СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета экономика

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: формирование системы начальных экономических знаний. Задачи: 1. создание условий для формирования системы начальбных экономических знаний, через систему уроков, ... метапредметных умений

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета экономика»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Керчомская средняя общеобразовательная школа





Принято Утверждено:

на педагогическом совете приказом от 31.08.17­­­­­№_322

протокол №01-от 30.08.2017г. Руководитель ОО:

Кузнецова И. А. __________





Рабочая программа учебного предмета

по__экономике__



Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 3 года





Программа создана на основе основной образовательной программы МОУ Керчомской СОШ ООО и авторской программы И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Программа для 7‑ 8 классов, Программа по экономике для 9 класса



ФИО составителя программы: Тарабукина Анна Андреевна, учитель экономики

с. Керчомъя

2017г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету экономика разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями, утверждёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), на основе основной образовательной программы МОУ Керчомской СОШ ООО и авторской программы И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Программа для 7‑ 8 классов, Программа по экономике для 9 класса.


Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:

  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;

  • способность к критическому мышлению;

  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам:

  • устойчивое развитие,

  • системность,

  • ориентированность на предпринимательство.

Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.


Цель обучения - формирование системы начальных экономических знаний, а также метапредметных умений и личностных результатов, являющихся основой успешного освоения требований ФГОС ООО.

Задачами обучения являются:

создание условий для формирования:

  • системы начальных экономических знаний, через систему уроков, творческих заданий и внеурочную деятельность учащихся по созданию учебного проекта.

  • метапредметных умений, через построение индивидуальных образовательных траекторий, систему связей устанавливаемых как между модулями учебного курса, так и с другими учебными предметами.

  • личностных результатов, через педагогическое согласование системы базовых гражданских и экономических ценностей и прфориентационную работу.




Общая характеристика учебного предмета.


Учебный предмет «Экономика» в учебный план МОУ Керчомской СОШ введён в целях обеспечения реализации интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Он изучается в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в объеме 1 час в неделю с 7 по 9 классы. Всего 105 учебных часов за период обучения на второй ступени образования. Учебный предмет «Экономика» входит в общественно-научные предметы и является частью обществознания.

Программа учебного предмета «Экономика» для 7-9 классов формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы,

— с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Построение образовательного процесса и выбора условий и методик обучения обусловлены учётом особенностей подросткового возраста.

Для организации промежуточной и проведения промежуточной итоговой аттестации в тематическом планировании выделяются 1 час учебного времени с 7 по 9 классы.













































Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.

Личностные результаты освоения учебного предмета «экономика».

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности


Метапредметные результаты освоения учебного предмета «экономика».

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика».

Предметные результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В ходе освоения учебного предмета «Экономика»

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» (7 класс)


Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

•образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;

•  готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Ученик получит возможность для формирования:

• основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;

•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• готовности к выбору профильного образования

Метапредметные результаты

Ученик научится:

•  совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;

• совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;

•  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

• устанавливать целевые приоритеты;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

•строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


7 класс

Раздел 1 «Мир экономики»

Учащиеся научатся:

  1. Определять выбор как основную экономическую проблему и обосновывать его необходимость.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Самостоятельно обосновывать принятое решение, используя сетку принятия решения.

  2. Определять альтернативную стоимость.

Раздел 2. «Производство благ (товаров и услуг)»

Учащиеся научатся:

  1. Различать понятия: «затраты на производство товаров и услуг», «прибыль», «выручка».

  2. Определять цену товара как сумму затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать себестоимость единицы товара.

  2. Рассчитывать выручку от продажи продукции и прибыль.

Раздел 3. «Торговля»

Учащиеся научатся:

  1. Характеризовать торговлю как посредника при получении выгоды производителей и потребителей от данного вида деятельности.

  2. Характеризовать организационные формы торговли по способу организации и ценам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять взаимосвязь торговли и рыночных отношений.

  2. Разрабатывать рекламу, ориентируясь на различные рекламные стратегии.



Раздел 4. «Реклама»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать экономический смысл рекламы.

  2. Объяснять воздействие рекламы на потребителя..

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Разрабатывать рекламу, ориентируясь на различные рекламные стратегии.

Раздел 5 «Деньги»

Учащиеся научатся:

  1. Различать виды и функции денег.

  2. Объяснять, какое количество денег необходимо государству.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать объем денежной массы, необходимой государству.

