Департамент здравоохранения Воронежской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Бутурлиновский медицинский техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
( включая экономику и право)
для специальности среднего
профессионального образования
34.02.01 Сестринское дело
Бутурлиновка, 2019
ОДОБРЕНА цикловой методической комиссией гуманитарных и общеобразовательных дисциплин Протокол №_____ «____»_________20____г. Председатель ЦМК ____________ Татарникова М.Н. ___________________ | УТВЕРЖДЕНА заместитель директора по учебной работе ______________ Благая Т.В. «____»____________20____г. |
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ
№ 413 от 17 мая 2012 г. (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России
от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 года №1578)
в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена БПОУ ВО «БМТ»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Рабочую программу составила:
преподаватель БПОУ ВО «БМТ» Попова Н.В.
Рецензенты:
председатель цикловой методической комиссии гуманитарных и общеобразовательных дисциплин БПОУ ВО «БМТ» Татарникова Марина Николаевна.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
| |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 9 22 25 |
1. ПОяснительная записка
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (включая экономику и право)
Область применения программы
Рабочая программа ОУД «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации обязательного минимума содержания среднего общего образования очной формы обучения в БПОУ ВО «БМТ» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
Программа разработана: в соответствии с требованиями Федерального го-
сударственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413); на ос-
нове примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обще-
ствознание» для профессиональных образовательных организаций 2015 г., реко-
мендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Феде-
ральный институт развития образования» для реализации основной профессио-
нальной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования.
Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)» направлено
на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового са-
мосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам
Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой
и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-
правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нор-
мах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодей-
ствия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в
целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студен-
тов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профес-
сиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образо-
вания с получением среднего общего образования; программы подготовки спе-
циалистов среднего звена (ППССЗ).
Общая характеристика учебного общеобразовательного предмета
«Обществознание (включая экономику и право)»
Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебного предмета направлено на формирование четкой граж-
данской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характе-
ра, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодейст-
вия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе,
проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилиза-
ционных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни челове-
ческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов,
тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих
принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направ-
ленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся про-
фессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к соци-
альной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общеграждан-
ских ролей.
Реализация содержания учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как слож-
ные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические
особенности социального познания, законы общественного развития, особенности
функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорга-
низующейся системы.
В процессе освоения учебного предмета у студентов закладываются целост-
ные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных
сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих
жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно пол-
ные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для
продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах дея-
тельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной
жизни.
Изучение обществознания (включая экономику и право) завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Место учебного предмета в учебном плане
«Обществознание (включая экономику и право)» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» включен в общеобразовательный цикл учебного плана ППССЗ СПО.
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание сво-
его места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на-
роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий-
ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопо-
нимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и со-
трудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответст-
вии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознатель-
ное отношение к непрерывному образованию как условию успешной про-
фессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможно-
сти участия в решении личных, общественных, государственных, общена-
циональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достиже-
ния
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успеш-
ные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проект-
ной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения про-
блем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов ре-
шения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различ-
ных источниках социально-правовой и экономической информации, кри-
тически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из раз-
личных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организацион-
ных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, эконо-
мических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятий-
ный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся сис-
теме в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явле-
ний и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-
достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития.
1.5 Количество часов на освоение программы предмета:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 188 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 130 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 58 часов;
- итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта во 2 семестре (тестовые задания).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 188 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 130 |
в том числе: |
всего теории | 130 |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (внеаудиторная) | 58 |
в том числе: |
- самотестирование, самоподготовка | 7 |
– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами; | 10 |
-индивидуальные творческие задания | 6 |
-доклады/рефераты/эссе | 6 |
–– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием; | 6 |
– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнение основных социальных ролей; | 4 |
– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; | 4 |
– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни; | 4 |
– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. | 11 |
Итоговая аттестация в форме | дифференцированный зачет в форме устных вопросов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Обществознание (включая экономику и право)», 1 курс
специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка | Количество аудиторных часов | САМОСТОЯ ТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ |
Всего | Теория | |
РАЗДЕЛ 1.Человек как творец и творение культуры | | | 14 | |
1 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. | | | 2 | 2 |
2 | Понятие культуры. Многообразие культур. | | | 2 | 1 |
3 | Религия. Искусство. Мораль. Право. | | | 2 | 3 |
4 | Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. | | | 2 | 1 |
5 | Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. | | | 2 | 1 |
6 | Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. | | | 2 | |
7 | Образование, его значимость для личности и общества. | | | 1 1 | 1 |
Контрольная работа по теме: «Человек как творец и творение культуры». |
РАЗДЕЛ 2. Общество как сложная динамическая система | | | 10 | |
8 | Понятие общества. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы. | | | 2 | |
9 | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. | | | 2 | |
10 | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. | | | 2 | 1 |
11 | Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. | | | 2 | 2 |
12 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | | | 1 1 | 3 |
Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система». |
РАЗДЕЛ 3. Экономическая сфера общества | | | 26 | |
13 | Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. | | | 2 | 1 |
14 | Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. | | | 2 | 3 |
15 | Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса | | | 2 | |
16 | Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. | | | 2 | 1 |
17 | Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | | | 2 | 1 |
18 | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | | | 2 | |
19 | Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. | | | 2 | 1 |
20 | Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | | | 2 | 2 |
21 | Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. | | | 2 | 1 |
22 | Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. | | | 2 | |
23 | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | | | 2 | 1 |
24 | Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. | | | 2 | 1 |
25 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | | | 1 1 | |
Контрольный урок по теме: «Экономическая сфера общества». |
РАЗДЕЛ 4. Социальная сфера общества | | | 18 | |
26 | Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность | | | 2 | 1 |
27 | Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. | | | 2 | |
28 | Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. | | | 2 | 1 |
29 | Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. | | | 2 | 1 |
30 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | | | 2 | 1 |
31 | Семья и брак. Проблема неполных семей. | | | 2 | 1 |
32 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | | | 2 | 1 |
33 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | | | 2 | 1 |
34 | Контрольная работа по теме: «Социальная сфера общества». | | | 2 | |
РАЗДЕЛ 5. Политическая сфера общества | | | 18 | |
35 | Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции. | | | 2 | 2 |
36 | Политическая система. Типология политических режимов. | | | 2 | 2 |
37 | Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. | | | 2 | 1 |
38 | Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | | | 2 | 1 |
39 | Политические партии и движения. | | | 2 | 1 |
40 | Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. | | | 2 | 1 |
41 | Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации | | | 2 | |
42 | Политическое лидерство. Основы государственной власти РФ. Федеративное устройство в РФ | | | 2 | |
43 | Контрольная работа по теме: «Политическая сфера общества» | | | 2 | |
РАЗДЕЛ 6. Человек в системе общественных отношений | | | 14 | |
44 | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. | | | 2 | |
45 | Социальные роли в юношеском возрасте. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. | | | 2 | |
46 | Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. | | | 2 | |
47 | Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. | | | 2 | 3 |
48 | Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | | | 2 | 1 |
49 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | | | 2 | |
50 | Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. | | | 1 1 | 1 |
Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений». |
РАЗДЕЛ 7. Правовое регулирование общественных отношений | | | 28 | |
51 | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | | | 2 | 1 |
52 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. | | | 2 | 1 |
53 | Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. | | | 2 | |
54 | Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. | | | 2 | 1 |
55 | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. | | | 2 | 2 |
56 | Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. | | | 2 | 1 |
57 | Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | | | 2 | |
58 | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. | | | 2 | 2 |
59 | Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | | | 2 | |
60 | Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | | | 2 | 1 |
61 | Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. | | | 2 | 1 |
62 | Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. | | | 2 | 1 |
63 | Правоохранительные органы. Судебная система. | | | 2 | |
64 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | | | 1 1 | |
Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений». |
65 | Дифференцированный зачет в форме устных вопросов | 188 | | 130 | 58 |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «обществознание (включая экономику и право)»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и практических занятий, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
| 1 | 2 | 3 |
| Раздел 1. | Человек как творец и творение культуры | 14 |
| Тема 1.1. Тема 1.2. Тема 1.3. Тема 1.4. Тема 1.5. Тема 1.6 Тема 1.7 Тема 1.8 | 1 - Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. - Понятие культуры. Многообразие культур. -Религия. Искусство. Мораль. Право. - Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. -Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. - Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Презентация: «Наука и философия» - Образование, его значимость для личности и общества. - Контрольная работа по теме: «Человек как творец и творение культуры». | 2 2 2 2 2 2 1 1 |
|
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: выполнение тестовых заданий; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных; Реферативные сообщения (примерные темы): Эволюция или Творение. Решит ли наука вековой спор? Мышление и деятельность. Свобода мысли - что это такое? (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) Аудиторная самостоятельная работа студента Коллективное обсуждение проблемы образования с составлением опорного конспекта. работа с карточками - заданий психологический тест: «Познай людей и самого себя». | 6 |
| Раздел 2. | Общество как сложная динамическая система | 10 |
| Тема 2.1. Тема 2.2. Тема 2.3. Тема 2.4 Тема 2.5 Тема 2.6 | | |
| - Понятие общества. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы. Презентация: «Что такое общество?» -Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. -Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. -Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Презентация: «Глобализация». -Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Контрольная работа по теме «Общество как сложная динамическая система». | 2 2 2 2 1 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: выполнение тестовых заданий; работа с учебной, методической, справочной литературой; решение ролевых задач; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных; Реферативные сообщения (примерные темы): Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса и его критерии. Место России в современном мире. Астрология в свете критического мышления. (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) Аудиторная самостоятельная работа студента: работа с учебно-методической литературой; работа с контрольными вопросами; | 6 |
| Раздел 3. | Экономическая сфера общества | 26 |
| Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Тема 3.6 Тема 3.7 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема 3.10 Тема 3.11 Тема 3.12 Тема 3.13 Тема 3.14 | -Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. -Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. -Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. -Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Презентация: «Ценные бумаги». -Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. -Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. -Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Презентация: «Экономические проблемы безработицы. Социальные проблемы рынка труда». -Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. -Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. -Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. -Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. - Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. - Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. - Контрольный урок по теме « Экономическая сфера общества». | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: работа со словарями и справочниками для составления глоссариев; ознакомление с нормативными документами; составление диаграмм и таблиц по содержанию учебного материала; составление кроссвордов и ребусов по изученному учебному материалу; выполнение тематических слайдов; социологические опросы населения на тему «Здоровье и материальный достаток»;(анкетирование) мини- дискуссия «Почему рыночная экономика иногда бывает «базарной»? участие в предметных конкурсах и т.д. Реферативные сообщения (примерные темы): Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной. Предпринимательство. История развития предпринимательства в России. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Социально-регулируемое рыночное хозяйство Прожиточный минимум и уровень жизни в России. Роль государства в экономике в период президентства Б.Н.Ельцина, В.В.Путина, Д.А.Медведева. (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) Аудиторная самостоятельная работа студента: работа с учебно-методической литературой, осознание проблемы и попытка её разрешения; построение философского предложения или текста из предложенных экономических терминов; выявление и сравнение понятий, точек зрений, мнений (табличный вариант); работа с контрольными вопросами; работа с тестовыми заданиями; | 6 |
| | - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - изучение глобальных экономических проблем на примере СМИ; - расчет прожиточного минимума для себя, будущей своей семьи и т.д. | |
| Раздел 4. | Социальная сфера общества | 18 |
| Тема 4.1 Тема 4.2 Тема 4.3 Тема 4.4 Тема 4.5 Тема 4.6 Тема 4.7 Тема 4.8 Тема 4.9 | -Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальная мобильность -Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. - Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. -Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. -Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. -Семья и брак. Проблема неполных семей. -Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. - Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. - Контрольная работа по теме «Социальная сфера общества». | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: выполнение тестовых заданий; работа с учебной, методической, справочной литературой для составления глоссария; решение ситуационных задач повышенной сложности без эталонов ответов; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных; поиск информации в интернете; анкетирование изучая социальное положение человека в обществе; определение алгоритма поведения в социальных ситуациях; выполнение тематических слайдов; используя интернет технологии выполнить творческую коллективную работу «Проецирование своего будущего» выполнение семейного древа, учитывая социальную мобильность рода (индивидуальная творческая работа) Реферативные сообщения (примерные темы): тема «Стыд запрещает порой то, что не запрещают законы»; Структура родства. Роль среднего класса в обществе. Размышление: «в какой класс-бедный или богатый - легче войти, а из какого класса легче выйти ». Поведение как социальная категория. Исторические типы семейных отношений (на примере отечественной художественной литературы и отечественного кинематографа) (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1.Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) Аудиторная самостоятельная работа студента: работа с учебно-методической литературой для составления планов текста; решение ситуационных задач на основе полученных алгоритмов; терминологический диктант; работа с контрольными вопросами; работа с тестовыми заданиями; категориальный анализ русско-народной мудрости, пословиц, отрывков из художественных произведений и т.д.. - Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - определение личной гражданской позиции и предвидение возможных последствий определенных социальных действий (материалы СМИ); - решать практические проблемы, возникающие в социальной деятельности, ориентируясь в актуальных общественных событиях своего города, села, группы. | 10 |
| | | |
| Раздел 5. | Политическая сфера общества | 18 |
| Тема 5.1 Тема 5.2 Тема 5.3 Тема 5.4 Тема 5.5 Тема 5.6 Тема 5.7 Тема 5.8 Тема 5.9 | -Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции. -Политическая система. Типология политических режимов. Презентация: «Политический режим» -Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. -Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Презентация: «Политическая элита» -Политические партии и движения. - Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. Презентация: «Место и роль СМИ в политической жизни» -Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. - Политическое лидерство. Основы государственной власти РФ. Федеративное устройство в РФ. - Контрольная работа по теме: « Политическая сфера общества». | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: выполнение тематических кроссвордов и чайнвордов; работа с учебной, методической, справочной литературой для составления глоссария; решение социально-политических задач, используя СМИ; командно-групповое выполнение тематических папок, слайдов, презентаций; выполнение тематических схем; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных, поиск информации в интернете; социологический опрос населения Реферативные сообщения (примерные темы): Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей. Политика – наука, искусство и профессия. Свободные выборы – утопия или реальность. Четвертая власть и ее роль в политической жизни. Демократия – за и против. Политические партии и лидеры современной России. Лидер – кто он? Политические идеи русских мыслителей. Консерватизм, либерализм, социализм. Молодежь и ее роль в современной политике. Политические реформы в современной России. Тема эссе « Политиком можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) | 10 |
| Аудиторная самостоятельная работа студента: работа с учебно-методической литературой для выполнения аналитической обработки текста; работа с контрольными вопросами; работа с тестовыми заданиями; решение ситуационных задач; ролевые игры; мини - дискуссия «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах» (Конфуций) создание ситуаций диалектно-логических противоречий. | |
| | - анализ современных общественных явлений и событий; - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; -на примере современных партий в табличном варианте выполнить сравнительный анализ (формы агитации, содержание предвыборной программы и степень реализации и т.д.); - «четвертая власть» анализ СМИ с точки зрения влияния на политическое сознание электората. | |
| Раздел 6 | Человек в системе общественных отношений | 14 |
| Тема 6.1 Тема 6.2 Тема 6.3 Тема 6.4 Тема 6.5 Тема 6.6 Тема 6.7 | -Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. -Социальные роли в юношеском возрасте. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. -Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. -Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. -Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. -Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. -Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. - Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений». | 2 2 2 2 2 1 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: составление планов текста, графическое изображение структуры текста; поиск информации в Интернете; решение ситуационных задач и др. социологическое исследование «Религиозные объединения в вашем регионе (районе, городе и т.д.) Реферативные сообщения (примерные темы): «Великие о великом» выдающиеся деятели науки и культуры, религиозные мыслители о сущности человека Духовная жизнь общества (различные нужды к трактовке понятия по материалам прессы, философской литературы. Вклад русских ученых в мировую науку (по выбору). Культура моего города. «Куда пойти учиться?» Информационно-справочная презентация по направлениям высшего профессионального образования.. (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1.Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) Аудиторная самостоятельная работа студента: работа с учебно-методической литературой; терминологический диктант; командные деловые игры; групповые соревновательные действия по составлению тематического чайнворда; мини-дискуссия «К чему ближе философия – к искусству или к науке?». -применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; - на основе приобретенных обществоведческих знаний формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; находить правильные ответы на жизненные ситуации, используя критическое мышление. -Критическое восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации. Оценивание происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права (материалы СМИ). | 10 |
| Раздел 7 | Правовое регулирование общественных отношений | 28 |
| Тема 7.1 Тема 7.2 Тема 7.3 Тема 7.4 Тема 7.5 Тема 7.6 Тема 7.7 Тема 7.8 Тема 7.9 Тема 7.10 Тема 7.11 Тема 7.12 Тема 7.13 Тема 7.14 Тема 7.15 | -Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. - Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. -Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. -Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. -Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. -Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. -Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. -Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. -Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. -Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. -Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. - Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. -Правоохранительные органы. Судебная система. -Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. - Контрольная работа по теме « Правовое регулирование общественных отношений». | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: защиты прав и интересов личности; (карточки заданий -табличный вариант) выполнение тестовых заданий; подготовка тематических попок по отдельным отраслям права; работа с учебной, методической, справочной литературой; ознакомление с нормативными документами; решение ситуационных и профессиональных задач по основам права; работа в библиотеке с учебно-методической литературой и доступной базой данных; участие в тематических конкурсах и олимпиадах по избирательному праву; создание тематических презентаций. Реферативные сообщения (примерные темы): Общество и его регуляторы. Право – воплощение справедливости и добра. Права человека – эволюция развития. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Права потребителей. Конституционализм и конституционные идеи в России и мире. Конституция РФ – основной закон жизни государства. Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы. Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития. Тоталитаризм – феномен XX столетия. - аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. - правовое регулирование собственной жизнедеятельности, решая практические вопросы реальной жизни, применяя основной закон РФ, законы отраслей права и др. (Рекомендованная литература Электронной библиотеки медицинского техникума: 1.Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 192) Аудиторная самостоятельная работа студента: работа с учебно-методической литературой, составление схемы изучаемого материала; фрагментарная работа по карточкам определенного блока работа с контрольными вопросами; работа с тестовыми заданиями; индивидуальные рефлексивные задания. | 10 |
| Итоговое занятие | Дифференцированный зачет в форме устных вопросов | 2 |
| | ИТОГО: 188 часов | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия: таблицы, плакаты, тематические слайды, компакт-диски с учебным материалом, электронно-образовательные ресурсы информационного и контролирующего знания характера.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.
Учебно-программная документация: рабочая учебная программа, тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства, тетради для самостоятельной работы студентов.
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео - обучения аудиовизуальные средства.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В.Телюкиной Обществознание: учебник для 10 кл. - М.: Просвещение, 2018 – 350с.
2. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, В.А.Литвинова Обществознание: учебник для 11 кл. М.: Просвещение, 2018 – 335с.
Дополнительные источники:
1. Е.В. Домашек, О.В.Вильчинская, А.В.Чагина «Обществознание в таблицах и схемах» - Ростов – на - Дону: Феникс -2014- 192с.
2. А.Ф.Никитин, Г.И.Грибанова, Д.С.Мартьянов «Обществознание» - М.: Дрофа -2014 -191с.
3. А.Г.Важенин «Обществознание» (для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей) – М.: Академия -2014- 432с.
4. Е.С.Королькова « Практикум по обществознанию: Политика. Право» - М.: Экзамен – 2017 – 143с.
5. Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская «Практикум по обществознанию» (задания с кратким ответом) - М.: Экзамен – 2017 – 173с.
Интернет ресурсы:
1. http://danur-w.narod.ru/
2. http://pravo.gov.ru/
3. http://www.uznay-prezidenta.ru
4. http://www.duma.gov.ru
5. http://www.gks.ru
6. http://xn-dtbhthpdbkkaet.xn-- p1ai/methodical/programs/Pravo_10-11.pdf
7. http://www.edu. ru/
8. http://www. ege.edu. ru/
9. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
10. http:// lesson- history.narod.ru/
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. 21.07.2014 г)
Гражданский кодекс Российской Федерации №51-ФЗ (часть первая) от 30.11.1994 г. (ред. от 05.05.2014)
Гражданский кодекс Российской Федерации №14 ФЗ (часть вторая) от 26.01.1996 г. (ред. от 21.07.2014
Гражданский кодекс Российской Федерации №146-ФЗ (часть третья) от 26.11.2001 г. (ред.от 05.05.2014)
Гражданский кодекс Российской Федерации №230-ФЗ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. ( ред. от 12.03.2014)
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации №138-ФЗ от 14.11. 2002 г
(ред. от 21.07.2014).
Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 г. (ред. от 04.08.2014г)
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) №195-ФЗ от 30.12. 2001. (ред. от 04.11.2014)
Трудовой кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 30.12.2001. (ред. от 04.11.2014)
Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29.12. 1995 г. (ред. от 04.11.2014)
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации №174-ФЗ от 18.12. 2001 г. (ред. от 22.10.2014).
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 21.07.2014г)
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 22.10.2014)
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ред. 04.11.2014г)
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от.02. 12.2013 г) Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 14.10. 2014 г). Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 г. №62-ФЗ. «О гражданстве Российской Федерации» (редакция от 23.06.2014)
Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014 года).
Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 12.03.2014)
Федеральный закон Российской Федерации от 22.02.2014 г. №20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30.09.2014)
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов/блиц-опроса, аналитической работы с материалом текста; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, рефератов, эссе, социального проекта.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. На занятии осуществляется проверка усвоения материала, разъясняются наиболее сложные и трудные для усвоения вопросы. В ходе занятий у студентов формируются необходимые умения и навыки .
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий могут иметь вариативный и дифференцированный характер. По всем предлагаемым видам внеаудиторной самостоятельной работы должны быть разработаны методические указания с перечнем тем, заданий, формами и методами контроля.
Контроль и оценка результатов освоения предмета Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Освоенные общие компетенции | Освоенные умения, усвоенные знания | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений - выделять черты социальной сущности человека; - определять роль духовных ценностей в обществе; - распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; - различать виды искусства; - соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; - выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; - выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; - раскрывать связь между мышлением и деятельностью; - различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; - выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; - анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; - различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; - выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; - иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; - выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; - выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; - приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; - формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; - иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Социальные отношения Выделять критерии социальной стратификации; - анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; - выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; - выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; - конкретизировать примерами виды социальных норм; - характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; - различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; - определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; - различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; - выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; - характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; - характеризовать социальные институты семьи и брака; - раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; - характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; - высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; - формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; - осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; - оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Экономика Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; - конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; - объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; - различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; - различать экономические и бухгалтерские издержки; - приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; - различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; - различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; - выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; - определять причины безработицы, различать ее виды; - высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; - объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; - анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; - приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; - высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; - различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Политика Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; - различать политическую власть и другие виды власти; - устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; - высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; - раскрывать роль и функции политической системы; - характеризовать государство как центральный институт политической системы; - различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; - обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; - характеризовать демократическую избирательную систему; - различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; - устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; - определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; - конкретизировать примерами роль политической идеологии; - раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; - формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; - оценивать роль СМИ в современной политической жизни; - иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; - различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; - выделять основные элементы системы права; - выстраивать иерархию нормативных актов; - выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; - различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; - обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; - аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; - раскрывать содержание гражданских правоотношений; - применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; - различать организационно-правовые формы предприятий; - характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; - давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; - находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; - характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; - иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; - извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); - объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека | научится: Человек. Человек в системе общественных отношений Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; - оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; - характеризовать основные методы научного познания; - выявлять особенности социального познания; - различать типы мировоззрений; - объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения; - выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. Общество как сложная динамическая система Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; - выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; - систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). Социальные отношения Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. Экономика Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; различать источники финансирования малых и крупных предприятий; определять практическое назначение основных функций менеджмента; определять место маркетинга в деятельности организации; применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; раскрывать фазы экономического цикла; высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. Политика Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; - выделять основные этапы избирательной кампании; - в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; - отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; - самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; - характеризовать особенности политического процесса в России; - анализировать основные тенденции современного политического процесса. Правовое регулирование общественных отношений Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; - перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; - характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; - выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; - применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; - характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. | собеседование, тестирование, устный и письменный опрос, составление плана текста работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.); подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции ; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование; подготовка к деловым играм cамоконтроль, семинары учебная дискуссия собеседование выступления, конспекты, презентации деловая игра проверка индивидуальных заданий, устный опрос частично-поисковый метод тестирование собеседование, тестирование, устный и письменный опрос, составление плана текста работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.); работа с картой; подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование; подготовка к деловым играм cамоконтроль, семинары учебная дискуссия собеседование выступления, конспекты, презентации деловая игра проверка индивидуальных заданий, устный опрос частично-поисковый метод тестирование собеседование, тестирование, устный и письменный опрос, составление плана текста работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.); работа с картой; подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции ; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование; подготовка к деловым играм cамоконтроль, семинары учебная дискуссия собеседование выступления, конспекты, презентации деловая игра проверка индивидуальных заданий, устный опрос частично-поисковый метод тестирование собеседование, тестирование, устный и письменный опрос, составление плана текста работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.); работа с картой; подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование; подготовка к деловым играм cамоконтроль, семинары учебная дискуссия собеседование выступления, конспекты, презентации деловая игра проверка индивидуальных заданий, устный опрос частично-поисковый метод тестирование собеседование, тестирование, устный и письменный опрос, составление плана текста работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа4 использование аудио и видеозаписи, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.); работа с картой; подготовка доклада, сообщения к выступлению на семинаре, конференции ; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование; подготовка к деловым играм семинары учебная дискуссия собеседование выступления, презентации деловая игра Дифференцированный зачёт |
13