Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (на основе авторской программы Б.М. Неменского, УМК "Школа России"), 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Б.М. Неменского.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение всего курса в начальной школе отводится 109 часов, в третьем классе – 27 ч.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Ученик научится:
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
использовать элементарные приёмы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев;
сравнивать различные виды изобразительного искусства;
называть народные игрушки;
называть известные центры народных художественных ремёсел России;
использовать художественные материалы.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного (музыкального) искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Искусство в твоем доме (6 часов)
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором. Мамин платок. Эскиз платка. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись). Твои книжки. Иллюстрация сказки. Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.
Искусство на улицах твоего города (5 ч)
Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина. Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин.
Художник и зрелище (8 ч)
Театральные маски. Конструирование масок. Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей пальчикового театра. Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю. Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.
Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении. Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Содержание деятельности обучающихся |
1. | Искусство в твоём доме | 6 | Понимать красоту предметов в реальной повседневной жизни. Создавать выразительную и пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек. Познакомиться с искусством росписи тканей. Создать эскиз платка для мамы, девочки, бабушки. Понимать роль цвета обоев в настроении комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. |
2. | Искусство на улицах твоего города | 5 | Знать основные памятники города, места их нахождения. Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Видеть роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов. Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Уметь изобразить облик города |
3. | Художник и зрелище | 8 | Знать отличие и сходство театра и цирка. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Узнать историю происхождения театральных масок, о назначении афиши и плаката |
4. | Художник и музей | 8 | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы и человека. Уметь изобразить пейзаж по представлению. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников |
| Итого | 27 | |
4.Формы контроля знаний:
входной контроль;
самоконтроль;
взаимоконтроль;
тематический контроль;
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
| Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. Просвещение, 2011 Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского/ Л.Ю. Бушкова – М.: Вако, 2012 «Простые узоры и орнаменты» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2012 «Мезенская роспись» Ю.Г. Дорожин Москва «Мозаика – Синтез» 2011г «Филимоновские свистульки» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011 «Дымковская игрушка» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011 г « Городецкая роспись» Ю.Г. Дорожин. Москва «Мозаика – Синтез» 2011 г «Искусство вокруг нас» Л. А. Неменская Справочные пособия, энциклопедии по искусству Альбомы по искусству Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры Научно-популярная литература по искусству |
6. Список литературы
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях