1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацияихработысполучаемойнаурокесоциальнозначимойинформацией
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики.
8 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
9 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
7 КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Компьютер — универсальное устройство обработки данных
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Информация и информационные процессы
Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов.
ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
9 КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Цифровая грамотность. | 8 | 1 | 3 | |
1.1. | Компьютер - универсальное устройство обработки данных. | 2 | | | |
1. | Правила безопасности и организации рабочего места. Основные компоненты компьютера и их функции Практическая работа №1 «Устройства персонального компьютера». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru / |
2. | Входная контрольная работа. Персональный компьютер. Носители информации | 1 | | | |
1.2. | Программы и данные. | 4 | | | |
3. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение Системы программирования и прикладное программное. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
4. | Файлы и файловые структуры. Файловый менеджер. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
5. | Пользовательский интерфейс. Практическая работа №2 «Настройка пользовательского интерфейса». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
6. | История и тенденции развития компьютеров | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
1.3. | Компьютерные сети. | 2 | | | |
7. | Всемирная паутина Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
8. | Стратегии безопасного поведения в Интернете. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
2. | Теоретические основы информатики. | 11 | | 1 | |
2.1. | Информация и информационные процессы. | 2 | | | |
9. | Информация и её свойства | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
10. | Информационные процессы. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
2.2. | Представление информации. | 8 | | 1 | |
11. | Представление информации Практическая работа №4 «Количество информации, содержащееся в сообщении». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
12. | Формы представления информации | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
13. | Двоичное кодирование | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
14. | Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
15. | Единицы измерения информации | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
16. | Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
17. | Решение задач по теме «Единицы измерения информации» | 1 | | | |
18. | Контрольная работа №1 «Представление информации». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
3 | Информационные технологии | 14 | 2 | 4 | |
3.1. | Текстовые документы. | 7 | 1 | 3 | |
19. | Текстовые документы и технологии их создания Практическая работа №5 «Создание списков». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
20. | Прямое форматирование. Стилевое форматирование | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
21. | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
22. | Проверка правописания, словари. Компьютерный перевод. Практическая работа №6 «Форматирование символов». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
23. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
24. | Оценка количественных параметров текстовых документов. Практическая работа №7 «Ввод символов». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
25. | Контрольная работа №2 «Текстовые документы». | 1 | | | |
3.2. | Компьютерная графика | 4 | | 1 | |
26. | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
27. | Создание графических изображений в растровых графических редакторах | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
28. | Создание графических изображений в векторных графических редакторах | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
29. | Средства компьютерного проектирования. Практическая работа №8. Сканирование и распознавание текстовых документов. | 1 | | 1 | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
3.3. | Мультимедийные презентации | 4 | | | |
30. | Технология мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
31. | Создание мультимедийной презентации | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
32. | Разработка проекта «Развитие компьютерной техники». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
33. | Годовая контрольная работа | 1 | | | |
34. | Итоговый урок | 1 | | | |
8 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Теоретические основы информатики | 12 | 2 | 5 | |
1.1. | Системы счисления | 6 | 1 | 3 | |
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. Практическая работа №1. «Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
2. | Двоичная система счисления. Практическая работа №2 «Перевод из одной системы счисления в другую». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
3. | Входная контрольная работа. Двоичная арифметика | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. Практическая работа №3. «Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
6. | Представление чисел в компьютере | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
1.2. | Элементы математической логики | 6 | 1 | 2 | |
7. | Высказывание. Логические операции. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
8. | Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №4. «Построение таблиц истинности для логических выражений». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
9. | Свойства логических операций. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
10. | Решение логических задач. Практическая работа №5 «Решение логических задач». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
11. | Логические элементы | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
12. | Контрольная работа №1 по теме «Элементы математической логики». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
2. | Алгоритмы и программирование | 22 | 3 | 6 | |
2.1. | Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции | 10 | 1 | 6 | |
13. | Алгоритмы и исполнители. Практическая работа №6. «Запись алгоритмов различными способами». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
14. | Способы записи алгоритмов. Практическая работа №7. «Запись выражений на алгоритмическом языке». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
15. | Объекты алгоритмов. Практическая работа №8 «Построение алгоритмических конструкций». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
16. | Алгоритмическая конструкция следование. Практическая работа №9 «Программирование линейных алгоритмов». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
17. | Алгоритмическая конструкция ветвление. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
19. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №10 «Нахождение минимального и максимального числа из двух чисел». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
20. | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
21. | Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №11 «Программирование циклов». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
22. | Контрольная работа №2 по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
2.2. | Язык программирования | 9 | 2 | | |
23. | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
24. | Простейшие программы на языке программирования Паскаль. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
25. | Программирование линейных алгоритмов | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
26. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
28. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
29. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
30. | Контрольная работа №3 по теме «Язык программирования». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
31. | Годовая контрольная работа | 1 | | | |
2.3. | Анализ алгоритмов | 2 | | | |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
33. | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
34. | Итоговый урок | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
9 класс
№ п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Глава 1. Теоретические основы информатики 17 Раздел 1.1. Математическое моделирование 6 | 2 1 | 8 1 | |
| Техника безопасности и организация рабочего места. Моделирование как метод познания. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Входная контрольная работа. | | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Знаковые модели. Понятие математической модели. Практическая работа №1 «Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Представление о цикле моделирования. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
Раздел 1.2. Математические основы информатики 4 1.2.1. Списки, графы, деревья 4 | | 1 | |
| Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Дерево. Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Практическая работа №2 «Построения дерева». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
Раздел 1.3. Использование программных систем и сервисов 7 1.3.1. Базы данных. Поиск информации 3 | | 6 3 | |
| Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Практическая работа №3 «Поиск данных в готовой таблице». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Практическая работа №4 «Поиск информации в сети Интернет». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Построение запросов; браузеры. Практическая работа №5 «Работа с учебной базой данных». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
1.3.2. Электронные (динамические) таблицы 4 | 1 | 3 | |
| Электронные (динамические) таблицы. Практическая работа №6 «Работа с фрагментом электронной таблицы». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Практическая работа №7 «Вычисления в электронных таблицах». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм. Практическая работа №8 «Построение диаграмм и графиков». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Контрольная работа №1 по теме « Использование программных систем и сервисов». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
Глава 2. Алгоритмы и программирование Раздел 2.1. Алгоритмы и элементы программирования 10 2.1.1. Разработка алгоритмов и программ. 6 | 1 | 4 4 | |
| Оператор присваивания. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Одномерные массивы. Нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел. Практическая работа №9 «Заполнение одномерного массива». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения. Практическая работа №10 «Этапы решения задач на компьютере». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел. Практическая работа №11 “Нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник. Практическая работа №12 «Исполнитель Робот». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
2.1.2. Анализ алгоритмов 4 | 1 | | |
| Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмы и элементы программирования». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
Глава 3. Информационные технологии Раздел 3.1. Работа в информационном пространстве. 5 Информационно – коммуникационные технологии. 5 | 1 1 | 1 1 | |
| Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы, поисковые службы. Практическая работа №13 «Поиск информации в сети Интернет». | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Организация личного информационного пространства. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | | | http://school-collektion.edu/ru http://metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru |
| Итоговый урок. | 1 | | | |
4.Перечень оценочных процедур.
Класс | Перечень оценочных процедур |
7 | Входная контрольная работа. Контрольная работа №1 «Представление информации». Контрольная работа №2 «Текстовые документы». Годовая контрольная работа. |
8 | Входная контрольная работа. Контрольная работа №1 по теме «Элементы математической логики». Контрольная работа №2 по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции». Контрольная работа №3 по теме «Язык программирования». Годовая контрольная работа |
9 | Входная контрольная работа. Контрольная работа №1 по теме « Использование программных систем и сервисов». Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Итоговая контрольная работа. |