СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ( включая экономику и право), 1 курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ( включая экономику и право),  1 курс

Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ( включая экономику и право), 1 курс»




Департамент здравоохранения Воронежской области


бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Бутурлиновский медицинский техникум»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

( включая экономику и право)



для специальности среднего

профессионального образования

34.02.01 Сестринское дело















Бутурлиновка, 2019


ОДОБРЕНА

цикловой методической

комиссией гуманитарных

и общеобразовательных дисциплин


Протокол №_____

«____»_________20____г.


Председатель ЦМК

____________ Татарникова М.Н.

___________________

УТВЕРЖДЕНА

заместитель директора по учебной работе


______________ Благая Т.В.


«____»____________20____г.







Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ

№ 413 от 17 мая 2012 г. (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России

от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 года №1578)

в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена БПОУ ВО «БМТ»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».



Рабочую программу составила:

преподаватель БПОУ ВО «БМТ» Попова Н.В.



Рецензенты:

председатель цикловой методической комиссии гуманитарных и общеобразовательных дисциплин БПОУ ВО «БМТ» Татарникова Марина Николаевна.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




4



9


22



25
































1. ПОяснительная записка

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (включая экономику и право)


Область применения программы


Рабочая программа ОУД «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации обязательного минимума содержания среднего общего образования очной формы обучения в БПОУ ВО «БМТ» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

Программа разработана: в соответствии с требованиями Федерального го-

сударственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.

приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413); на ос-

нове примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обще-

ствознание» для профессиональных образовательных организаций 2015 г., реко-

мендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Феде-

ральный институт развития образования» для реализации основной профессио-

нальной образовательной программы СПО на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования.

Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено

на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового са-

мосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам

Российской Федерации;

• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-

мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой

и духовно-нравственной культуры подростка;

• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-

правовых дисциплин;

• умение получать информацию из различных источников, анализировать,

систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об

основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нор-

мах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодей-

ствия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в

целом;

• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение

стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в

различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студен-

тов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профес-

сиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образо-

вания с получением среднего общего образования; программы подготовки спе-

циалистов среднего звена (ППССЗ).




Общая характеристика учебного общеобразовательного предмета

«Обществознание (включая экономику и право)»

Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебного предмета направлено на формирование четкой граж-

данской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характе-

ра, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодейст-

вия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе,

проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилиза-

ционных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни челове-

ческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов,

тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих

принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направ-

ленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся про-

фессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к соци-

альной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общеграждан-

ских ролей.

Реализация содержания учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как слож-

ные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические

особенности социального познания, законы общественного развития, особенности

функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорга-

низующейся системы.

В процессе освоения учебного предмета у студентов закладываются целост-

ные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных

сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих

жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно пол-

ные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для

продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах дея-

тельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной

жизни.

Изучение обществознания (включая экономику и право) завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ СПО на базе основного общего

образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).




Место учебного предмета в учебном плане


«Обществознание (включая экономику и право)» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» включен в общеобразовательный цикл учебного плана ППССЗ СПО.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».


Результаты освоения учебного предмета


Освоение содержания учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге

культур, а также различных форм общественного сознания, осознание сво-

его места в поликультурном мире;

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на-

роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных

символов (герба, флага, гимна);

- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий-

ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,

уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного

достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и

общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопо-

нимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и со-

трудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответст-

вии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,

к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознатель-

ное отношение к непрерывному образованию как условию успешной про-

фессиональной и общественной деятельности;

- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможно-

сти участия в решении личных, общественных, государственных, общена-

циональных проблем;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-

ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достиже-

ния

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успеш-

ные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проект-

ной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения про-

блем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов ре-

шения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различ-

ных источниках социально-правовой и экономической информации, кри-

тически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из раз-

личных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организацион-

ных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,

гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных, эконо-

мических и правовых институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятий-

ный аппарат обществознания;

предметных:

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся сис-

теме в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных явле-

ний и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-

достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений

и процессов общественного развития.






