СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7-9 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» предназначена для учащихся 7-9 классов.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7-9 классы»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Званновская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании на заседании Директор школы:

МС школы педсовета школы ___ /Мищенко С.В./

Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 1-74

от 28.08.2021 г. от 31.08. 2021 г. от 31.08.2021г.









Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика»

7-9 классы

на 2021-2022 учебный год






Учитель: Жильцова Ольга Александровна












с. Званное-2021 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» предназначена для учащихся 7-9 классов.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577);

3. Авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций: 5-9 классы. Учебное издание / Автор-составитель: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015)

Учебный предмет «Информатика» как часть предметной области «Математика и информатика» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7-9 классах.

Нормативный срок реализации на уровне основного общего образования составляет 3 года. Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Информатика» в 7-9 классах составляет 136 часов.


класс

количество недельных часов

количество годовых

часов

7

1

34


8

1

34


9

2

68

Итого:

7-9 классы


136


Целевые установки:

  • осознание значения информатики в повседневной жизни человека;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • формирование представлений об информатике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • формирование представлений об информатике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;

  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;

  • развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • получение представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях

Ведущие формы, методы и технологии в обучении:

Формы: урок, лекция, практикум, зачёт, собеседования, тестирование, контрольная работа. Возможен комбинированный характер урока.


Методы:

  • словесные: рассказ, беседа, лекция, инструктаж;

  • практические: упражнения, тренировка, практикум;

  • наглядные: показ, иллюстрирование.


Технологии: блочно-модульное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, исследовательский метод, технология групповой деятельности, ИКТ.


Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: комбинированная контрольная работа, устный и письменный опрос, тест, творческая работа (реферат, доклад, проект, зачет).


Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы.

Программа Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой имеет ясную структурную цельность программы, основные цели и задачи каждой темы и по годам обучения, обеспечивающие достижение положитель­ных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка.

Использование оборудования «Точка роста» позволяет создать условия:

  1. -для расширения содержания школьного образования по информатике;

  2. -для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;

  3. -для развития личности ребёнка в процессе обучения информатики, его способно­стей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребно­стей;

  4. -для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных об­ластях образовательной, творческой деятельности.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

• широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

• формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


  1. Предметные результаты

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы)

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);

  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации


Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.


Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

  • познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

  • осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.


2. Содержание учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.


ВВЕДЕНИЕ

Информация и информационные процессы

Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода–вывода; их количественные характеристики.

Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D–принтеры).

Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.

Параллельные вычисления.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Тексты и кодирование

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.

Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.

Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

Дискретизация

Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера–Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

Списки, графы, деревья

Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.


АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды–приказы и команды–запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок–схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;

  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

  • нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

Анализ алгоритмов

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.


Робототехника

Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.).

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.

Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.

Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.

Математическое моделирование

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

Компьютерные эксперименты.

Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ И СЕРВИСОВ

Файловая система

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.

Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).

Архивирование и разархивирование.

Файловый менеджер.

Поиск в файловой системе.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.

Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.



Электронные (динамические) таблицы

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Поиск информации

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.

Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.

Работа в информационном пространстве. Информационно–коммуникационные технологии

Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет–данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет–сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.

Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Раздел

Кол-во часов

Тема

К–во часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Контрольные работы

Введение

15/27

Информация и информационные процессы

8/15

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины(разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)


Компьютер как универсальное

устройство работы с информацией

7/12

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

получать информацию о характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы–архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.

1

Использование программных систем и сервисов

17/35

Обработка графической информации

4/12

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

соотносить емкость информационных носителей и размеры предполагаемых для хранения на них графических изображений.

Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

определять объем памяти, необходимый для хранения графических изображений;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

1

Обработка текстовой информации

9/13

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые документы по средством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное создание текстового документа;

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов;

выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы;

вычислять информационный объем текста в заданной кодировке.

1

Мультимедиа

4/10

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);

вычислять информационный объем звуковых файлов.

1

Резерв учебного времени

2/6

Вводный урок.

Итоговое повторение

2/6

Анализ жизненных ситуаций, связанных с использованием информационных технологий.

Обобщение и систематизация изученного материала.




1

8 класс

Математические основы информатики

12/27

Математические основы информатики

12/27

Аналитическая деятельность:

выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

анализировать логическую структуру высказываний;

оценивать мощность множеств, получаемых из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения, дополнения;

приводить примеры ситуаций для применения правил суммы и произведения.

Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах;

строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения;

определять количество элементов множества, полученного из 2–3 базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения, дополнения;

вычислять количество вариантов с использованием правил суммы и произведения.

1

Алгоритмы и элементы программирования

20/39

Основы алгоритмизации

10/25

Аналитическая деятельность:

анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритмов, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

определять по блок–схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

1

Начала программирования

10/14

Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена.

Практическая деятельность:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных.

1

Резерв учебного времени




2/6

Итоговое повторение

2/6

Обобщение и систематизация изученного материала.

1

9 класс

Математические основы информатики

8/13

Моделирование и формализация

8/13

Аналитическая деятельность:

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок–схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

1

Алгоритмы и элементы программирования

8/18

Алгоритмизация и программирование

8/18

Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи на компьютере;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы одной задачи.

Практическая деятельность:

алгоритмы для конкретных исходных данных;

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

нахождение суммы всех элементов массива;

нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.

1

Использование программных систем и сервисов

16/25

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6/13

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

1

Коммуникационные технологии

10/12

Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.

Практическая деятельность:

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками;

проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов(шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб–страницы, включающей графические объекты.

1

Резерв учебного времени

2/6

Итоговое повторение

2/8

Обобщение и систематизация изученного материала.

1







ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС


Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Использование оборудования

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Введение. Техника безопасности

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Тема «Математические основы информатики. Информация и информационные процессы»

2.

Информация и её свойства

§1.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

3.

Информационные процессы. Обработка информации

§1.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

4.

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§1.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

5.

Всемирная паутина как информационное хранилище

§1.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

6.

Представление информации

§1.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

7.

Дискретная форма представления информации

§1.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

8.

Единицы измерения информации

§1.6

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

9.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Информация и информационные процессы».

Глава 1



10.

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»



Тема «Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

11.

Основные компоненты компьютера и их функции.

§2.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

12.

Персональный компьютер.

§2.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

13.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§2.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

14.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

§2.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

15.

Файлы и файловые структуры

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

16.

Пользовательский интерфейс.

§2.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

17.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

Глава 2



Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации»

18.

Формирование изображения на экране компьютера.

§3.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

19.

Компьютерная графика.

§3.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

20.

Создание графических изображений.

§3.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

21.

Практическая работа «Трёхмерная графика». Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка графической информации». Проверочная работа

Глава 3



Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой информации»

22.

Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере.

§4.1-4.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

23.

Прямое форматирование.

§4.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

24.

Стилевое форматирование.

§4.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

25.

Визуализация информации в текстовых документах.

§4.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

§4.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

27.

Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

28.

Оформление реферата «История вычислительной техники».


Ноутбук, проектор, интерактивная доска

29.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации». Проверочная работа

Глава 4


Тема «Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа»

30.

Технология мультимедиа.

§5.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

31.

Компьютерные презентации

§5.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

32.

Создание мультимедийной презентации.

§5.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

33.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Мультимедиа». Проверочная работа

Глава 4


Итоговое повторение

34.

Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 7 класса


















8 КЛАСС


Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Использование оборудования

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Введение

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Тема «Математические основы информатики»

2.

Общие сведения о системах счисления

§1.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

§1.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

§1.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

§1.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

6.

Представление целых и вещественных чисел

§1.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

7.

Множества и операции с ними.

§1.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

8.

Высказывание. Логические операции

§1.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

§1.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

10.

Свойства логических операций.

§1.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

11.

Решение логических задач

§1.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

12.

Логические элементы.

§1.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

13.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Математические основы информатики». Проверочная работа

Глава 1.


Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации»

14.

Алгоритмы и исполнители.

§2.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

15.

Способы записи алгоритмов.

§2.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

16.

Объекты алгоритмов.

§2.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

17.

Алгоритмическая конструкция «следование».

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

18.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

19.

Неполная форма ветвления

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

20.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы.

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

21.

Цикл с заданным условием окончания работы

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

22.

Цикл с заданным числом повторений.

§2.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

23.

Алгоритмы управления

§2.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

24.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

Глава 2


Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования»

25.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§3.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

26.

Организация ввода и вывода данных

§3.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

27.

Программирование линейных алгоритмов

§3.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

28.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

§3.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

29.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

§3.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

30.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

§3.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

31.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

§3.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

32.

Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма

§3.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

33.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Начала программирования». Проверочная работа

Глава 3.