Раздел 6. «Семейный бюджет»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать структуру доходов и расходов семейного бюджета.

  2. Различать доходы и расходы семьи и их влияние на благосостояние их семьи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Разрабатывать свой личный финансовый план бюджета семьи.

Раздел 7. «Сбережения»

Учащиеся научатся:

  1. Определять значение сбережений для экономики семьи и возможные пути их осуществления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Обоснованно выбрать вид вклада в сберегательных банках.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика» (8 – 9 классы)


Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

•образ социально-экономического устройства России;

• ориентация в правовом пространстве экономических отношений;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•  готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.



Метапредметные результаты

Выпускник научится:

•  самостоятельно формулировать цели, преобразовывать практические задачи в познавательные;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты

8 класс

Раздел 1 «Введение в экономику.»

Учащиеся научатся:

  1. Объяснить понятие об экономике и ее роли в стране.

Раздел 2. « Банки и банковская система. Деньги в век электроники».

Учащиеся научатся:

1.Научаться давать определение банковской системе.

2.Перечислять функции ЦБ и коммерческих банков.

3. Рассчитывать сумму вклада в течение года по схеме расчета.

4. Рассчитывать сумму процентов по кредиту за год.

5. Уметь проводить аргументы «за» и «против» банка.

6. Уметь перечислять критерии выбора надежного банка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Обоснованно выбирать банк и вид кредита.

  2. Обоснованно выбирать банки и вид вклада.

  3. Аргументировать необходимость наличия хорошей кредитной истории для потенциального заемщика.

Раздел 3. «В мире профессий и заработков».

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять процесс и факторы формирования заработной платы.

  2. Знать основные положения Трудового кодекса РФ.

  3. Объяснять понятия об интеллектуальном капитале.

  4. Знать мир профессий на современном рынке труда и карьерный рост.

  5. Знать систему профессионального образования и ее роль в подготовке кадров.

  6. Знать причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий и законодательную основу защиты продуктов творческого труда.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Различать виды доходов наемного работника.

  2. Пользоваться информацией о поиске работы.

  3. Уметь составлять резюме и рекламировать себя.

  4. Ориентироваться на рынке труда нашего региона и расти по карьерной лестнице.

Раздел 4 «Понятие о собственности и ее видах».

Учащиеся научатся:

  1. Знать, что такое собственность, ее типы и виды.

  2. Характеризовать законные права собственников.

  3. Знать основные способы приобретения собственннности, законодательные основания изъятия собственности.

  4. Усвоить понятие о банкротстве и его роли в функционировании экономики страны.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Знать о видах собственности и иметь представление о границах прав собственности.

  2. Соблюдать законы РФ.


Раздел 5 «Предпринимательская деятельность (издержки, выручка, прибыль)».

Учащиеся научатся:

  1. Знать, что такое предпринимательская деятельность и ее роль в современной экономической системе.

  2. Оценить преимущества и недостатки форм предпринимательства.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Аргументировать ответственность предпринимателя перед потребителем.

Раздел 6 «Страхование»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать страховые услуги.

  2. Перечислять виды страхования ( страхование жизни, здоровья, имущества).

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Научаться использовать страхование в домашнем хозяйстве в качестве дополнительного дохода.

Раздел 7 «Пенсионное обеспечение»

Учащиеся научатся:

  1. Понимать сущность пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, способы накопления взносов в пенсионный фонд).

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Научатся выбирать способы накопления будущей пенсии.



9 класс

Раздел 1 «Введение в экономику»

Учащиеся научатся:

  1. Различать микро- и макро - экономические процессы и явления.

  2. Классифицировать потребности и объяснять их относительную безграничность.

  3. Классифицировать ресурсы, факторы производства и объяснять их ограниченность.

  4. Объяснять особенности и взаимосвязь факторов производства, факторных доходов.

  5. Объяснять на примере возможность рационального использования электроэнергии, воды, тепла в жилище.

  6. Характеризовать различные типы экономических систем с точки зрения решения основных вопросов экономики

  7. Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять характер взаимосвязей макро- и микроэкономики, экономики как науки и хозяйства, региональной и отраслевой экономики

  2. Принимать решения на основе анализа альтернативной стоимости

  3. Рассчитывать производительность факторов производства

  4. Оценить экономический потенциал региона

  5. Выделять особенности российской экономики

Раздел 2 «Рынок и рыночный механизм»

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять закон спроса и законы предложения на конкретных примерах

  2. Объяснять различие между индивидуальным и рыночным спросом и предложением.

  3. Различать влияние ценовых и неценовых факторов на изменения в спросе и предложении.

  4. Применять способы моделирования спроса и предложения: шкала, график, формула, для решения задач.

  5. Определять рыночное равновесие и условия его существования

  6. Строить графическую и аналитическую модель рыночного равновесия, определять параметры рыночного равновесия

  7. Графически отображать последствия отклонения от рыночного равновесия

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении спроса

  2. Рассчитывать изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении предложения

  3. Рассчитывать аналитически изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении спроса и/или предложения

  4. Рассчитывать величину дефицита /избытка товаров при государственном регулировании рыночного ценообразования.

Раздел 3. «Рынок труда и безработица»

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять экономическую природу рынка труда.

  2. Называть субъектов спроса и предложения на рынке труда.

  3. Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда.

  4. Моделировать спрос и предложение на рынке труда.

  5. Объяснять процесс формирования заработной платы.

  6. Знать основные положения Трудового кодекса РФ.

  7. Перечислять виды безработицы.

  8. Характеризовать виды безработицы.

  9. Рассчитывать уровень безработицы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Различать причины безработицы.

  2. Характеризовать индивидуальные и общественные последствия безработицы.

  3. Определять и характеризовать инструменты борьбы с безработицей в РФ.


Раздел 4. «Рынок капитала»

Учащиеся научаться:

  1. Знакомиться со структурой рынка капитала и действия на нем продавцов и покупателей.

  2. Различать понятие о заемном и собственном капитале.

  3. Объяснять особенности кредитного рынка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Аргументировать особенности организации и регулирования фондового рынка на рынке капитала.

Раздел 5 «Мир денег и инфляция»

Учащиеся научатся:

  1. Определять сущность денег.

  2. Определять понятие «эмиссии» денег.

  3. Определять понятия «инфляция», «дефляция».

  4. Различать виды инфляции по темпам инфляции.

  5. Рассчитывать количество денег для государства.

  6. Называть причины инфляции.

  7. Перечислять последствия инфляции.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять причины инфляции.

  2. Объяснять последствия инфляции.

  3. Объяснять влияние инфляции на покупательную способность денег.

  4. Рассчитывать индекс покупательной способности денег и темпы инфляции.


Раздел 6 «Экономические основы деятельности фирм»

Учащиеся научатся:

  1. Различать рыночные структуры по характерным признакам

  2. Приводить примеры рынков различных рыночных структур

  3. Объяснять, как влияет степень развития конкуренции на деятельность предприятия.

  4. Различать виды производственных затрат

  5. Графически изображать все виды производственных издержек

  6. Рассчитывать себестоимость единицы товара

  7. Различать экономические, явные и неявные издержки

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять взаимосвязи между всеми видами производственных издержек

  2. Рассчитывать бухгалтерскую и экономическую прибыль

  3. Рассчитывать величину прибыли

  4. Объяснять процесс ценообразования на предприятии

Раздел 7 «Экономические задачи государства»

Учащиеся научатся:

  1. Формулировать определение экономического роста.

  2. Перечислять факторы экономического роста.

  3. Перечислять фазы экономического цикла.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять четыре фазы экономического цикла.

  2. Анализировать влияние различных факторов на экономический рост.
















































Содержание учебного предмета «Экономика»

7 класс

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.

Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Рынок и рыночный механизм. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.

8 класс

Собственность. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение.

9 класс

Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Защита от финансовых махинаций.























Перечень разделов и дидактические единицы, раскрывающие содержание каждого раздела по классам

7 класс

Раздел

Тема

Дидактическая единица

  1. Мир экономики .

Введение. Понятие об экономике и ее роли.

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности..


Зачем нужна экономика

Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояние страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры


Как устроена хозяйственная жизнь человечества

Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.


Возникновение экономики.

Как и когда возникла экономика? История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества.

  1. Производство благ ( товаров и услуг)

Развитие производства.

Как развивалась экономика России? Современная отраслевая структура экономики России.


Как организуется производство благ

Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности

  1. Торговля

Торговля – союзник производства

История Возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.


Какая бывает торговля

История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.


Многоликая розничная торговля

Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы.


Оптовая торговля – помощник производства.

Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей. Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.


Сущность биржевой торговли.

Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

  1. Реклама – помощник торговли.

Реклама и ее основные виды

Реклама. Экономический смысл рекламы. Реклама в средствах массовой информации.


Воздействие рекламы на потребителя.

Критерии выбора рекламы. Воздействие рекламы на потребителя.

  1. Деньги.

Деньги-помощник торговли.

Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.


Краткая история звонковой монеты

Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

  1. Семейный бюджет

Потребление домашнего хозяйства.

Домашние хозяйства.


Основные источники доходов и основные виды расходов семьи

Товары длительного и текущего пользования. Услуги. Денежные средства потребителей: источники их получения и направления расходования.


Семейный бюджет.

Семейный бюджет. Зависимость благосостояния семьи от итогов ведения бюджета

  1. Сбережения.

Основные способы сбережения.

Расходы и сбережения. Страхование как форма сбережений. Зачем нужен кредит потребителю.

8 класс

раздел

тема

Дидактическая единица

  1. Введение в экономику

Введение в экономику.

Экономика: наука и хозяйство.

  1. Банки и банковская система.

Деньги и банки в век электроники.

Зачем люди придумали банки

Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.


Банковские деньги

Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.


Как бумажные деньги стали главными

История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.


Как банки сделали деньги невидимыми

Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчетов.


Как работают безналичные деньги

Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в различных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.


Деньги и банки в век электроники

Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.


Как работает электронная карточка

Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история . Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса Смарт-карты


Как создается и как работает банк.

Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.


Что такое кредитование

Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

3. В мире профессий и заработков.

Как люди зарабатывают деньги.

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы.


Почему существуют повременная зарплата

Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повременной оплаты и вознаграждение работников. Государственное регулирование оплаты труда.


В мире профессий и заработков.

Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей различных профессий и различным стажем работы.


Как люди добиваются увеличения своих заработков

Система профессионального образования и ее роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.


Что такое карьера и как она влияет на доходы

Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.


Как платят за творчество

Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.


Как производство помогает творцам

Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.

  1. 4. Понятие о собственности и ее видах.

Что такое собственность и зачем она людям

Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.


Как люди становятся собственниками

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.


За что можно лишиться собственности

Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.


Экономика: как все это работает вместе.

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

5.Предпринимательская деятельность ( издержки, выручка, прибыль)

Начало бизнеса.

Что такое предпринимательство и какое место оно занимает в экономике. Цели и задачи предпринимательства. Малый бизнес как основа рыночной экономики. Формы предпринимательства. Предпринимательство и предприниматели России.


Моделирование собственного предприятия

Организация. Определение источников финансирования. Составление бизнес-плана. Руководство организацией: президент и вице-президенты. Правила приема на работу. Производство: затраты и прибыль. Типы производств: штучное и серийное. Учет производственных результатов. Определение критериев качества продукции. Маркетинг: исследование рынка, реклама, стратегии фирмы, проектирование привлекательных магазинных витрин.

6.Страхование.

Страхование. Страховые услуги.

Понятие о страховании. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества и ответственности.





  1. 7. Пенсионное обеспечение.

Сущность пенсионного обеспечения.

Понятие о пенсионном обеспечении. Пенсионный возраст. Накопления в пенсионный фонд.



9 класс

раздел


Дидактическая единица

  1. Введение в экономику

Основы экономической жизни общества

Понятие «Экономика» как экономическая наука. Потребности. Блага и услуги. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Экономические ресурсы. Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения. Производство. Факторы производства. Производительность. Разделение труда. Специализация и ее преимущества. Экономическая система как способ согласования. Обмен и рынок. Деньги.

  1. Рынок. Рыночный механизм

Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика

Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика. Виды рынков. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Конкуренция и структура рынка. Основные типы структуры рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия. Условия возникновения монополий. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции


Спрос.

Величина спроса. Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимосвязные (заменяющие и дополняющие) товары и услуги. Эластичность. Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене. Определение эластичности спроса по изменению суммарной выручки


Предложение.

Величина предложения. Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.


Взаимодействие спроса и предложения.

Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Неравновесные ситуации. Фиксированные цены.

3. Рынок труда и безработица.

Экономическая природа рынка труда.

Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда.


Факторы формирования заработной платы.

Заработная плата. Различия в оплате труда и их причины. Мотивация и стимулирование труда. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников. Реальная и номинальная заработная плата.


Профсоюзы и трудовые конфликты.

Профсоюзы, содержание их деятельности и влияние профсоюзов на рынки труда.


Безработица и ее виды.

Безработица и полная занятость. Занятые, незанятые и безработные. Виды безработицы ( фрикционная, структурная, циклическая, сезонная). Естественная безработица. Уровень безработицы и уровень занятости. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

  1. 4. Рынок капитала.

Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм.

Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действующие на нем продавцы и покупатели. Экономическая логика формирования сбережений и их превращения в инвестиции.

Структура рынка капитала.

Структура рынка капитала. Понятие о заемном и собственном капитале. Особенности российского кредитного рынка. Понятие о ценных бумагах и их основные виды. Ценность фирмы и ее связь с курсом акций. Проблемы организации и регулирования фондового рынка в России.

Денежный капитал.

Понятие о цене денежного капитала. Закономерности формирования рыночной цены капитала. Дисконтирование как метод учета разной ценности денег во времени. Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала.

  1. 5. Мир денег и инфляция

Деньги.

Деньги. Функции денег. Виды денег. Современные формы денежных расчетов. Уравнение обмена Фишера.


Банки и банковская система.

Банки и их функции. Банковская система: Центральный и коммерческие банки. Функции Центрального банка: цели и инструменты. Банковский процент. Простой и сложный процент. Депозитные операции коммерческих банков. Процент по депозиту. Кредитные операции коммерческих банков. Процент за банковский кредит. Механизм получения банковской прибыли.


Инфляция.

Инфляция. Возможные причины и следствия инфляции. Измерение инфляции: индексы цен, темп инфляции. Номинальные и реальные величины.

6.Экономические основы деятельности фирм.

Фирмы, рынки, конкуренция.

Фирма. Роль фирмы в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций ( использование собственных либо заемных средств).


Виды конкуренции.

Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции.


Различные виды фирм.

Различные виды фирм

  1. 7.Экономические задачи государства.

Роль государства в экономике.

Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация. Теневая экономика. Основные источники доходов государства.


Налогооблажение.

Налоги. Схемы налогооблажения.


Государственный бюджет.

Государственный бюджет. Государственный долг.





Перечень практических работ.

7 класс

Раздел, тема урока

№п\п ПР, ЛР, экскурсии

Раздел «Реклама». Тема: реклама и ее основные виды.

ПР. «Составление рекламы».

Раздел «Семейный бюджет». Тема: Семейный бюджет.

ПР «Составление личного финансового плана семейного бюджета».

8 класс

Раздел, тема урока

№п\п ПР, ЛР, экскурсии

Раздел «В мире профессий и заработков». Тема: Что такое карьера?

ПР. «Моя будущая карьера».

9 класс

Раздел, тема урока

№п\п ПР, ЛР, экскурсии

Раздел «Рынок. Рыночный Механизм.»

ПР. Составление кривой спроса и предложения.

Раздел «Рынок труда. Безработица». Тема: Что такое безработица?

ПР. «Способы снижения безработицы».



Перечень контрольных работ .

7 класс

Раздел, тема урока

№ контрольной работы

Годовая контрольная работа.

№1 годовая контрольная работа.



8 класс

Раздел, тема урока

№ контрольной работы

Годовая контрольная работа.

№1 годовая контрольная работа.



9 класс

Раздел, тема урока

№ контрольной работы

Итоговое тестирование.

№1 Итоговое тестирование.



Перечень этнокультурной составляющей содержания образования.

7 класс

Раздел, тема

Этнокультурная составляющая

Раздел 5. «Деньги», тема «Деньги- помощник торговли»

Возникновение денег «беличьи шкуры» - «УР» - эквивалент натуральных денег В республике Коми в 19, в начале 20 века.

Раздел 6 «Семейный бюджет», тема «Основные источники доходов и основные виды расходов семьи»

Доходы- северные надбавки к заработной плате. Расходы – сезонность региона.

8 класс

Раздел, тема

Этнокультурная составляющая

Раздел 3. «В мире профессий и заработков ». Тема: В мире профессий и заработков.

Востребованные профессии Республики Коми и климатические условия.

9 класс

Раздел, тема

Этнокультурная составляющая

Раздел 3. «Рынок труда и безработица». Тема: экономическая природа рынка труда.

Ситуация на рынке труда в Республике Коми.



Примерный перечень проектных работ.