1.5 Количество часов на освоение программы предмета:


- максимальной учебной нагрузки обучающегося 188 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 130 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 58 часов;

- итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта во 2 семестре (тестовые задания).










































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

188

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

130

в том числе:

всего теории

130

практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (внеаудиторная)

58

в том числе:

- самотестирование, самоподготовка

7

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

10

-индивидуальные творческие задания

6

-доклады/рефераты/эссе

6

–– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

6

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнение основных социальных ролей;

4

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;


4

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

4

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.


11

Итоговая аттестация в форме

дифференцированный зачет в форме устных вопросов





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Обществознание (включая экономику и право)», 1 курс

специальность 34.02.01 «Сестринское дело»












Наименование разделов и тем






Максимальная

учебная нагрузка

Количество аудиторных

часов


САМОСТОЯ

ТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Всего

Теория


РАЗДЕЛ 1.Человек как творец и творение культуры



14


1

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность.



2

2

2

Понятие культуры. Многообразие культур.



2

1

3

Религия. Искусство. Мораль. Право.



2

3

4

Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний.



2

1

5

Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.




2

1

6

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.



2


7

Образование, его значимость для личности и общества.



1



1

1

Контрольная работа по теме: «Человек как творец и творение культуры».

РАЗДЕЛ 2. Общество как сложная динамическая система




10


8

Понятие общества. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы.



2


9

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.



2


10

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.



2

1

11

Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации.



2

2

12

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.



1


1

3

Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система».

РАЗДЕЛ 3. Экономическая сфера общества



26


13

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение.



2

1

14

Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.



2

3

15

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса



2


16

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.



2

1

17

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.



2

1

18

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.



2


19

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.



2

1

20

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.



2

2

21

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП.



2

1

22

Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.



2


23

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.



2

1

24

Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.



2

1

25

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.




1



1


Контрольный урок по теме:

«Экономическая сфера общества».

РАЗДЕЛ 4. Социальная сфера общества



18


26

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность



2

1

27

Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль.



2


28

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.



2

1

29

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.



2

1

30

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.



2

1

31

Семья и брак. Проблема неполных семей.



2

1

32

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.



2

1

33


Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.



2


1

34

Контрольная работа по теме:

«Социальная сфера общества».



2


РАЗДЕЛ 5. Политическая сфера общества



18


35

Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции.



2

2

36

Политическая система. Типология политических режимов.



2

2

37

Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.



2

1

38

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.



2

1

39

Политические партии и движения.



2

1

40

Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.



2

1

41

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации



2


42

Политическое лидерство. Основы государственной власти РФ. Федеративное устройство в РФ



2




43

Контрольная работа по теме:

«Политическая сфера общества»



2


РАЗДЕЛ 6. Человек в системе общественных отношений



14


44

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.



2


45

Социальные роли в юношеском возрасте. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.



2


46

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.



2


47

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.



2

3


48

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.



2

1

49

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.



2


50

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.



1




1

1

Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений».

РАЗДЕЛ 7. Правовое регулирование общественных отношений



28


51

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.



2

1

52

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.



2

1

53

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.



2


54

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.



2

1

55

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.



2

2

56

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность.



2

1

57

Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.



2


58

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.



2

2

59

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.



2


60

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.



2

1

61

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.



2

1

62

Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.



2

1

63

Правоохранительные органы. Судебная система.



2


64

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.



1



1


Контрольная работа по теме:

«Правовое регулирование общественных отношений».

65

Дифференцированный зачет в форме устных вопросов


188



130


58


2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «обществознание (включая экономику и право)»




Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала и практических занятий, самостоятельная работа обучающихся.


Объем часов


1

2

3



Раздел 1.


Человек как творец и творение культуры


14






Тема 1.1.


Тема 1.2.


Тема 1.3.


Тема 1.4.


Тема 1.5.


Тема 1.6


Тема 1.7

Тема 1.8



1


- Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность.



- Понятие культуры. Многообразие культур.



-Религия. Искусство. Мораль. Право.



- Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний.

-Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.


- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Презентация: «Наука и философия»

- Образование, его значимость для личности и общества.

- Контрольная работа по теме: «Человек как творец и творение культуры».




2


2


2


2

2



2


1

1





Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • выполнение тестовых заданий;

  • работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных;

Реферативные сообщения (примерные темы):

  • Эволюция или Творение. Решит ли наука вековой спор?

  • Мышление и деятельность.

  • Свобода мысли - что это такое?

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:

1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)


Аудиторная самостоятельная работа студента

Коллективное обсуждение проблемы образования с составлением опорного конспекта.

  • работа с карточками - заданий

  • психологический тест: «Познай людей и самого себя».


6



Раздел 2.




Общество как сложная динамическая система



10






Тема 2.1.


Тема 2.2.


Тема 2.3.

Тема 2.4


Тема 2.5

Тема 2.6






- Понятие общества. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы.

Презентация: «Что такое общество?»

-Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

-Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

-Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации.

Презентация: «Глобализация».

-Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система».



2


2


2

2


1

1




Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • выполнение тестовых заданий;

  • работа с учебной, методической, справочной литературой;

  • решение ролевых задач;

  • работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных;

Реферативные сообщения (примерные темы):

  • Многовариантность общественного развития.

  • Понятие общественного прогресса и его критерии.

  • Место России в современном мире.

  • Астрология в свете критического мышления.

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:

1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)

Аудиторная самостоятельная работа студента:


  • работа с учебно-методической литературой;

  • работа с контрольными вопросами;




6


Раздел 3.



Экономическая сфера общества


26



Тема 3.1


Тема 3.2


Тема 3.3



Тема 3.4


Тема 3.5


Тема 3.6


Тема 3.7



Тема 3.8


Тема 3.9


Тема 3.10


Тема 3.11


Тема 3.12

Тема 3.13

Тема 3.14


-Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение.


-Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.


-Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса.


-Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Презентация: «Ценные бумаги».


-Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.


-Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.


-Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Презентация: «Экономические проблемы безработицы. Социальные проблемы рынка труда».


-Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.


-Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП.


-Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.


-Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

- Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

- Контрольный урок по теме « Экономическая сфера общества».


2


2


2


2


2


2


2



2



2


2


2

2

1

1






Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • работа со словарями и справочниками для составления глоссариев;

  • ознакомление с нормативными документами;

  • составление диаграмм и таблиц по содержанию учебного материала;

  • составление кроссвордов и ребусов по изученному учебному материалу;

  • выполнение тематических слайдов;

  • социологические опросы населения на тему «Здоровье и материальный достаток»;(анкетирование)

  • мини- дискуссия «Почему рыночная экономика иногда бывает «базарной»?

  • участие в предметных конкурсах и т.д.

Реферативные сообщения (примерные темы):

    • Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.

    • Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.

    • Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

    • Социально-регулируемое рыночное хозяйство

    • Прожиточный минимум и уровень жизни в России.

    • Роль государства в экономике в период президентства Б.Н.Ельцина, В.В.Путина, Д.А.Медведева.

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:

1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)

Аудиторная самостоятельная работа студента:

  • работа с учебно-методической литературой, осознание проблемы и попытка её разрешения;

  • построение философского предложения или текста из предложенных экономических терминов;

  • выявление и сравнение понятий, точек зрений, мнений (табличный вариант);

  • работа с контрольными вопросами;

  • работа с тестовыми заданиями;




6



- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;

- изучение глобальных экономических проблем на примере СМИ;

- расчет прожиточного минимума для себя, будущей своей семьи и т.д.





Раздел 4.




Социальная сфера общества


18






Тема 4.1

Тема 4.2


Тема 4.3


Тема 4.4


Тема 4.5


Тема 4.6


Тема 4.7

Тема 4.8

Тема 4.9


-Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность

-Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль.

- Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.


-Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.


-Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.


-Семья и брак. Проблема неполных семей.


-Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.


- Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
- Контрольная работа по теме «Социальная сфера общества».


2

2

2


2


2


2


2


2

2





Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • выполнение тестовых заданий;

  • работа с учебной, методической, справочной литературой для составления глоссария;

  • решение ситуационных задач повышенной сложности без эталонов ответов;

  • работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных;

  • поиск информации в интернете;

  • анкетирование изучая социальное положение человека в обществе; определение алгоритма поведения в социальных ситуациях;

  • выполнение тематических слайдов;

  • используя интернет технологии выполнить творческую коллективную работу «Проецирование своего будущего»

  • выполнение семейного древа, учитывая социальную мобильность рода (индивидуальная творческая работа)

Реферативные сообщения (примерные темы):

  • тема «Стыд запрещает порой то, что не запрещают законы»;

  • Структура родства.

  • Роль среднего класса в обществе.

  • Размышление: «в какой класс-бедный или богатый - легче войти, а из какого класса легче выйти ».

  • Поведение как социальная категория.

  • Исторические типы семейных отношений (на примере отечественной художественной литературы и отечественного кинематографа)

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:


1.Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)

Аудиторная самостоятельная работа студента:

  • работа с учебно-методической литературой для составления планов текста;

  • решение ситуационных задач на основе полученных алгоритмов;

  • терминологический диктант;

  • работа с контрольными вопросами;

  • работа с тестовыми заданиями;

категориальный анализ русско-народной мудрости, пословиц, отрывков из художественных произведений и т.д.. - Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- определение личной гражданской позиции и предвидение возможных последствий определенных социальных действий (материалы СМИ);

- решать практические проблемы, возникающие в социальной деятельности, ориентируясь в актуальных общественных событиях своего города, села, группы.





10









Раздел 5.



Политическая сфера общества


18



Тема 5.1


Тема 5.2


Тема 5.3


Тема 5.4


Тема 5.5


Тема 5.6


Тема 5.7




Тема 5.8


Тема 5.9


-Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции.


-Политическая система. Типология политических режимов. Презентация: «Политический режим»


-Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.


-Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Презентация: «Политическая элита»

-Политические партии и движения.


- Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Презентация: «Место и роль СМИ в политической жизни»


-Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.


- Политическое лидерство. Основы государственной власти РФ. Федеративное устройство в РФ.

- Контрольная работа по теме: « Политическая сфера общества».

2


2


2


2


2

2



2


2


2




Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • выполнение тематических кроссвордов и чайнвордов;

  • работа с учебной, методической, справочной литературой для составления глоссария;

  • решение социально-политических задач, используя СМИ;

  • командно-групповое выполнение тематических папок, слайдов, презентаций;

  • выполнение тематических схем;

  • работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных, поиск информации в интернете;

  • социологический опрос населения


Реферативные сообщения (примерные темы):

  • Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

  • Политика – наука, искусство и профессия.

  • Свободные выборы – утопия или реальность.

  • Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

  • Демократия – за и против.

  • Политические партии и лидеры современной России.

  • Лидер – кто он?

  • Политические идеи русских мыслителей.

  • Консерватизм, либерализм, социализм.

  • Молодежь и ее роль в современной политике.

  • Политические реформы в современной России.

  • Тема эссе « Политиком можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:

1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)




10



Аудиторная самостоятельная работа студента:


  • работа с учебно-методической литературой для выполнения аналитической обработки текста;

  • работа с контрольными вопросами;

  • работа с тестовыми заданиями;

  • решение ситуационных задач;

  • ролевые игры;

  • мини - дискуссия «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах» (Конфуций)

  • создание ситуаций диалектно-логических противоречий.







- анализ современных общественных явлений и событий;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

-на примере современных партий в табличном варианте выполнить сравнительный анализ (формы агитации, содержание предвыборной программы и степень реализации и т.д.);

- «четвертая власть» анализ СМИ с точки зрения влияния на политическое сознание электората.







Раздел 6


Человек в системе общественных отношений



14



Тема 6.1


Тема 6.2


Тема 6.3


Тема 6.4


Тема 6.5


Тема 6.6


Тема 6.7





-Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.

-Социальные роли в юношеском возрасте. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

-Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.


-Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.


-Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

-Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.


-Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.

- Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений».


2


2


2


2

2


1


1




Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • составление планов текста, графическое изображение структуры текста;

  • поиск информации в Интернете;

  • решение ситуационных задач и др.

  • социологическое исследование «Религиозные объединения в вашем регионе (районе, городе и т.д.)

Реферативные сообщения (примерные темы):

    • «Великие о великом» выдающиеся деятели науки и культуры, религиозные мыслители о сущности человека

    • Духовная жизнь общества (различные нужды к трактовке понятия по материалам прессы, философской литературы.

    • Вклад русских ученых в мировую науку (по выбору).

    • Культура моего города.

    • «Куда пойти учиться?» Информационно-справочная презентация по направлениям высшего профессионального образования..

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:

1.Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)


Аудиторная самостоятельная работа студента:


  • работа с учебно-методической литературой;

  • терминологический диктант;

  • командные деловые игры;

  • групповые соревновательные действия по составлению тематического чайнворда;

мини-дискуссия «К чему ближе философия – к искусству или к науке?».

-применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- на основе приобретенных обществоведческих знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; находить правильные ответы на жизненные ситуации, используя критическое мышление.

-Критическое восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации. Оценивание происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права (материалы СМИ).




10



Раздел 7


Правовое регулирование общественных отношений


28



Тема 7.1



Тема 7.2


Тема 7.3


Тема 7.4


Тема 7.5


Тема 7.6



Тема 7.7



Тема 7.8


Тема 7.9



Тема 7.10


Тема 7.11




Тема 7.12


Тема 7.13


Тема 7.14


Тема 7.15


-Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.


- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.


-Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.


-Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.


-Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.


-Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность.


-Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.


-Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.


-Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.


-Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.


-Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.


- Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.


-Правоохранительные органы. Судебная система.


-Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


- Контрольная работа по теме « Правовое регулирование общественных отношений».



2


2


2


2


2

2


2


2


2


2


2


2


2


1



1




Самостоятельная работа обучающихся


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

  • выбор правомерных форм поведения и способов

защиты прав и интересов личности; (карточки заданий -табличный вариант)

  • выполнение тестовых заданий;

  • подготовка тематических попок по отдельным отраслям права;

  • работа с учебной, методической, справочной литературой; ознакомление с нормативными документами;

  • решение ситуационных и профессиональных задач по основам права;

  • работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных;

  • участие в тематических конкурсах и олимпиадах по избирательному праву;

  • создание тематических презентаций.

Реферативные сообщения (примерные темы):

  • Общество и его регуляторы.

  • Право – воплощение справедливости и добра.

  • Права человека – эволюция развития.

  • Правовое регулирование хозяйственной деятельности.

  • Права потребителей.

  • Конституционализм и конституционные идеи в России и мире.

  • Конституция РФ – основной закон жизни государства.

  • Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.

  • Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.

  • Тоталитаризм – феномен XX столетия.

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
- правовое регулирование собственной жизнедеятельности, решая практические вопросы реальной жизни, применяя основной закон РФ, законы отраслей права и др.

(Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума:

1.Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192)

Аудиторная самостоятельная работа студента:

  • работа с учебно-методической литературой, составление схемы изучаемого материала;

  • фрагментарная работа по карточкам определенного блока

  • работа с контрольными вопросами;

  • работа с тестовыми заданиями;

  • индивидуальные рефлексивные задания.



10


Итоговое занятие

Дифференцированный зачет в форме устных вопросов

2



ИТОГО: 188 часов







3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия: таблицы, плакаты, тематические слайды, компакт-диски с учебным материалом, электронно-образовательные ресурсы информационного и контролирующего знания характера.

Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.

Учебно-программная документация: рабочая учебная программа, тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства, тетради для самостоятельной работы студентов.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео - обучения аудиовизуальные средства.

















3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Основные источники:

1. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В.Телюкиной Обществознание: учебник для 10 кл. - М.: Просвещение, 2018 – 350с.

2. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, В.А.Литвинова  Обществознание: учебник для 11 кл. М.: Просвещение, 2018 – 335с.

Дополнительные источники:

1. Е.В. Домашек, О.В.Вильчинская, А.В.Чагина «Обществознание в таблицах и схемах» - Ростов – на - Дону: Феникс -2014- 192с.

2. А.Ф.Никитин, Г.И.Грибанова, Д.С.Мартьянов «Обществознание» - М.: Дрофа -2014 -191с.

3. А.Г.Важенин «Обществознание» (для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей) – М.: Академия -2014- 432с.

4. Е.С.Королькова « Практикум по обществознанию: Политика. Право» - М.: Экзамен – 2017 – 143с.

5. Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская «Практикум по обществознанию» (задания с кратким ответом) - М.: Экзамен – 2017 – 173с.



Интернет ресурсы:


1. http://danur-w.narod.ru/

2. http://pravo.gov.ru/

3. http://www.uznay-prezidenta.ru

4. http://www.duma.gov.ru

5. http://www.gks.ru

6. http://xn-dtbhthpdbkkaet.xn-- p1ai/methodical/programs/Pravo_10-11.pdf

7. http://www.edu. ru/

8. http://www. ege.edu. ru/

9. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

10. http:// lesson- history.narod.ru/


Нормативные правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. 21.07.2014 г)

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации №51-ФЗ (часть первая) от 30.11.1994 г. (ред. от 05.05.2014)

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации №14 ФЗ (часть вторая) от 26.01.1996 г. (ред. от 21.07.2014

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации №146-ФЗ (часть третья) от 26.11.2001 г. (ред.от 05.05.2014)

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации №230-ФЗ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. ( ред. от 12.03.2014)

  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации №138-ФЗ от 14.11. 2002 г

(ред. от 21.07.2014).

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 г. (ред. от 04.08.2014г)

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) №195-ФЗ от 30.12. 2001. (ред. от 04.11.2014)

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 30.12.2001. (ред. от 04.11.2014)

  4. Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12. 1995 г. (ред. от 04.11.2014)

  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации №174-ФЗ от 18.12. 2001 г. (ред. от 22.10.2014).

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 21.07.2014г)

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 22.10.2014)

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

(ред. 04.11.2014г)

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от.02. 12.2013 г)
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 14.10. 2014 г).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 г. №62-ФЗ. «О гражданстве Российской Федерации» (редакция от 23.06.2014)

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014 года).

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 12.03.2014)

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 22.02.2014 г. №20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.09.2014)

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014)
























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов/блиц-опроса, аналитической работы с материалом текста; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, рефератов, эссе, социального проекта.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. На занятии осуществляется проверка усвоения материала, разъясняются наиболее сложные и трудные для усвоения вопросы. В ходе занятий у студентов формируются необходимые умения и навыки .

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий могут иметь вариативный и дифференцированный характер. По всем предлагаемым видам внеаудиторной самостоятельной работы должны быть разработаны методические указания с перечнем тем, заданий, формами и методами контроля.






















Контроль и оценка результатов освоения предмета Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Освоенные общие компетенции

Освоенные умения,

усвоенные знания

Формы и методы контроля и оценки результатов

обучения

должен научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

- выделять черты социальной сущности человека;

- определять роль духовных ценностей в обществе;

- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

- различать виды искусства;

- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

- выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;

- иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Социальные отношения

Выделять критерии социальной стратификации;

- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

- конкретизировать примерами виды социальных норм;

- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

- характеризовать социальные институты семьи и брака;

- раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Экономика

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

- различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

- различать экономические и бухгалтерские издержки;

- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

- определять причины безработицы, различать ее виды;

- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Политика

Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

- различать политическую власть и другие виды власти;

- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

- раскрывать роль и функции политической системы;

- характеризовать государство как центральный институт политической системы;

- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

- характеризовать демократическую избирательную систему;

- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

- конкретизировать примерами роль политической идеологии;

- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

- выделять основные элементы системы права;

- выстраивать иерархию нормативных актов;

- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

- раскрывать содержание гражданских правоотношений;

- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

- различать организационно-правовые формы предприятий;

- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека

научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

- характеризовать основные методы научного познания;

- выявлять особенности социального познания;

- различать типы мировоззрений;

- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Социальные отношения

Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Экономика

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

раскрывать фазы экономического цикла;

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Политика

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

- выделять основные этапы избирательной кампании;

- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

- характеризовать особенности политического процесса в России;

- анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

- характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.



собеседование, тестирование,

устный и письменный опрос,

составление плана текста

работа со словарями и справочниками;

ознакомление с нормативными документами;

учебно-исследовательская работа;

использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета;

работа с конспектом лекции (обработка текста);

составление плана и тезисов ответа;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

ответы на контрольные вопросы

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции ;

подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование;

подготовка к деловым играм

cамоконтроль,

семинары

учебная дискуссия

собеседование

выступления,

конспекты,

презентации

деловая игра

проверка индивидуальных заданий, устный опрос

частично-поисковый метод

тестирование

собеседование, тестирование,

устный и письменный опрос,

составление плана текста


работа со словарями и справочниками;

ознакомление с нормативными документами;

учебно-исследовательская работа;

использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета;

работа с конспектом лекции (обработка текста);

составление плана и тезисов ответа;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

ответы на контрольные вопросы

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

работа с картой;

подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции;

подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование;

подготовка к деловым играм

cамоконтроль,

семинары

учебная дискуссия

собеседование

выступления,

конспекты,

презентации

деловая игра

проверка индивидуальных заданий, устный опрос

частично-поисковый метод

тестирование

собеседование, тестирование,

устный и письменный опрос,

составление плана текста

работа со словарями и справочниками;

ознакомление с нормативными документами;

учебно-исследовательская работа;

использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета;

работа с конспектом лекции (обработка текста);

составление плана и тезисов ответа;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

ответы на контрольные вопросы

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

работа с картой;

подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции ;

подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование;

подготовка к деловым играм

cамоконтроль,

семинары

учебная дискуссия

собеседование

выступления,

конспекты,

презентации

деловая игра

проверка индивидуальных заданий, устный опрос

частично-поисковый метод

тестирование


собеседование, тестирование,

устный и письменный опрос,

составление плана текста

работа со словарями и справочниками;

ознакомление с нормативными документами;

учебно-исследовательская работа;

использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета;

работа с конспектом лекции (обработка текста);

составление плана и тезисов ответа;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

ответы на контрольные вопросы

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

работа с картой;

подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции;

подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование;

подготовка к деловым играм

cамоконтроль,

семинары

учебная дискуссия

собеседование

выступления,

конспекты,

презентации

деловая игра

проверка индивидуальных заданий, устный опрос

частично-поисковый метод

тестирование

собеседование, тестирование,

устный и письменный опрос,

составление плана текста

работа со словарями и справочниками;

ознакомление с нормативными документами;

учебно-исследовательская работа4

использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета;

работа с конспектом лекции (обработка текста);

составление плана и тезисов ответа;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

ответы на контрольные вопросы

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

работа с картой;

подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции ;

подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование;

подготовка к деловым играм

семинары

учебная дискуссия

собеседование

выступления,

презентации

деловая игра

Дифференцированный зачёт






13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!