Итоговое повторение

34.

Основные понятия курса.



















9 КЛАСС


Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Использование оборудования

1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

Введение.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

2.

Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов»

№1–10 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

3.

Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики»

№11–19 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Тема «Математические основы информатики. Моделирование и формализация»

4.

Моделирование как метод познания

§1.1.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

5.

Словесные модели

§1.2.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

6.

Математические модели

§1.2.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

7.

Графические модели. Графы

§1.3.1, 1.3.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

8.

Использование графов при решении задач

§1.3.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

9.

Табличные модели

§1.4.1.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

10.

Использование таблиц при решении задач

§1.4.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

11.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

§1.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

12.

Система управления базами данных.

§1.6.1, 1.6.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

13.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

§1.6.3, 1.6.4.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

14.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Моделирование и формализация»

§1.1.–1.6


15.

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация»



Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмизация и программирование»

16.

Этапы решения задачи на компьютере.

§2.1.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

17.

Задача о пути торможения автомобиля

§2.1.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

18.

Решение задач на компьютере

§2.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

19.

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов

§2.2.1.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

20.

Различные способы заполнения и вывода массива

§2.2.2–2.2.3.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

21.

Вычисление суммы элементов массива

§2.2.4.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

22.

Последовательный поиск в массиве

§2.2.5.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

23.

Сортировка массива

§2.2.6.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

24.

Решение задач с использованием массивов.

§2.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

25.

Проверочная работа «Одномерные массивы»

§2.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

26.

Последовательное построение алгоритма

§2.3.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

27.

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

§2.3.3.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

28.

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

§2.3.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

29.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

§2.4.1.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

30.

Функции

§2.4.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

31.

Алгоритмы управления

§2.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

32.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Алгоритмизация и программирование»

§2.1-2.5

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

33.

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование»



Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка числовой информации в электронных таблицах»

34.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

§3.1.1, 3.1.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

35.

Основные режимы работы ЭТ.

§3.1.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

36.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

§3.2.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

37.

Встроенные функции.

§3.2.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

38.

Логические функции.

§3.2.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

39.

Организация вычислений в ЭТ.

§3.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

40.

Сортировка и поиск данных.

§3.3.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

41.

Диаграмма как средство визуализации данных.

§3.3.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

42.

Построение диаграмм.

§3.3.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

43.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

§3.1-3.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

44.

Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»




Тема «Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии»

45.

Локальные и глобальные компьютерные сети

§4.1.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

46.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

§4.2.1, 4.2.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

47.

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

§4.2.3, 4.2.4.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

48.

Всемирная паутина. Файловые архивы

§4.3.1, 4.3.2.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

49.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

§4.3.3–4.3.7.

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

50.

Технологии создания сайта.

§4.4.1

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

51.

Содержание и структура сайта.

§4.4.2

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

52.

Оформление сайта.

§4.4.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

53.

Размещение сайта в Интернете.

§4.4.4

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

54.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Коммуникационные технологии»

§4.1-4.3

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

55.

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии»



Итоговое повторение

56.

Информация и информационные процессы

№ 169, 170, 181, 182 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

57.

Файловая система персонального компьютера

№ 175 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

58.

Системы счисления и логика

№ 171, 172, 189 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

59.

Таблицы и графы

№ 173, 174, 187 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

60.

Обработка текстовой информации.


Ноутбук, проектор, интерактивная доска

61.

Передача информации и информационный поиск.


Ноутбук, проектор, интерактивная доска

62.

Вычисления с помощью электронных таблиц.

№ 191, 193, 194 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

63.

Обработка больших массивов данных.

№ 176, 177, 178, 195 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

64.

Обработка таблиц: выбор и сортировка записей

№ 188 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

65.

Алгоритмы и исполнители.

№ 179, 180, 184, 183, 190, 192

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

66.

Программирование.

№ 185, 186, 197 (РТ)

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

67.

Итоговое тестирование



68.

Обзорное повторение курса


















Материально-техническое обеспечение:

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:

  1. Операционная система Windows

  2. Пакет офисных приложений для Windows

  3. Программа-архиватор 7-Zip 9.20.

  4. Растровый графический редактор

  5. Браузер Chrome - Google

  6. Программа КУМИР - среда программирования

  7. Программа PascalABCNet- среда программирования

  8. Программа Scratch – среда визуального программирования

  9. Компьютеры

  10. Проектор, экран

  11. Классная доска



Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы


http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!