б)*, задачи 2,3, с.98, тест ЕГЭ, частьА,В |
Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 ч) |
1/34 | | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура | | Презентация «Альдегиды и кетоны» | §25, № 3-5,с.105, задача 1,с.106, |
2/35 | | Свойства альдегидов. Получение и применение | Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(1) и гидроксида меди(П). Лабораторные опыты: №5:Получение этаналя окислением этанола. №6:Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(1). №7:Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(П). | Презентация «Альдегиды и кетоны» | §26, № 10,с.106, задача 3,с.106, |
3/36 | | Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение | Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ. | | Пов.§26, конспект в тетради + задание, тест ЕГЭ, часть С |
Тема 8. Карбоновые кислоты (7 ч) |
1/37 | | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. | | Презентация: «Карбоновые кислоты» | §27, № 1,4,3* с.117, задача 4,с.106, |
2/38 | | Свойства карбоновых кислот. Получение и применение | | Презентация: «Карбоновые кислоты» | §28, таблица 11, № 5,7,8,9* с.117, тесты КИМ |
3/39 | | Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений | | | §29, № 16,17,с.118, задача1,4,3* с.118 |
4/40 | | Практическая работа№3. Получение и свойства карбоновых кислот | Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. | | Повторить § 27-29, правила ТБ, с.119 |
5/41 | | Практическая работа№4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ | Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. | | Повторить § 27-29, правила ТБ, с.120 |
6/42 | | Повторение и обобщение материала тем: «Спирты и фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты». | | | Повторить § 25-29, план повторения в тетради, тест ЕГЭ, часть С |
7/43 | | Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты». | | | Задачи 2,5, с.118 |
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч) |
1/44 | | Анализ результатов к/р №3. Строение и свойства сложных эфиров, их применение | | Презентация: «Сложные эфиры» | § 30, № 3,7, с.129 |
2/45 | | Жиры, их строение, свойства и применение | Лабораторные опыты: №8:Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. | Презентация: «Жиры» | §31, №9-16, с.129 |
3/46 | | Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии | Лабораторные опыты. №9:Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. №10:Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению. | Презентация: «Моющие средства для посуды, их свойства» | §31, таблица 12, с. 127 |
Тема 10. Углеводы (7 ч) |
1/48 | | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. | | Презентация: «Углеводы. Глюкоза» | §32, № 3 с. 146 |
2/49 | | Химические свойства глюкозы. Применение. | Лабораторные опыты. №11:Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(П). №12:Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(1). | Презентация: «Углеводы. Глюкоза» | § 32, № 6,7,8, с. 146, таблица 13, с. 135 |
3/50 | | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение | Лабораторный опыт №13:Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. | | §33, № 13,14, с. 146, задачи 1,2 |
4/51 | | Крахмал, его строение, химические свойства, применение. | Лабораторный опыт №14: Взаимодействие крахмала с иодом. №15:Гидролиз крахмала. | Презентация: «Крахмал» | § 34, № 15,17, с. 147 |
5/52 | | Целлюлоза, ее строение и химические свойства. | | Презентация: «Целлюлоза» | §35, № 21, с. 146-147 |
6/53 | | Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. | Лабораторный опыт № 16: Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. | | §35, № 24, с. 146-147 |
7/54 | | Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. | | | Повторить § 32-35, задача3, с.149 |
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч) Тема 11. Амины и аминокислоты (4 ч) |
1/55 | | Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. | | Презентация: «Амины» | §36, № 3,4,5, с.157 |
2/56 | | Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. | | Презентация: «Аминокислоты» | §37, № 11,13, с.157 |
3/57 | | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач | | | §37, № 5, задачи1,3, с.158 |
4/58 | | Зачет по темам: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты». | | | Повторить §32-37, ген. связи |
Тема 12. Белки (4 ч) |
1/59 | | Белки — природные полимеры. Состав и строение белков | | | § 38, № 4,5, с.162 |
2/60 | | Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Лабораторный опыт № 17: Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая). | Презентация: «Белки» | § 38, № 6-8, с.162 |
3/61 | | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. | | | § 39,40,41 |
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч + 2ч) Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч +2 ч) |
1/62 | | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров | | | §42, № 1,2,4, с 176 |
2/63 | | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен | | | §42, № 5-9, с.176 |
3/64 | | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение | | | § 43, № 1-6, с.182 |
4/65 | | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | | | § 43, вопросы теста КИМ |
5/66 | | Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон | | | С.184 |
6/67 | | Обобщение и повторение материала тем: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки. ВМС». | | | Повторить § 38-43, ген. связи |
7/68 | | Итоговая контрольная работа №4 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения». | | | Задача 4 |
8/69 | | Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа | | Презентация: «Органическая химия, человек и природа» | |
9/70 | | Повторение. Решение расчетных задач разных типов. | | | |