Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Б.М.Неменского, с использованием УМК «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, входящего в состав образовательной системы «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
Согласно учебному плану школы, на изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе отводится 109 часов, в третьем классе - 27 ч.
1.Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родословным признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
К концу обучения в 3 классе
Ученик научится:
понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
использовать элементарные приёмы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
правильно использовать новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев;
сравнивать различные виды изобразительного искусства;
называть народные игрушки;
называть известные центры народных художественных ремёсел России;
использовать художественные материалы.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
основам первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
2. Содержание программы
Основные задачи реализации содержания:
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного (музыкального) искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Содержание
Искусство в твоем доме (6часов)
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором. Мамин платок. Эскиз платка. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись). Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.
Искусство на улицах твоего города (5ч)
Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников.. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин.
Художник и зрелище (8 ч)
Театральные маски. Конструирование масок. Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей пальчикового театра. Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю. Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления. Как художники помогают сделать праздник.
Художник и музей (7 ч)
Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении. Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования.
3. Тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Искусство в твоем доме 6 ч |
1. | Твои игрушки | 1 | Учиться понимать красоту предметов в реальной повседневной жизни. Создавать выразительную и пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек. Познакомиться с искусством росписи тканей. Создать эскиз платка для мамы, девочки, бабушки. |
2. | Посуда у тебя дома | 1 |
3 | Мамин платок | 1 |
4 | Твои книжки | 1 |
5 | Открытки | 1 |
6 | Выразительные возможности бумаги | 1 |
Искусство на улицах твоего города 4 ч |
7 | Памятники архитектуры | 1 | Знать основные памятники города, места их нахождения. Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Учиться видеть роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов. Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Изображать облик города. |
8 | Парки, скверы, бульвары. | 1 |
9 | Ажурные ограды | 1 |
10 | Удивительный транспорт | 1 |
Художник и зрелище 8 ч |
11 | Художник в цирке | 1 | Знать отличие и сходство театра и цирка. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Познакомиться с историей происхождения театральных масок, с назначением афиши и плаката. |
12 | Художник в театре | 1 |
13 | Мы – художники кукольного театра | 1 |
14 | Маска | 1 |
15 | Театральный занавес | 1 |
16 | Афиша и плакат | 1 |
17 | Школьный карнавал | 1 |
18 | Праздник в городе | 1 |
Художник и музей -7 ч |
19 | Картина – особый мир. Музеи искусства | 1 | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы и человека. Изображать пейзаж по представлению. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. |
20 | Картина-пейзаж | 1 |
21 | Картина-портрет | 1 |
22 | Картина-натюрморт | 1 |
23 | Исторические картины и картины бытового жанра. | 1 |
24 | Скульптура в музее и на улице | 1 |
25 | Художественная выставка. Каждый человек - художник | 1 |
Резервные уроки – 2 часа |
26 | Резервный урок 1 Административная контрольная работа за 2 четверть | 1 | Творческая работа |
27 | Резервный урок 2 Промежуточная аттестация | 1 | Творческая работа |
Итого: 27 часов |
4. Формы контроля знаний:
Текущий контроль (творческая работа, проектная работа, рисунок, самоконтроль)
Периодический (тест, административная контрольная работа за четверть (творческая работа)).
Итоговый (Промежуточная аттестация (творческая работа).
5. Учебно-методическое обеспечение программы
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 3 класса – М.: Просвещение.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение.
Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Немеского/ Л.Ю. Бушкова – М.: Вако.
Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
6. Список литературы.
ФГОС НОО.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.
8