7 класс

Тема проектной работы

Вид проектной работы

«Краткая история звонкой монеты»

Презентация.



8 класс

Тема проектной работы

Вид проектной работы

«Малый бизнес».

Презентация, финансовый план, презентация.

9 класс

Тема проектной работы

Вид проектной работы

«Способы снижения уровня безработицы в сельской местности».

Презентация, буклет.





































Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

7 класс

Перечень разделов, тем и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Раздел 1.

  1. Введение. Понятие об экономике и ее роли.


1

  1. Зачем нужна экономика.

1

3. Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1

  1. 4.Возникновение экономики.

2

  1. 5.Обобщающий урок по разделу «Мир экономики».

1

  1. Раздел 2.

  2. 6. Развитие производства.


2

  1. 7. Как организуется производство благ.

2

  1. 8. Обобщающий урок по разделу «Производство благ»

1

  1. Раздел 3.

9.Торговля –союзник производства.


2

  1. Какая бывает торговля.

1

  1. Многоликая розничная торговля.

1

  1. Оптовая торговля –помощник производства.

2

  1. Сущность биржевой торговли.

1

Раздел 4.

  1. Реклама и ее основные виды.


1

  1. Воздействие рекламы на потребителя.

1

  1. Практическая работа по составлению рекламы.

1

Раздел 5.

  1. Деньги – помощник торговли.


2

  1. Краткая история звонкой монеты.

2

Раздел 6.

  1. Потребление домашних хозяйств.


2

  1. Основные источники доходов и основные виды расходов семьи.


2

  1. Семейный бюджет.

1

  1. Практическая работа по составлению личного финансового плана семейного бюджета.

1

Раздел 7.

  1. Основные способы сбережения.


2

Итоговое повторение.

1

Годовая контрольная работа.

1

итого

35 часов

8 класс

Перечень разделов, тем и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Раздел 1.

  1. Введение в экономику.


1

Раздел 2.

  1. Зачем люди придумали банки.


1

  1. Банковские деньги.

1

  1. Как бумажные деньги стали главными.

1

  1. Как банки сделали деньги невидимыми.

1

  1. Как работают безналичные деньги.

1

  1. Деньги и банки в век электроники.

2

  1. Как работает электронная карточка.

1

  1. Как создается и работает банк.

1

  1. Что такое кредитование.

2

Раздел 3.

  1. Как люди зарабатывают деньги.


1

  1. Почему существует повременная плата.

1

  1. В мире профессий и заработков.

2

  1. Как люди добиваются увеличения своих заработков.

1

  1. Что такое карьера и как она влияет на доходы.

1

  1. Как платят за творчество.

1

  1. Как производство помогает творцам.

1

  1. Практическая работа «Моя будущая карьера».

1

Раздел 4.

  1. Что такое собственность и зачем она людям.


2

  1. Как люди становятся собственниками.

1

  1. За что можно лишиться собственности.

1

  1. Экономика: как все это работает вместе.

1

Раздел 5.

  1. Начало бизнеса.

1

  1. Моделирование собственного предприятия.

2

Раздел 6.

  1. Страхование. Страховые услуги.


2

Раздел 7

  1. Сущность пенсионного обеспечения.


2

Итоговое повторение.

2

Годовая контрольная работа.

1

Итого

36ч

9 класс

Перечень разделов, тем и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Раздел 1.

  1. Основы экономической жизни общества.


2

Раздел 2.

  1. Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика.


2

  1. Спрос.

1

  1. Предложение.

1

  1. Взаимодействие спроса и предложения.

1

  1. Практическая работа. Составления кривой спроса и предложения.

1

Раздел 3.

  1. Экономическая природа рынка труда.


2

  1. Факторы формирования заработной платы.

1

  1. Профсоюзы и трудовые конфликты.

1

  1. Безработица и ее виды.

2

Раздел 4.

  1. Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм.


2

  1. Структура рынка капитала.

1

  1. Денежный капитал.

1

Раздел 5.

  1. Деньги.


1

  1. Банки и банковская система.

2

  1. Инфляция.

2

Раздел 6.

  1. Фирмы, рынки, конкуренция.


2

  1. Виды конкуренции.

1

  1. Различные виды фирм.

1

Раздел 7.

  1. Роль государства в экономике.


1

  1. Налогообложение.

2

  1. Государственный бюджет.

2

  1. Итоговое повторение.

1

  1. Итоговое тестирование.

1

итого

34ч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!